раз уж речь зашла о Костроме... КОСТРОМА - воплощение весны и плодородия Воплощение весны и плодородия в восточнославянской мифологии. Обычно Кострому представляли в образе красивой молодой женщины в длинной белой одежде с дубовой веткой в руках. Она передвигалась по земле в сопровождении девичьего хоровода. С появлением Костромы расцветали растения, в воздухе разливались приятные ароматы. С образом Костромы связан обряд проводов весны, иногда принимающий форму ритуальных похорон. В летнее время был и обряд похорон Костромы. Для него специально изготавливали соломенное чучело женщины. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придёт на землю, принесёт плодородие полям и растениям. Иногда во время проводов весны одна из девушек, одетая в белые одежды, с дубовой веткой в руках, изображала Кострому. А в ритуальных похоронах участвовало соломенное чучело. Кострому со смехом и прибаутками сжигали, после чего, как считалось, она вновь воскресала, подобно зерну, брошенному в землю и возрождённому в колосе.
КОСТРУБОНЬКА (ударение на «у») Воплощение плодородия у восточных славян, мифологический образ, схожий с образом Костромы. Но если Кострома – это женский персонаж, то Кострубоньку чаще всего изображало соломенное чучело с подчёркнутыми признаками мужского пола. Ритуальными похоронами Кострубоньки отмечался переход к весеннему циклу. ПОХОРОНЫ КОСТРОМЫ Весенне-летний обряд, относящийся к ритуалам проводов-похорон, в центре которого персонаж под именем Кострома. Обряд совершался обычно в конце Всесвятской недели – в воскресенье, известное в местных традициях как Русальное, Петровское, Всесвятское заговенье, иногда приурочивался к Троице или Духову дню. Кострому обычно изображала девушка или молодая женщина, выбранные сверстницами, или парень, наряженный девушкой. Одеянием Костромы служили белые простыни, закрывавшие человека с головы до ног, а атрибутом была зелёная ветвь дуба. В ряде мест девушки и молодки, иногда при участии парней, делали антропоморфное чучело из соломы, на которое надевали девичью или женскую рубаху, пояс, сарафан (реже), платок, башмаки. В Муромском уезде Владимирской губернии соломенное чучело одевали в костюм молодого мужчины. При изготовлении чучела Костромы исполнялись обрядовые песни: Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась, Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась: Костромушка умерла. В Самарской губернии сцена смерти разыгрывалась двумя участниками обрядового действия. Один из них, изображавший Кострому, символом которой была зелёная ветвь, «умирал» при появлении другого, ряженного в маску «Смерти», символом которой была сухая ветвь. Кострому – чучело или человека, лежащего неподвижно, под пение с поклонами укладывали в «гроб» - на носилки, доску или в корыто – и несли к реке или в лес. Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию. Девушки и молодые женщины, выполнявшие роль носильщиков «гроба», покрывали головы белыми платками. Двигавшиеся впереди них парни рядились священниками, каждый из них махал «кадилом» - старым лаптем. Ещё одна группа девушек представляла плакальщиц: Кострома, Кострома, Ты нарядная была, Развесёлая была, Ты гульливая была! А теперь, Кострома, Ты во гроб легла! И к тебе ль, Костроме, Сошлись незванные сюда. Стали Кострому Собирать-одевать; Собирать-одевать И оплакивать…
БАТЮШКА-КОСТРОМУШКА Если Кострома – мужчина, то за «гробом мужа» непременно следовала его «жена», которая причитала: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки». В некоторых местах в текстах обрядовых игр упоминаются и другие «родственники» Костромы: мать, сын, кума. На берегу реки или в лесу под берёзкой устанавливали «гроб» с Костромой. Во Владимирской губернии сопровождавшие его лица делились на группы, одна из которых, окружив Кострому и поклонившись, отбивала попытки второй выкрасть Кострому. Борьба заканчивалась похищением чучела. В Саратовской губернии молодёжь, участвовавшая в обряде, защищала ещё «живую» Кострому, которая перед этим весело кружилась в хороводе, от маски «Смерти», появлявшейся со стороны леса, в этом случае Кострома погибала. Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженого, изображавшего Кострому, оставлением «гроба» с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми. В некоторых местах всеобщая радость объяснялась представлением о воскрешении Костромы.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ВЕСНЫ Одним из вариантов обряда «проводы Костромы» являлась детская игра, в которой участвовали только девочки. Во Владимирской губернии над спящей или больной Костромой, которую изображала одна из участниц, лежащая на коленях у подруги, происходил диалог: «Жива ль, Кострома?» - «Жива». Как только объявлялось, что Кострома «умерла», девочки стаскивали её за руки и за ноги на землю. Кострома вскакивала, бросалась на собравшихся, которые с криком «Зелёные глаза!» разбегались. В курском варианте игры «умершая» Кострома могла подойти к любому участнику и, ударив его, сказать: «Пеките блины, поминайте меня». В фольклорных текстах термин «весна» часто использовался как эпитет Костромы. В Саратовской губернии считали, что в лице Костромы провожали весну: Костромушку да наряжали, Девки весну провожали. Пройдёт весна да Троица, Все забавы скроются! Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождения природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, где Кострома представляет собой символ плодородия; с идеей изгнания из человеческого пространства существ потустороннего мира. К ним относят Кострому как персонажа, который по ряду признаков: женская природа, молодость, черты нежити и т.д. – ассоциировался с русалками.
Интересно, что это за село, где еще чтут древние традиции? Бабулька плачет так натурально... Нашел, что этот обряд сохранился и празднуется каждый год в селе Шутилово, Нижегородской области. Село располагается на правом берегу реки Алатыря. Первые упоминания о нем относятся к XVI веку... Почему Шутилово? Эта история относится к временам восстания Степана Разина. Сам атаман в этих местах не был. Но его соратники погуляли здесь во славу. За издевательства над крепостными крестьянами они учиняли расправы над ненавистными им дворянами – вешали на деревьях, сжигали, избивали. В связи с этими «шуточками» деревня и была названа Шутилово... Короче, если бы не Разин, село бы называлось Буденовкой или Ильичевкой или еще как-нибудь. И если бы не Разин мы бы не знали, что Шутило существует не менее 350 лет. Вполне возможно, что оно было еще при Иване Грозном..
@Генри сложно сказать - фото очень старое. Но, раз оно сохранилось, возможно где-то еще чтут традиции. Сложно было все уничтожить, хотя очень старались. Я рада, что начали вспоминать свое, родное...
Похороны Костромы в деревне Шутилово Красноречивые картинки. Так и рисуется утро русального воскресенья.. - пора Кострому хоронить, Мань - да? ну, давай по последней, и пойдем..
@Lionne, пока чисто абстрактный интерес. Но взглянуть со стороны было бы интересно. Это ж и правда необычно... Туда на русальное воскресенье, наверное, немало людей съезжается, просто чтобы посмотреть
@Генри теперь все праздники соединили... так что кое что осталось... думаю, что еще одну тему создам) https://кафемистик.рф/threads/ot-jazychestva-k-pravoslaviju.447/
Тут возможно ещё срабатывает принцип" был бы повод" У нас в глубинке,кое где до сих пор свадьбу празднуют по несколько дней. С выкупами,с кулачными боями, с купанием родителей в озере и омыванием ног у тёщи.
гены вещь упрямая.. Но сам факт - у жителей Шутилово есть место, где похоронена Кострома.. И сам праздник - до свиданья Весна, здравствуй Лето. Если б еще их не дергали чинуши, если бы они пахали и сеяли для себя, если бы еще из этой деревни не сваливали молодые и красивые... в общем, миллион если для того, чтоб это стала по-настоящему красиво