Заповедь Не суди, и не судим будешь

Генри

آمين
Команда форума
Регистрация
14 Янв 2020
Сообщения
5.221
Реакции
1.849
Баллы
113
Спонтанно возникла такая вот тема. Было бы интересно разобраться, прежде всего, со значением слова судить. Ну и, может, поговорить о том, в чём заключается мистика этой заповеди.

По первому пункту возможны разногласия, основанные на неоднозначности слова судить. Одним из значений этого слова является обвинять, осуждать. То есть, как вариант, заповедь можно прочитать, как не осуждай, и никто тебя не осудит. В этом варианте несомненно есть свой житейски-практический смысл, или, скажем так, в таком прочтении отражается её опчественно-моральный аспект. Однако вряд-ли этот аспект является единственным.

Думаю, что эту заповедь можно сравнить с наставлениями или шастрами учения адвайты, согласно которому единство сущего разрушается в уме его дуальностью. Дуальный ум всегда судит окружающее, причем слово судить здесь надо понимать не только, как осуждать, но и как рассуждать, обсуждать, размышлять, приписывать, делать выводы, приходить к заключениям... Не суди, и не судим будешь, причем не судим будешь не потому, что тебя перестанут судить или рядить. Ясно, что никогда не перестанут. Но если ты перестанешь судить, посторонние суждения тебя больше не коснутся.
 
Но если ты перестанешь судить, посторонние суждения тебя больше не коснутся.
Не уверена)
Ибо многие сильно зависимы от чужого мнения. Да, и самому - сложно не судить других со своей колокольни
 
сложно не судить других со своей колокольни
Я вообще думаю, что любая заповедь выражает собою некий идеал, достичь который, независимо от других религиозных идеалов, нереально.
 
, как не осуждай, и никто тебя не осудит.
Это утопия....ибо всегда найдутся люди ,которые готовы в тебя бросить камень. И чем гармоничней или духовней человек,тем больше таких желающих.
Дуальный ум всегда судит окружающее, причем слово судить здесь надо понимать не только, как осуждать, но и как рассуждать, обсуждать, размышлять, приписывать, делать выводы, приходить к заключениям.
Это всё можно назвать одним словом-сравнивать.Осуждение,заключения,рассуждения и даже сама дуальность,это всегда сравнение. Инь отрицательна только по сравнению с Янь.Добродетель только по сравнению с коварством и ненавистью. " ГДЕ БЫ БЫЛО ТВОЁ ДОБРО,ЕСЛИ БЫ НА СВЕТЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ЗЛО"..
убери сравнение ,принимай людей такими , какие они есть,и тебе будет абсолютно пофиг как они воспринимают тебя.А если тебе пофиг, то что бы кто то не говорил,этого просто не существует,ибо оно тебя не затрагивает.
 
убери сравнение ,принимай людей такими , какие они есть,и тебе будет абсолютно пофиг как они воспринимают тебя.
Это почти нереально... Потому и разочаровываемся в людях часто, ибо верим, что все они такие же как и мы. Т.е. мы же и подняли для них планку, до которой они так и не доросли...
 
ну можно, да.. даже измеряя длину, э-э.. чего-то.. необходима линейка)
Ну это немного не то сравнение.Вот предположим ты измерил длину своего ....хобота. Он составил (предположим ) 10 см.Где тут сравнение??? Это просто констатация факта. Но когда ты измеришь длину моего и он составит 20 см.,вот тут то всё и начинается. Можно принять это как бытность,типа ну и чё?? Меня мой хобот вполне устраивает, а можно начать сравнивать у кого он длинней и толще. Так что линейка тут не при чём,это просто инструмент.
Это почти нереально..
Вот то то и оно что почти....Почти-это всегда возможность,хотя и очень маленькая.
 
Где тут сравнение?
здесь сравнение с линейкой. Палата мер и весов - все эталоны там. Эталон - вот то, с чем идет сравнение, чего бы это не касалось. Ясно, что у всех они свои...и чё сразу хоботов? почему не хвостов?
 
здесь сравнение с линейкой. Палата мер и весов - все эталоны там. Эталон - вот то, с чем идет сравнение, чего бы это не касалось
Ну в определённом смысле да.Можно сказать ,что измеряя любой предмет,мы сравниваем его с каким то общепринятым стандартом, будь то метр,сантиметр,килограмм,паскаль,вольт ну и т.д. Но...это всё касается материальной стороны предмета и никак не относится к такому процессу как размышлению или анализу.Вот замерил ты свой хвост и всё...Чистая констатация.Дуальность рождается только в процессе рассуждений.
 
Чистая констатация.Дуальность рождается только в процессе рассуждений.
в моем понимании дуальность она и есть дуальность. Вне дуальности нет понятий больше или меньше, их просто там нет, или как-то так)
А вот насчет "материальности".. эту часть ума многие, кстати, именно так и обозначают: материальный ум
 
Вне дуальности нет понятий больше или меньше, их просто там нет.
Так в том то и сцуть...Размеры есть,а больше-меньше нет.
материальный ум
Ну да...Это та часть нашего ума,которая отвергает всю мистику ,всё то,что нельзя потрогать руками
 
Можно сказать ,что измеряя любой предмет,мы сравниваем его с каким то общепринятым стандартом
Сравнение может быть и субъективным...например согласно своему мнению, или личному эталону...или степени перфекционизма...
Когда ты сравниваешь хоть с чем-то объективным...ты просто получаешь констатацию факта, ну, а когда с субъективным- получаешь суждение...
как-то так...
а если кто-то еще и считает своё мнение объективным эталоном...то тогда туши свет...и уходи сразу)
 
дуальность она и есть дуальность
Дуальность- это попытка расширения границ суждения...как в координатной прямой...учитывать наряду с цифрами положительными...такое же множество отрицательных чисел...
но как ни крути это все равно вариант суждения...
 
Дуальность- это попытка расширения границ суждения
то есть.. это что? чтобы получить ноль, к положительному числу надо прибавить отрицательное? ну или так: когда задолбало положительное, ты придумываешь отрицательное? или еще точнее: когда положительные числа больше не помогают, ты вводишь отрицательные и некоторое время радуешься открывшемся через это возможностям. Потом, когда стало не хватать и этого, ты вводишь мистические мнимые числа. Затем кватернионы и т.д.... хм, что-то в этом есть
 
чтобы получить ноль, к положительному числу надо прибавить отрицательное?
Тип того...вот ловишь себя на жёстких моделях суждения....берешь эту ситуацию и рассматриваешь с разных сторон...итогом каждого пересмотра будет другой вывод, так как критерии уже другие...в итоге ситуация ....будет выглядеть на координатной прямой множеством точек между двумя крайними в плюсе и минусе....обычно со временем это позволяет вообще уходить от жёстких суждений...
И начинать принимать мир и людей такими, как есть...
 
берешь эту ситуацию и рассматриваешь с разных сторон...
В народе говорят " поставь себя на его место"или " взгляни на ситуацию с другой точки зения". Чем больше таких точек, тем уверенней во мнении что всё это полный бред и нет никакого смысла,зацикливаться на каком то одном из них.
 
  • Like
Реакции: Iris
О том, чтобы не осуждать никого другого, но видеть свое зло. (Святитель Дмитрий Ростовский)

1. «Не судите, да не судими будете, – сказал Господь, – имже бо судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:1-2)). Никак не суди и не восхищай дела (сана) Господня, ибо Один есть Судия – Бог, имеющий судить живых и мертвых. А ты, человек земной, смотри за собою, себе внимай: и ты имеешь то, за что достоин суда, ты сам ожидаешь суда за свои дела – имеешь сам у себя много зла. Как же ты осмеливаешься нападать на другого? Богу, все сотворившему, Самому предоставь судить все, а ты смиряй себя.

2. Не суди, если не хочешь быть осужден. Если бы ты был весьма совершен, никак не суди другого. Если же будешь осуждать, повинен будешь тому же суду, как и согрешающий. Если ты сам целомудр, но осуждаешь нецеломудренного, то ты равен творящему блуд. Если бы ты и ни в чем малом не согрешил, но ненавистно осуждаешь иного согрешающего, то и ты то же зло творишь, какое и согрешающий творит, даже и больше оного ты грешен, ибо восхищаешь не свое дело – суд Божий.

3. Не смотри на чужие грехи, но рассматривай свое зло, ибо не о чужих грехах будешь испытан, а «о себе воздашь слово» – за свои грехи будешь отвечать. Нет тебе никакой надобности испытывать других: как кто живет? как согрешает? Но внимай себе: угождаешь ли ты Богу? делаешь ли угодное Богу? подражаешь ли жизни святых? последуешь ли их стопам? приятно ли Богу твое дело? Человек, осуждающий других, есть «злолукавое» зеркало, которое всех отражает в себе, а себя не видит; или же – осуждающий других подобен «сквернавой» бане, которая всех обмывает, а сама собой представляет грязное болото. Так всех судящий всех рассматривает: как кто ест? как пьет? как согрешает? Все видит, но себя не видит. Он за великое считает, если кто и в малом согрешит, а сам и великие свои грехи считает за ничто. Он желает, чтобы его грехов никто не ведал, никто не знал, дабы его не презирали и молчали, а сам он явно всех оговаривает, осуждает и оклеветывает! Это – ничего!

4. Не осуждай и не удивляйся человеческому согрешению, но лучше подивись тому, кто возможет избежать вражеских сетей нынешнего времени, подивись тому, кто возможет сохранить себя чистым пред Богом, когда сатана ходит, «яко лев рыкая, ищай кого поглотити»(1Пет.5:8): старается, заботится о погибели человеческой – хочет, чтобы никто не был свободен от сетей его. Итак, помни и ты свои согрешения, потому что, если и не хочешь, много согрешаешь и, что ненавидишь, то любезно творишь: волей-неволей ты в плену у греха, волей-неволей впадаешь в преступление.

5. И кто же свободен от греха? Кто найдется ни в чем не повинным? Кто не причастен греху – «аще и един день будет живота его» (песнопения Триоди Цветной)? В беззакониях мы зачаты, и во грехах родила нас мать наша (Пс.50:7). Если не в том, то в другом, если не в великом, то в малом, но все согрешаем, все преступники, все грешны, все немощны, все наклонны ко всякому греху, все требуем милости Божией, все требуем человеколюбия Его: «не оправдится пред Господом всяк живый», – говорит пророк (Пс.142:2).

6. Потому не осуждай согрешающего, не восхищай суда Божия, не будь противником Христу в том, что Он предоставил Себе Самому. Если и своими очами увидишь явно согрешающего, не поноси его, не произноси на него суда по гордости твоей, дабы и самому тебе не подвергнуться тому же, ибо осуждающий в чем-либо другого непременно сам подвергнется тому же. Но милостиво покрой согрешение его и к преступлению его отнесись человеколюбиво. Если можешь, исправь его; если же не можешь, то, осуждая себя, о нем промолчи. Довольно для тебя своего зла, не наблюдай грехов другого.

7. «Почто зриши сучец в оце брата твоего, в своем же бревна не чуеши?» – сказал Господь. (Мф.7:3). Видишь чужие грехи, а на свои не обращаешь внимания. Не осуждай никого – да не будешь и сам осужден, как фарисей. Не говори так, как говорил слепотствовавший фарисей: «Боже, благодарю Тебя, яко несмь, якоже прочии человецы: хищницы, неправедницы, прелюбодеи, или яко сей мытарь» (Лк.18:11). Поэтому осужденный им оправдан, а он, гордо судивший его, осужден. Не думай, что все грешны и один только ты праведен, все злы, а ты один добр. Не суди других, а себя; не укоряй других, но себя считай злейшим всех, ибо никого так не знаем, как себя, ничьих согрешений не можешь так ведать, как свои недостатки.

8. Если и самого злого увидишь, не осуждай и не говори, что согрешающий достоин муки, но все недоведомое человеку предоставляй Богу. Он это знает как все сотворивший; Он все устроит как знает, ибо Он Бог всесильный. Помни ангела, принесшего к старцу душу и вопрошавшего: где он прикажет поместить ее, ибо мысленно осудил ее, как об этом говорится в «отечнике».

9. Не ревнуй, и не завидуй согрешающему, и не утешайся ничьим согрешением, но, напротив, будь милостив и жалостлив к согрешающему. Если можешь, помоги ему восстать от греха – подай ему руку помощи; если же не можешь, хотя бы помолись о нем. Ибо согрешающий не великое что получил и преступник не преславное что приобрел – не приобретение какое сделал, но лишение, не утешение и радость, но скорбь и печаль. Вкусившему греха непременно нужно вкусить и горести. Если не здесь, то там – иначе быть не может.

10. Не радуйся падению ближнего, а, напротив, плачь и рыдай, считая его падение как бы своим, потому что нам заповедано – любить ближнего, как себя. «Если падет враг твой, не обрадуйся о нем, ниже о соблазнении его... возносися», – говорит Соломон (Притч.24:17). Не утешайся согрешением другого – да не порадуются бесы и люди о твоем, ибо не велика радость о согрешении, но – напротив – печаль и боязнь за себя. Одни только бесы радуются о погибели грешных, ибо и сами совершенно погибли. Человек же должен радоваться о спасении человеческом – да и сам получит спасение и обрящет милость у Бога ныне и в день суда, аминь.
 
@Natalis Domini, да да да... глоток неба и миг бесконечности лучше любого мяса).. теоретически.
 
Последнее редактирование:
Но если ты перестанешь судить, посторонние суждения тебя больше не коснутся.
Мы сами себя судим в первую очередь. Но. Это самосуждение очень болезненно для нас, нам болезненна нелюбовь к самому себе, невыносимо болезненно неприятие себя самого, и для того чтобы уменьшить накал и интенсивность самоосуждения, часть этого осуждения как бы переносится на окружение, на внешний мир.

Так мы разделяем боль и осуждение на мое и не мое, я и не я, больно и не больно, тем самым делая боль выносимой, когда ее уже можно терпеть.

Чужое осуждение, неприятие задевает тогда , когда нет собственного принятия и любви. Человек, который знает себя, свои слабости, ошибки, недочеты и при этом принимает себя таким как есть(не осуждая не ценивая на хорошо и плохо, а просто делая выводы для исправления недочетов), тогда это принятие, а по сути любовь, она как мощный щит от любого осуждения, в том числе и от осуждения идущего из вне.

Окружающий мир, как зеркало, я бы сказала несколько грубо - тормознутое зеркало, которое отражает внутренние мир с ооооооочень большой задержкой. И тогда , когда сам себя уже принимаешь и прошел свой внутренний ад, то внешнее продолжает показывать образы из прошлого, которые тоже нужно простить, потому как так прощаешь не мир, а самого себя, себя в прошлом. Это принцип непродолжения зла, когда его можно и нужно замкнуть на себе.
Но если ты перестанешь судить, посторонние суждения тебя больше не коснутся.
так и есть.
 
Последнее редактирование модератором:
Как-то читала что-то о методах рационального мышления. Было там много интересного (рекомендую! :) ). К этой теме относится один метод (не помню, как его обозвали): действия свои и других людей оцениваются по разным "шкалам". Я так поступил, потому что ситуация заставила. Другой так поступил потому что это в его характере.

Т.е. "я" - реагирую, а "другой" - такой есть.

Много проблем можно избежать, если принять за аксиому, что "другой" - тоже реагирует на ситуацию, что вернет анализ обратно к себе-любимому, выключит эмоции и включит мышление: а как видят ситуацию "другие"? Или принять за аксиому, что не только "другой" поступает "по характеру", а не по ситуации, но и "я" поступает также, что опять возвращает анализ к своим действиям, выключит эмоции и включит мышление: а какой, собственно, характер-то, у меня-любимого?

А если эмоции выключены, то обида не наступает, как и душевная боль тоже.
 
Назад
Сверху