- Регистрация
- 14 Янв 2020
- Сообщения
- 6.191
- Реакции
- 2.143
- Баллы
- 113
Этот топик можно считать философским дополнением к дискуссии о пандемии коронавирусной инфекции..))
Уже не в первый раз открываю томик Атхарва-веда. Избранное. Пер. на русский Елизаренковой, смотрю в оглавление и задумываюсь. Начало первого тысячелетия до н.э. это много или мало? На гео-шкале, на которой горные массивы суть неторопливые волны неизвестных штормов, пара-тройка тысячелетий - это один миг. Такая шкала не годится для описания перемен образа мысли и представлений человека во времени, потому что они меняются со временем намного быстрей, чем горы)). Тыща лет на шкале этих перемен - срок уже весьма существенный. На этой шкале даже 100 лет - приличный срок: понятия и представления современного человека не сравнить с представлениями, которые доминировали сто лет назад. А последние, в свою очередь, не сравнимы с теми, которые доминировали двести лет назад. Хотя, мне лично уже без разницы, сто лет назад или двести. А всё, что было до Петра Первого, для меня, вообще, однородное месиво, состоящее из бород, мечей, коней да удалых богатырей. Вещий Олег, Княжна Ольга, древний Киев.. всё это где-то там в этом месиве. И чем дальше, тем сильнее смешиваются воедино личности, эпохи, города..
Ещё один феномен ума (моего, если че) - сортировать исторические события и личности не в хронологическом порядке, а по их вкладу в историю. Допустим, эпоха, когда в Европе были в моде рукава до колен и туфли с 50-ти сантиметровыми острыми носами, кажется мне нереально далёкой. А Коперник, который жил в эту эпоху, представляется мне современником Ньютона, несмотря на то что разница между ними 200 лет. Как будто за эти двести лет ничего не изменилось. Но изменилось всё. Вкусы, взгляды, мода, музыка.. Во времена Коперника ещё не было скрипки, а во времена Ньютона уже было фортепьяно. Эпоху, в которую жил Коперник, современники Ньютона считали мрачной, отсталой, погрузившейся ещё черт знает когда в трясину темного невежества. А между тем, когда Коперник опубликовал своё строгое математическое обоснование гелиоцентрической модели, мало кто из его современников обратил на это внимание. Может быть, потому, что все к тому моменту уже свыклись с мыслью о вращении земли вокруг солнца, а не наоборот, и труд Коперника был просто завершающим штрихом гелиоцентрических представлений. Ну или у его современников хватало своих дел и хлопот; недостатка в ярких эмоциях и впечатлениях они явно не испытывали, и на вращение планет им было начхать.
Когда читаешь содержание берестяных грамот, которые раскопали в Великом Новгороде и которые датированы 10-12 веками, то понимаешь, что ритм человеческой жизни никогда не ослабевал. Мне понравилась берестяная грамота с текстом приблизительно такого содержания: ...ах та окаянный, я же мужа нарочно спровадила, тебя друга сваго сердешного поджидая, а ты пренебрёг, предал подругу свою верную, променял на другую, будь ты проклят, а мне горемычной теперь не жить с разбитым сердцем... Факт находки этой грамоты в земле у обочины древней дороги может говорить, например, о том, что друг сердешный, прочитав послание своей подруги, выбросил его в первый придорожный кювет, не придав ему большого значения. Это, в свою очередь, может означать, что большого значения подобным запискам в то время вообще никто не придавал, во-первых, потому что в ходу их были сотни каждый день, и во-вторых, по причине незатухающей скоротечности времени...
Короче говоря, когда у меня появляется настроение полистать что-нибудь, беру иногда томик с Адхарва-ведой, и всегда одно и то же. Открываю, смотрю в оглавление и задумываюсь о чём-нить таком. Дальше оглавления дело не идёт) А в оглавлении заговоры, заговоры, заговоры.. на все случаи жизни. Это что, образ мысли древних ариев? Заговоры против болезней, яда, змей, злых колдунов, врагов, против негативных эмоций, дурных снов и т.д. Читать всё это для современного человека, если он не востоковед, немного странно. Но сейчас, под влиянием дискуссии о панике, я целенаправленно открыл раздел с заговорами против страхов, и с первого же заговора вдруг стало ясно, что Атхарва-веда не пособие для колдунов, или, точнее, не только для колдунов)), и назвать эти заговоры было бы правильней мантрами. Наверно. Вот самый первый заговор:
Как Небо и Земля
Не боятся и не повреждаются,
Так и ты, моё дыхание, не бойся!
Как День и Ночь
Не боятся и не повреждаются,
Так и ты, моё дыхание, не бойся!
Дальше в том же темпе, меняется только первая строка
Как Солнце и Луна...
Как Молитва и Власть...
Как Правда и Ложь...
Как То, что было, и То, что будет.
Уже не в первый раз открываю томик Атхарва-веда. Избранное. Пер. на русский Елизаренковой, смотрю в оглавление и задумываюсь. Начало первого тысячелетия до н.э. это много или мало? На гео-шкале, на которой горные массивы суть неторопливые волны неизвестных штормов, пара-тройка тысячелетий - это один миг. Такая шкала не годится для описания перемен образа мысли и представлений человека во времени, потому что они меняются со временем намного быстрей, чем горы)). Тыща лет на шкале этих перемен - срок уже весьма существенный. На этой шкале даже 100 лет - приличный срок: понятия и представления современного человека не сравнить с представлениями, которые доминировали сто лет назад. А последние, в свою очередь, не сравнимы с теми, которые доминировали двести лет назад. Хотя, мне лично уже без разницы, сто лет назад или двести. А всё, что было до Петра Первого, для меня, вообще, однородное месиво, состоящее из бород, мечей, коней да удалых богатырей. Вещий Олег, Княжна Ольга, древний Киев.. всё это где-то там в этом месиве. И чем дальше, тем сильнее смешиваются воедино личности, эпохи, города..
Ещё один феномен ума (моего, если че) - сортировать исторические события и личности не в хронологическом порядке, а по их вкладу в историю. Допустим, эпоха, когда в Европе были в моде рукава до колен и туфли с 50-ти сантиметровыми острыми носами, кажется мне нереально далёкой. А Коперник, который жил в эту эпоху, представляется мне современником Ньютона, несмотря на то что разница между ними 200 лет. Как будто за эти двести лет ничего не изменилось. Но изменилось всё. Вкусы, взгляды, мода, музыка.. Во времена Коперника ещё не было скрипки, а во времена Ньютона уже было фортепьяно. Эпоху, в которую жил Коперник, современники Ньютона считали мрачной, отсталой, погрузившейся ещё черт знает когда в трясину темного невежества. А между тем, когда Коперник опубликовал своё строгое математическое обоснование гелиоцентрической модели, мало кто из его современников обратил на это внимание. Может быть, потому, что все к тому моменту уже свыклись с мыслью о вращении земли вокруг солнца, а не наоборот, и труд Коперника был просто завершающим штрихом гелиоцентрических представлений. Ну или у его современников хватало своих дел и хлопот; недостатка в ярких эмоциях и впечатлениях они явно не испытывали, и на вращение планет им было начхать.
Когда читаешь содержание берестяных грамот, которые раскопали в Великом Новгороде и которые датированы 10-12 веками, то понимаешь, что ритм человеческой жизни никогда не ослабевал. Мне понравилась берестяная грамота с текстом приблизительно такого содержания: ...ах та окаянный, я же мужа нарочно спровадила, тебя друга сваго сердешного поджидая, а ты пренебрёг, предал подругу свою верную, променял на другую, будь ты проклят, а мне горемычной теперь не жить с разбитым сердцем... Факт находки этой грамоты в земле у обочины древней дороги может говорить, например, о том, что друг сердешный, прочитав послание своей подруги, выбросил его в первый придорожный кювет, не придав ему большого значения. Это, в свою очередь, может означать, что большого значения подобным запискам в то время вообще никто не придавал, во-первых, потому что в ходу их были сотни каждый день, и во-вторых, по причине незатухающей скоротечности времени...
Короче говоря, когда у меня появляется настроение полистать что-нибудь, беру иногда томик с Адхарва-ведой, и всегда одно и то же. Открываю, смотрю в оглавление и задумываюсь о чём-нить таком. Дальше оглавления дело не идёт) А в оглавлении заговоры, заговоры, заговоры.. на все случаи жизни. Это что, образ мысли древних ариев? Заговоры против болезней, яда, змей, злых колдунов, врагов, против негативных эмоций, дурных снов и т.д. Читать всё это для современного человека, если он не востоковед, немного странно. Но сейчас, под влиянием дискуссии о панике, я целенаправленно открыл раздел с заговорами против страхов, и с первого же заговора вдруг стало ясно, что Атхарва-веда не пособие для колдунов, или, точнее, не только для колдунов)), и назвать эти заговоры было бы правильней мантрами. Наверно. Вот самый первый заговор:
Как Небо и Земля
Не боятся и не повреждаются,
Так и ты, моё дыхание, не бойся!
Как День и Ночь
Не боятся и не повреждаются,
Так и ты, моё дыхание, не бойся!
Дальше в том же темпе, меняется только первая строка
Как Солнце и Луна...
Как Молитва и Власть...
Как Правда и Ложь...
Как То, что было, и То, что будет.