Хорс Даждьбог

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
17.220
Реакции
7.172
Баллы
113
ХОРС ДАЖЬБОГ

s1200


Среди кумиров, поставленных Владимиром «близ двора теремного», был идол бога, который в летописи назван двойным именем Хорс Дажьбог. В «Повести временных лет» рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших славянских богов. Автор «Слова о полку Игореве» пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу.

Так что это за бог, и почему его так назвали? Одно из имён – Дажьбог – явно славянское. Смысл его достаточно ясен: Дажь-бог – это бог, который даёт благо, наделяет богатством. Это божество солнца, ибо именно солнце даёт жизнь всему на земле, от него зависит урожай, а, следовательно, благополучие.

Итак, Хорс – это славянский бог Солнца (как светила). Как и Перун, Хорс считался повелителем молний. Поэтому его обычно представляли в виде всадника, скачущего по небу. По всей видимости, в этом образе славяне сохранили следы почитания какого-то очень древнего божества.
Культ Солнца-светила известен уже у земледельцев энеолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днём он медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному «морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне.

Ипатьевская летопись за 1144 год подтверждает догадку – упоминает о боге «именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце же царь… еже есть Даждьбог». Имя Дажьбога сохранилось и в нескольких поздних песнях. В одной из них, записанной на Украине, соловушку спрашивают, почему он так рано прилетел из тёплых стран. Соловушка отвечает, что не сам он прилетел, а его выпустил из своей правой руки сам Дажьбог и послал замыкать зиму и отмыкать лето. В другой украинской песне жених, отправляющийся на восходе солнца на свадьбу, встречает Дажьбога у трёх дорог и просит его покровительства.
 
РОДОНАЧАЛЬНИК РУСИЧЕЙ

Есть основания предполагать, что жители Древней Руси считали Дажьбога своим божественным покровителем и родоначальником. В «Слове о полку Игореве» русские дважды названы внуками Дажьбога, в частности, когда речь идёт о поражении войска князя Игоря («встала обида в силах Дажьбожа внука»). И возможно, именно к Дажьбогу обращается Ярославна в «Слове о полку Игореве», называя его «светлое и тресветлое солнце».

Дажьдьбог или Дажьбог в древнерусских источниках упоминается вместе со Стрибогом, олицетворявшим ясное небо. Славяне считали, что Даждьбог является сыном одного из главных божеств – Сварога. Они видели в Солнце носителя огромной созидательной силы, от которой зависело их благосостояние. Отсюда и происходит название бога – «дающий людям благополучие».

Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике древней культуры под названием «Хождение Богородицы по мукам» встречаемся с такой репликой: «Хорса, Велеса, Перуна на боги обратиша». Итак, здесь говорится о том, что славянами был создан культ упомянутых богов.

Основной праздник, связанный с прославлением Даждьбога, отмечался весной. Славяне считали, что именно он встречает Солнце и приводит его на землю. Вероятно, главной частью празднеств, посвящённых Хорсу, были массовые танцы, после которых Хорсу приносились в жертву специально приготовленные кушанья. Отсюда появилось слово «хоровод», а также «хорошуль» - круглый ритуальный пирог-курник. В Болгарии до сих пор танцуют танец «хоро».

В христианских поучениях Хорса всегда относят к идолам, в «Повестях о Куликовской битве», в частности, говорится, что этому богу поклонялся Мамай.
 
СВОЙ ИЛИ ЧУЖОЙ?

Откуда же у славянского Дажьбога появилось второе имя – Хорс? И что оно означает? Имя Хорс происходит от корня «хор», обозначающего «круг», «окружность», что также отражает связь с Солнцем.

Однако древнерусские книжники не понимали его значения, о чём свидетельствуют многочисленные искажения в письменных источниках: Хорса называют то Гурсом, то Гурком, то Гусом (при том, что имена «своих» богов – Перуна, Волоса, Мокоши, Дажьбога даже в поздних памятниках письменности, как правило, не искажаются). А в новгородских и вообще в северорусских текстах, например, в «Беседе трёх святителей» он назван «жидовином».
Помимо этого известно, что божество с именем Хорс почиталось в Иране, и имя это означало «сияющее солнце». А в Киеве, наряду со славянским населением, жило ещё несколько влиятельных этнических групп, в том числе и иранцы – вооружённые воины из Хорезма, где почитание Солнца было главным государственным культом. Земли Хорезма располагались вокруг Аральского моря. В переводе с иранского Хорезм означает «солнечная земля». Так, благодаря иранской этнической прослойке в Киеве в пантеоне князя Владимира появился Хорс, а в русской духовной культуре – иранский элемент. На основании всего этого следует сделать вывод, что появление Хорса при наличии у славян собственного бога Солнца – Дажьбога было продиктовано чисто политичекими причинами.

Впрочем, у историков есть основания считать, что жители южных земель Древней Руси, примыкавших к приазовским степям, достаточно оживлённо торговали, а иногда и воевали с иранцами и могли воспринять некоторые религиозные воззрения последних, в том числе и представления о Хорсе, которые затем принесли в Киев. Недаром в «Слове о полку Игореве» говорится, что князь-оборотень Всеслав, который по ночам оборачивался волком и успевал в этом облике добежать до Тьмутаракани (города, который находился как раз в Приазовье), великому Хорсу «путь прерыскаше», то есть пересекал.
 
Назад
Сверху