Ритм дыхания, поза человека и мыслительный процесс взаимосвязаны. Изменения одной из этих составляющих автоматически влечет за собой изменения остальных, во всяком случае тада, када человек, что называется, спит наяву. Эта особенность даёт, в частности, возможность угадывать мысли, которыми занят ум спящего в текущий момент. Всё это ни для кого не новость. Но речь не об этом. Речь, скорее, о гармонии перечисленных выше составляющих, и, по сути, это вольный пересказ прочитанной мной когда-то научной статьи, посвященной тематике Роль дыхания и позы в процессах обучения. Ну и кое-что от себя, как водится)..
Нередко, человек, концентрируясь на чем-нибудь, непроизвольно задерживает дыхание. Ясный и вполне обоснованный вывод, к которому я пришел, прочитав эту статью, такой: задержка дыхания - ошибка, которая может дорого обойтись практикующему концентрацию. Ведь, кто-то практикует концентрацию. Так вот, если он не обратит внимание на эту ошибку, он не только не преуспеет в своём деле, но может попутно еще порядком себе навредить.
Американские психологи говорят, что при виде сложных математических формул каждый N-ый взрослый человек испытывает бессознательный ужосс с полным букетом симптомов, характерных для страха. При одном только виде формул, а не при попытке понять их. Пока это только статистика. Но скоро, возможно, найдётся и объяснение. Я лично не исключаю, что причиной этого ужосса является ушедший в бессознательное школьный опыт "самоудушения", которым сопровождались попытки сконцентрироваться на формулах. Чем сильнее было желание понять их смысл, тем туже затягивалась петля во время концентрации на них... Благо, в России не считается зазорным не иметь математические навыки. Но в штатах, особенно, где-нибудь в частных школах, это, возможно, и не так...
Мысль сопровождается дыханием. Поэтому за этим желательно следить и по возможности приводить в гармонию (а лучше не надо, достаточно просто следить) все задействованные составляющие: мышление, дыхание, поза. Другими словами, концентрируясь на внешних или внутренних объектах (напр. мысли), надо следить за дыханием и не позволять телу принимать позы, мешающие дышать естественно, ровно и свободно.
Иногда, говоря о гармонии в природе человека, проводят аналогию с хлебом, который суть мука, соль, огонь и вода, смешанные в определенной пропорции. Было бы неверно утверждать, что существует одна единственная пропорция, которую можно назвать хлебом. Правильнее, наверное, сказать, что любая пропорция, которую можно считать хлебом, не сильно отличается от некой гипотетически идеальной пропорции. Чуть более соленный или более поджаренный хлеб - тоже хлеб. Эта аналогия, думаю, подходит и для смеси мысль+дыхание+поза. Некогда, - утверждают авторы статьи, - составляющие этой смеси считались равноценными. Прививая своим воспитанникам те или иные навыки, воспитатели одинаково уделяли внимание каждой из этих составляющих. И успех учителя во многом зависел от знания "идеальной пропорции" каждого отдельно взятого ученика. В современных же школах лишь некоторое значение придается позе, которая для всех одна и та же: сидеть по стойке смирно; и никакого значения не придается дыханию. Про то, как обстоят в современной школе дела с индивидуальным подходом, молчим.
И от себя... ничуть не сомневаюсь, что всё это верно по отношению к любому действию, в основе которого лежит воля, в частности, к медитации. Замечу, что действие и делание в контексте излагаемого не являются синонимами. Соответственно, бездействие и неделание - это не одно и то же. Неделание или недеяние, о котором говорили даосы, это отнюдь не бездействие. Бездействие ведёт в анабиоз. А действие это свет.. или, если красиво, для девочек, - это акт завуалированного Присутствия) Очень даже возможно действие без деяний. Но деяния в бездействии - пустая трата времени...