- Регистрация
- 14 Янв 2020
- Сообщения
- 6.971
- Реакции
- 2.355
- Баллы
- 113
Гуны Тамас, Раджас и Саттва - нити, сплетенные в человеке воедино, но каждая означает нечто самостоятельно-отдельное. Их еще называют гунами материальной природы. Некоторые индуисты склонны наделять гуны универсальностью, т.е. описывают ими не только человека, но и всё мироздание. В принципе, почему бы и нет.
Тамас - это инертная пассивность и бездействие. В основе Тамаса стремление материи к неподвижности. Однако стремление к неподвижности не значит, что всё материальное в итоге когда-нибудь остановится. Примеров, в которых стремление к неподвижности является причиной цикличного движения, хватает. Вращение Земли, движение звезд и т.д. происходит вследствие полной капитуляции и сдачи на волю гравитации, господствующей в грубой вселенной.. Когда-то, описывая явления, наблюдаемые в грубой вселенной, ведийские мудрецы брали Тамас за исходное. Неясно, как далеко они продвинулись по этому пути, т.к. до нас вроде-бы дошло не более пяти процентов древнего знания. Но сам подход, даже с точки зрения современной науки, отнюдь не лишен смысла. В человеке Тамас выражает себя через ленность или нежелание чего-то нового; вялость, ощущения усталости; зацикленность в уме, которая есть следствие химико-физических процессов, протекающих по инерции в мозге.
Раджас, наоборот, это возбужденность, одержимость и восторженность. Гнев, нетерпимость и раздражительность также считаются проявлениями Раджаса. В грубой вселенной раджасичными можно было бы, наверно, назвать явления, возмущающие привычный ход событий, такие, например, как коллапсы и взрывы, спонтанно возникающие в благоприятной для этого обстановке. Какое-то одно проявление Раджаса может стать триггером для другого его проявления, например, спонтанный взрыв сверхновой может стать причиной образования в межзвездном облаке глобул, в которых, в свою очередь могут вспыхнуть новые звезды. Сама звезда - это цепочка последовательных превращений, которая заканчивается взрывом сверхновой и т.д.
С другой стороны, сияние звезды есть результат равновесия, которое установливается между собственной гравитацией звезды и энергией термоядерного синтеза. Гравитация стремится схлопнуть звезду, а термоядерная энергия, наоборот, - разнести её на атомы. За счет баланса этих двух сил звезда устойчиво находится в состоянии плазмы. Нечто подобное в человеке можно было бы, наверно, приписать действию Саттвы, гуны, которую еще называют гуной благости. Расход энергии у человека во время практикования цигун, например, должен по-хорошему протекать "в режиме Саттва". Состояние человека под влиянием этой гуны сродни левитации, чего бы это не касалось, физики, чувств и мышления. Не думаю, что Саттва - просто обозначение баланса гун Тамас и Раджас. Иначе арии говорили бы не о трех гунах, а о двух. Саттва - самостоятельная гуна, хотя, возможно, и может стать доминирующей лишь при условии баланса двух других гун, в том смысле, что сбалансированность гун Тамаса и Раджаса является необходимым условием, без которого Саттва невозможна. Только при условие этого баланса Саттва вступает в игру и фиксирует состояние невесомости, делая его естественным и устойчивым.
Тамас - это инертная пассивность и бездействие. В основе Тамаса стремление материи к неподвижности. Однако стремление к неподвижности не значит, что всё материальное в итоге когда-нибудь остановится. Примеров, в которых стремление к неподвижности является причиной цикличного движения, хватает. Вращение Земли, движение звезд и т.д. происходит вследствие полной капитуляции и сдачи на волю гравитации, господствующей в грубой вселенной.. Когда-то, описывая явления, наблюдаемые в грубой вселенной, ведийские мудрецы брали Тамас за исходное. Неясно, как далеко они продвинулись по этому пути, т.к. до нас вроде-бы дошло не более пяти процентов древнего знания. Но сам подход, даже с точки зрения современной науки, отнюдь не лишен смысла. В человеке Тамас выражает себя через ленность или нежелание чего-то нового; вялость, ощущения усталости; зацикленность в уме, которая есть следствие химико-физических процессов, протекающих по инерции в мозге.
Раджас, наоборот, это возбужденность, одержимость и восторженность. Гнев, нетерпимость и раздражительность также считаются проявлениями Раджаса. В грубой вселенной раджасичными можно было бы, наверно, назвать явления, возмущающие привычный ход событий, такие, например, как коллапсы и взрывы, спонтанно возникающие в благоприятной для этого обстановке. Какое-то одно проявление Раджаса может стать триггером для другого его проявления, например, спонтанный взрыв сверхновой может стать причиной образования в межзвездном облаке глобул, в которых, в свою очередь могут вспыхнуть новые звезды. Сама звезда - это цепочка последовательных превращений, которая заканчивается взрывом сверхновой и т.д.
С другой стороны, сияние звезды есть результат равновесия, которое установливается между собственной гравитацией звезды и энергией термоядерного синтеза. Гравитация стремится схлопнуть звезду, а термоядерная энергия, наоборот, - разнести её на атомы. За счет баланса этих двух сил звезда устойчиво находится в состоянии плазмы. Нечто подобное в человеке можно было бы, наверно, приписать действию Саттвы, гуны, которую еще называют гуной благости. Расход энергии у человека во время практикования цигун, например, должен по-хорошему протекать "в режиме Саттва". Состояние человека под влиянием этой гуны сродни левитации, чего бы это не касалось, физики, чувств и мышления. Не думаю, что Саттва - просто обозначение баланса гун Тамас и Раджас. Иначе арии говорили бы не о трех гунах, а о двух. Саттва - самостоятельная гуна, хотя, возможно, и может стать доминирующей лишь при условии баланса двух других гун, в том смысле, что сбалансированность гун Тамаса и Раджаса является необходимым условием, без которого Саттва невозможна. Только при условие этого баланса Саттва вступает в игру и фиксирует состояние невесомости, делая его естественным и устойчивым.