Напряжённый эксперимент: 90% людей готовы по команде бить током незнакомца

Ракса

киберэзотерик
Команда форума
Регистрация
5 Ноя 2019
Сообщения
6.250
Реакции
2.457
Баллы
113
Польские учёные продемонстрировали, что 9 из 10 человек готовы причинять боль незнакомым людям, если им даёт такую команду авторитетный наставник. Своим опытом они подтвердили и даже превзошли результат аналогичного эксперимента, впервые проведённого Милгрэмом в США в 1960-х годах.

Раз сказали — надо делать

Социальный психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета задумал провести опыт, чтобы узнать, насколько легко заставить людей подчиняться приказам. Его интересовало, могли ли палачи в нацистских концлагерях уничтожать миллионы людей, просто, как они говорили, «исполняя приказ». В ходе своего эксперимента, проведённого в 1963 году, Милгрэм хотел выяснить: остановятся ли испытуемые, если их действия будут причинять явную боль другим людям?

Добровольцам объяснили, что в ходе эксперимента проверяется влияние боли на память. Роль учеников, которым требовалось запоминать и повторять пары слов из длинного списка, играли актёры. К ним якобы были подсоединены электроды. Всякий раз, когда ученик ошибался, испытуемый, выступавший в роли учителя, должен был наказывать его ударом тока. С каждым последующим ударом напряжение возрастало на 15 В. Минимальный уровень напряжения составлял 15 В, максимальный — 450 В.

Из 40 испытуемых ни один не отказался нажимать на кнопки и бить учеников током. На 135 В некоторые участники начинали колебаться, однако учёные убедили их, что ответственность за любой исход эксперимента берут на себя. В результате до уровня в 300 В дошли все испытуемые. Каждый раз, когда они выражали нежелание продолжать опыты над людьми, которые кричали и просили прекратить мучения, их убеждали, что эксперимент необходимо довести до конца. Последнюю кнопку, которая отвечала за удар тока напряжением 450 В, нажали 26 человек (65% испытуемых).

58c9838fc3618837378b4583.jpg

Схема эксперимента Милгрэма.
Экспериментатор (E) требует от «учителя» (T) задавать «ученику» (L) вопросы и наказывать его за неправильные ответы


Ничего не поменялось

Спустя 54 года после первого эксперимента Стэнли Милгрэма польские учёные из Университета социальных и гуманитарных наук решили повторить его опыт. Проверка послушания под воздействием чужого авторитета, по их словам, в Восточной Европе ещё не проводилась.

Исследователи из Польши пригласили поучаствовать в эксперименте 80 мужчин и женщин. Им снова сказали, что испытания проводятся в связи с исследованием процессов обучения и тренировки памяти. Задача была та же: по команде нажимать на рычаги, если ученики неправильно отвечали на заданный вопрос.

Эксперимент выявил, что больше эмоций вызывали женские крики, поэтому женщинам сочувствовали в три раза чаще, чем мужчинам. В целом же оказалось, что, за редким исключением, люди готовы в определённых обстоятельствах причинять физические страдания другим, особенно если видят их впервые: 90% испытуемых были готовы нажать последнюю кнопку.

«Когда люди узнают об эксперименте Милгрэма, подавляющее большинство говорит, что никогда бы так не поступили, — подводит итог социопсихолог Томас Гжиб. — Наше же исследование снова показало, как сильно влияет на людей ситуация и как легко они соглашаются делать то, что им не нравится».

58c9848cc361884f318b4591.jpg

Стэнли Милгрэм


Податливость или доверие?

Итоги эксперимента в своё время удивили и расстроили самого Милгрэма. Они не сошлись с предположениями, которые выдвинули опрошенные им учёные и студенты. Этот опыт впечатлил весь мир и неоднократно повторялся в разных странах. Американский учёный решил, что все люди готовы бездумно подчиняться приказам.

Как показало недавнее исследование Сент-Эндрюсского университета, человек обрекает незнакомца на страдания, поскольку убеждён, что делает это во благо, ради чего-то более важного. По мнению испытуемых, в определённых ситуациях жестокость по отношению к людям, не сделавшим им ничего плохого, может быть оправданна и допустима.

Критики же Милгрэма, называвшие его эксперимент неэтичным, отмечали, что концлагерь и научный эксперимент сравнивать неверно. Например, австралийский психолог Джина Перри выдвинула предположение, что большую роль в послушании испытуемых сыграл авторитет учёных, а не привычка подчиняться. То есть участники доверяли экспертному мнению, и это заставило их продолжать причинять боль, несмотря на возможные моральные колебания.

Звучал и другой аргумент: результаты опыта нельзя трактовать как свидетельства бездумной жестокости и отсутствия сочувствия, потому что на самом деле никаким током никого не било.

По результатам аналогичных опытов даже проводились эксперименты, нацеленные на выяснение причин такого поведения людей. Так, публикация, в работе над которой принимала участие Перри, утверждает, что наибольшее значение имело давление на испытуемого. Если его настойчиво просили продолжать, шансы на исполнение возрастали. А чем сильнее сопротивлялся кто-либо из подставных учеников, тем больше испытуемых отказывались продолжать бить его током. Существенное значение имело и то, насколько близки между собой «учитель» и «ученик»: чем лучше они были знакомы, тем меньше была готовность испытуемых причинять боль.
 
Мне вот интересно, артисты имели возможность встать и уйти, или как-то физически сопротивляться? Т.е не были привязанными, обездвиженными или иначе беспомощными противостоять мучительному переживанию? Крик и плач без других проявлений страданий (липкий пот, бледность, или краснота кожи, хриплое дыхание, мышечный тик, и другие проявления, видные из близкого расстояния, и бессознательно считываемые человеком) могли восприниматься именно тем, чем они и были : актерской игрой... И возможность оттолкнуть агрессора, или просто встать и уйти...

Спрашиваю потому, что приносить боль беспомощному человеку, и приносить боль "по правилам игры" человеку, согласному с этими правилами - это проявления разных черт характера.

П.С. мой комментарий касается взрослых, полностью сформированных людей, а не юнцов без навыков критического мышления и опыта противостояния авторитетам.
 
Последнее редактирование:
Мне вот интересно, артисты имели возможность встать и уйти, или как-то физически сопротивляться? Т.е не были привязанными, обездвиженными или иначе беспомощными противостоять мучительному переживанию?
Сами посмотрите.

 
Не сопротивление легитимному авторитету. Да, пожалуй это действительно весомый аргумент. Надо бы исследовать меру легитимности авторитетов. А легитимность ученого (1963) и легитимность закона, подкреплённая мерами законного принуждения (фашисты, например) несколько отличаются по "аргументированности" и "действиям по совести".
 
Не сопротивление легитимному авторитету. Да, пожалуй это действительно весомый аргумент.
Вот как-то так...

И от этого в обществе не уйдешь.
Но... зная как работают эти механизмы, минимизировать негативные последствия для себя любимого!
 
Назад
Сверху