Обсуждение темы: "Семаргл"

@Сова Полярная,эти статьи Яромира,и твои сказки ,это уже книга такая есть или это просто статьи?
 
Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:
 
Ты не смотрела куда след этих заговоров идет?Или гугл совсем уже мозг заменил?)
Не груби старшим. Что ты все на личности переводишь. ведешь спор .как бабка с семками на базаре.
 
Пантеон князя Владимира[2]
  • Перун — верховный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец[3]. Сменился Ильёй-пророком.
  • Хорс — олицетворённое солнце[4]
  • Дажьбог — солнечное божество, покровитель Русской земли и русских людей от князя до земледельца[5]
  • Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)[6]
  • Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами[2]
  • Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества[7]. Сменилась Пятницей.
 
Так ты по прежнему считаешь у Владимира в пантеоне собака стояла?
 
196 Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут, с. 91-116; Rybakov В. A. The Rusalii and the God Simargl-Pereplut. -- Soviet Anthropology and Archeology, 1968. vol. VI, N 4, p. 34-59.

Симаргл (может быть, правильнее Семаргл от слова "семя"?) - божество низшего порядка; это -- священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы. Уже в трипольской росписи встречаются псы, прыгающие и кувыркающиеся (как бы летающие) вокруг молодых растений. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов от поедания и вытаптывания была важным делом.

Персидский Агурамазда поручал Сэнмурву заботу о небесном "дереве всех семян". Симаргл-Сэнмурв был как бы олицетворением "вооруженного добра": при мирных аграрных функциях он был наделен когтями, зубами и вдобавок крыльями; он -- защитник посевов. Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птице-дев, являлись божествами орошения полей, дождями или влажными утренними туманами
 
Особый интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 г., где, кроме "многовертимого плясания" в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту 198. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пес Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута (см. рис. rbyds108.gif).

-------------------------------- 198 Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л., 1971, рис. 145-146.
 
При всей близости русского Симаргла-Съмаргла к иранскому Сэнмурву следует сказать, что здесь перед нами не столько заимствование, сколько одинаковость образа. В пользу этого говорит и то, что ни один из многочисленных иранских вариантов имени Сэнмурва не совпадает с русской формой.
193 С представлением о Стрибоге как о божестве неба вполне увязывается и наименование ветров "стрибожьими внуками" ("Слово о полку Игореве"),

194 Геродот. История, IV-59, с. 201.
 
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
_____________
Сам же Рыбаков ссылается на то что у славян никогда изображения животных ,КУМИРАМИ не называли!Нивкаком виде!
 
Кумир Семарглу был ?
Был.
Так чего же тебе ещё надо ? ...( продолжи фразу из "Ивана Васильевича сам...)
 
Кумиры имели только человеческий облик.
И на браслетах Семарглов собак по три штуки,в то время как в пантеоне онупомянут только в единственном числе.
 
Как мы видели, и грифоны и семарглы хорошо представлены в прикладном искусстве той части Руси, которая широкой полосой окаймляла русские земли на юго-востоке и в значительной мере состояла из древних пространств славянской прародины, соприкасавшейся некогда со скифами-номадами. Образ Семаргла и его метаморфозы будут рассмотрены в следующей главе; здесь нам надлежит определить взаимоотношения этих двух мифических персонажей.

В сложной мифологической композиции турьего рога середины X в. есть два грифона, но нет Семаргла. В пантеоне 980 г. есть персонифицированный Семаргл, но нет грифонов. В символике прикладного искусства (колты) есть и грифоны и семарглы, бытующие примерно на равных правах, но с некоторым географическим разделением: в Киеве и Чернигове -- грифоны, в Северском Левобережье (бывшая область гелоно-скифов) и в Рязани -- семарглы. По всем этим материалам трудно определить иерархическое положение грифонов и семарглов, но, по счастью, в нашем распоряжении есть несколько изделий, на которых есть оба интересующих нас существа. Во-первых, это -- медные пластины суздальских церковных врат 1220-х годов, где наведенный золотом огромный грифон размещен в срединном круге, а два семаргла с тщательно моделированными собачьими мордами помещаются вне этого круга, наверху.
 
В пантеоне 980 г. есть персонифицированный Семаргл
 
Ежу понятно что пантеон Владимира состоял из кумиров изображающих богов в виде людей.
Другой вопрос,куда Семаргл исчез из народной культуры.Вроде самый близкий к народу и исчез вообще!Куда?
Боги более далекие от народа в культуре сохранились в названиях и т.д. а Семаргл куда исчез?
 
Ежу понятно что пантеон Владимира состоял из кумиров изображающих богов в виде людей.
Другой вопрос,куда Семаргл исчез из народной культуры.Вроде самый близкий к народу и исчез вообще!Куда?
Боги более далекие от народа в культуре сохранились в названиях и т.д. а Семаргл куда исчез?
Вот с этим утверждением можно поспорить. Сведения о Богах так же утрачен, побольшому счету. а в сказках следы Сварожича найти можно.
 
Назад
Сверху