Обсуждение темы: "Семаргл"

Переплут тоже он)))

О Переплуте.

Пергрубий — Божество плодородия у литовцев и пруссов.
Переплут — Божество плодородия в Древней Руси.

Пергрубий

У балтийских славян божество цветов и растений (у литовцев и пруссов – Пергрубиос). В день святого Георгия (Юрия) 23 апреля приносили жертвы этому богу. Весной, когда таял снег, появлялась трава, когда начинали пахоту, – поселяне собирались в просторном доме, где жрец (у литовцев – «вуршкайт») брал чашу пива и оглашал хвалу Пергрубию. Жрец брал в правую руку чашу с пивом, обращался к богу: «Пергрубий, ты прогоняешь зиму, ты возрождаешь рощи и леса!» Потом жрец без помощи рук зубами поднимал чашу, выпивал ее и бросал чашу назад через голову. Жрец выпивал чашу до дна одним махом. Так должны были сделать все присутствующие. В жертву Пергрубию приносили теленка или козла, кровью которых кропили всех присутствующих, а еще несли кровь в посудинах домой и кропили скот.
 
Какой кошмар.
 
ПЕРЕПЛУТ — священная крылатая собака Семаргл, божество, охраняющее семена и посевы, которое позже стали называть Переплутом, чем, вероятно, подчеркивалась его связь с землей, с охраной корней растений. Культ Переплута справлялся в Русальскую неделю.
 
По представлению славян, Переплут – чудесный крылатый пес – хозяин всего подземного царства: растений, корней, семян и прочего; божество достатка и богатства. Хвост и крылья Переплута на изображениях переходят в плетение растений. Он охраняет Мировое Дерево. В XII–XIII вв. Переплут сменяет Симаргла и перенимает его функции.
 

Русалии и бог Симаргл-Переплут (Б. А. РЫБАКОВ)
овершенно иным был замысел русских средневековых поучений: они были обращены не к церковному начальству и не к самим русским полуязычникам XI—XIII вв., а к той основной части русского духовенства, которая плохо боролась с пережитками язычества, приноравливалась к народным праздникам, позволяла себе принимать участие в языческих пирах и братчинах, организуемых их прихожанами: «Того бо ради пьете и ясте и дары емлете у них», говорится в одном из поучений [1]. Поэтому русские поучения лишь упоминают о существовании языческих обрядов и верований, но почти не описывают их и не раскрывают их сущности, оставляя многое недосказанным и неясным. Неясность породила сомнения у исследователей, и из немногочисленного славянского пантеона начали вычеркивать одного бога за другим. Первым вызвал сомнения Симаргл, которого еще старые переписчики превратили в двух богов — Сима и Регла, затем Макошь была перенесена в разряд финских божеств, Хорс — иранских, а Сварог — индийских, бог Род был низведен до уровня незначительного домового, мелкого семейного божка. Русалки-вилы стали считаться заимствованием у болгар, а бог Переплут, в честь которого древнерусские люди устраивали пляски и пили из священных рогов, был объявлен сомнительным.
 
Культ Переплута справлялся в Русальскую неделю.
– хозяин всего подземного царства: растений, корней, семян и прочего; божество достатка и богатства.
Все признаки Ярилы.
Ярило не солнце.Он солнцем назван только в пьесе Островского Снегурочка,от этого идет заблуждение распространенное.
 
По представлению славян, Переплут – чудесный крылатый пес – хозяин всего подземного царства: растений, корней, семян и прочего; божество достатка и богатства. Хвост и крылья Переплута на изображениях переходят в плетение растений. Он охраняет Мировое Дерево. В XII–XIII вв. Переплут сменяет Симаргла и перенимает его функции.
Ооо как, а я последние дни о нем и думаю, и так интересно мыслью озаботился, как его величали и величают. Рассматривал не так давно как он в порядок приводил одну территорию, там процесс конечно длится уже лет так 50 и еще столько же пройдет пока все выровняет , но его уже видно , как формируется и перестраивает мир подле себя.
 
В средневековом искусстве Ирана, Византии и Руси с теми же функциями охранителя растительности выступает и грифон, и, может быть, кентавр. Из письменных источников исчезает загадочный Симаргл, имевшийся в текстах XI в., и появляется в XII—XIII вв. бог с неизвестными функциями — Переплут. В «Слове некоего христолюбца» еще упомянут Симаргл, а уже в «Слове о том, како погани суще кланялиси идолом», Симаргла уже нет, а есть Переплут [43].



М. Соколову принадлежит интересная догадка, что Переплут — это бог растительной силы — Ярило [44].



Г.А. Ильинский считает, что Переплут этимологически должен быть истолкован как «бог изобилия и богатства» и может быть сопоставлен с древнепрусским божеством Пильвитусом, тоже богом изобилия, в честь которого «подымалась заздравная чаша с пивом и воглашалось моление, чтобы этот бог послал стране хороший урожай» [45].

А.В. Соловьев предложил рассматривать Переплута как бога оплодотворения (от «съплетение» complexus), что вполне согласуется с обоими указанными выше мнениями [46].



Если мы обратимся к нашему «серебряному фольклору», к русальным браслетам XII в., то увидим, что классический образ двулапого крылатого пса Сэнмурва-Симаргла все более видоизменяется и варьирует. На браслетах есть Симаргл-охранитель растений в том его виде, в каком он известен иранской мифологии; на киевских и владимирских браслетах мы видим птицу с явно собачьей мордой около растений (рис. 16). Таков Симаргл на киевской литейной форме, таковы два Симаргла на браслете из Терихова, расположенные в нижнем ярусе, как бы под корнями завитых берез верхнего яруса [47].
 
@Севастей
Тем не менее, во Владимире есть историческое место: Ярилина горка. И Имя Яромир - старое имя. Ещё славянское. Яровые.опять-таки. посевы,которые. Т.е. Ярило - имеет место быть.
 
@Пепел
Деятельный он))) Любит порядок.
 
Русалии и бог Симаргл-Переплут
Куда пропал Семаргл Переплут из русалий?нет его там.

Семицкая неделя (перед Троицей)
Неделя: рус. Зелёные святки[16], Троицкие святки[17], Русалочья неделя[18], Русальная неделя[19], Русалии, Великая неделя[20], Клечальная[21], Задушные поминки, Кукушки, Завивание венков[1], Неделя Святых Отец[22]; белор. Сёмуха, Сёдмуха, Сёмка, Зелянец, Зялёныя святкі[23]; польск. Zielone Świątki, Stado[24]; чеш. Králový týždeň[25].

Зато вот посмотри кто есть.
Проводы русалок и Ярилы
Обряд представлял собой шествие по селу или выход за пределы села группы участников, которые сопровождают ряженого, именуемого русалкой.

В некоторых местах русалок провожали в Клечальную субботу (тул.), в Духов день (астрахан.), во вторник на Русальной неделе (рязан.), в день заговенья на Петров пост (саратов., рязан.). В восточном Полесье ритуал приурочен к первому понедельнику Петрова поста[93].

В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны»[94], а в Твери хоронили Ярилу. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В брянском Подесенье обряд проводов русалки проходит с Троицы по Семик (четверг на троицкой неделе) или по Петровские заговины[95].

Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями
 
Симаргл-Переплут, хвост и крылья которого превращаются в растительную плетенку, изображен на киевском браслете из клада Михайловского монастыря 1903 г. (рис. 16). Рядом с ним — знак солнца. На другом киевском браслете (№ 1 в описании выше) в нижнем, так сказать, подземном ярусе под крылатыми вилами и папоротником изображены корни, изогнутые художником так своеобразно, что они образуют подобие какого-то существа. Эти корни должны быть сопоставлены с прекрасным Симарглом на втором старорязанском браслете: хвост крылатого пса в своей нижней части превращается в такие же корни.



Большой интерес представляют два существа на описанной выше киевской литейной форме. Если на одной створке даны обычные Симарглы, то на второй — «сирены мужского рода», птицы с мужской (а не девичьей) головой в колпаке. Не есть ли это начало антропоморфизации Симаргла-Переплута?



Самыми яркими в этом ряду являются два таких же существа на прекрасном старорязанском браслете с плясуньей и гусляром: мужские головы в колпаках, свадебный знак на вороте (восходящий к трипольской идеограмме засеянного поля), крылья с волнистой линией воды, две собачьи лапы и хвост, превращенный в корень с побегами (рис. 17). Возможно, что один из отростков хвоста-корня воспроизводит фаллос этого Переплута, что вполне согласовалось бы с пониманием его как Ярилы. В нижнем ярусе изображены корни с побегами.
 
Культ Переплута прочно засвидетельствован русскими средневековыми источниками. В «Слове о том, како погани суще кланялися идолом», основа которого восходит к XI в., а интересующая нас вставка — к XII—XIII вв., говориться, что славяне приносят жертвы таким богам: «вилам (русалкам), и Мокошьи, Диве, Перуну, Хорсу, Роду и рожаници, упиремь и берегыням и Переплуту и вертячеся пьют ему в розех...». В другом поучении («Слово о томъ, како первое погании веровали в идолы») повторяются слова о Переплуте и о том, что в честь его пляшут и пьют из рогов:

«А друзии веруют в Стрибога и Дажьбога и Переплута, иже вертяче ся ему пиють в розех забывше бога, створившего небо и землю, моря и реки и источникы» (рис. 18) [48]. В этнографическом материале мы видели исступленную пляску с «извиваниями» болгарских русальцев в русальную неделю, когда они в процессе пляски пили ритуальное питье из чаши.
 
На серебряных браслетах конца XII в. наше внимание должна остановить в этой связи композиция на левой створке тверского браслета: пляшущий русалец в центре и две пьющие из конических кубков или рогов женщины по сторонам. Одна из женщин (именно та, к которой обращен лицом русалец), поднимая свой рог, касается рукой крыльев вырастающего из-под земли Симаргла. Едва ли эту интереснейшую сцену можно объяснить иначе, чем жертвоприношение Симарглу-Переплуту: здесь есть и вертящийся в пляске русалец в «упестренной» одежде, и ростки хмеля, и женщины, пьющие из рогов или кубков, и сам герой торжества, бог растительной силы, крылатый пес Симаргл, покровитель корней, получающий живительную влагу от русалки.
 
И Имя Яромир - старое имя. Ещё славянское. Яровые.опять-таки. посевы,которые. Т.е. Ярило - имеет место быть.
Ты хокей не смотришь наверно,имя Яромир Ягр тебе ниочем видимо не говорит)
Вообще вот насчет имени.
Яромир (стар. болг. Яромир, сербохорв. Jаромир, чеш. Jaromír, стар. польск. Jaromiar, Jeromiar, Jeromier) — мужское имя славянского происхождения.
 
@Пепел
Ты прав. Но,назови его по имени. Он будет доволен)))
 
Назад
Сверху