- Регистрация
- 5 Ноя 2019
- Сообщения
- 7.443
- Реакции
- 2.900
- Баллы
- 113
До монголо-татарского нашествия излюбленным украшением славянок были подвески-лунницы. Они были разной формы, их носили как одиночную подвеску или делали из них ожерелья. С приходом христианства их продолжили носить, иногда комбинируя с крестом.
Христианские пастыри активно боролись с этим культом:
« Аще кто целует месяц, да будет проклят». (Из "Заповеди" митрополита Георгия.)
Таким образом, поклонение месяцу рассматривалась как серьезная угроза новой вере.
Но позвольте, а куда же подевался славянский бог (или богиня) Луны?
И вот здесь мы присмотримся повнимательнее к богу Хорсу, одному из самых загадочных богов славянского пантеона. Из книги в книгу историки повторяют версию о том, что это солнечное божество, а его имя заимствовано из восточных языков, в частности, из персидского (почему-то почти не признавая сходства имени "Хор(о)с" со словами "хоровод", "хоромы", "хорошо").
Меня лично удивило вот такое заявление известного историка Топорова о знаменитом месте в «Повести временных лет», где упоминаются поверженные Владимиром боги славян:
«Имена Хорса и Дажьбога (соответственно и второе и третье места в списке) единственные среди всех соединены или разъединены «нулевым» способом: между ними нет ни союза и, ни точки. На этом основании, в частности, делается заключение об их функциональной тождественности или, точнее, сближенности («солнечные» боги)»
Честно говоря, это слишком смелое заявление. Получается, есть солнечный бог Дажьбог, а Хорс - это его и.о.? Хотя, конечно, подобные нагромождения в мифологии встречаются: Гелиос-Аполлон, к примеру.
Но все-таки делать подобный вывод лишь из отсутствия знака препинания несколько странно. Ведь подобная ситуация может означать что угодно - от помарки (конечно, это маловероятно, но все же) до парности по другому принципу: солнце и … луна.
Увы, поскольку функции Хорса были всем очевидны в древности, никто из летописцев не оставил нам ни сноски, ни примечания, чем же именно «заведует» Хорс, но зато в «Слове о полку Игореве» осталась одна-единственная строчка, которая может пролить свет на загадочного бога:
Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал:из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани, великому Хорсу волком путь перерыскивал.
Итак, некий князь Всеслав ведет двойную жизнь: днем выполняет свои княжеские обязанности, а ночью превращается в волка, перемещающегося в пространстве почти со скоростью реактивного лайнера, но речь не о его сверхспособностях, а о том, что он «перерыскивает» дорогу «великому Хорсу». Поскольку дважды текст подчеркивает, что свой променад князь совершает ночью, «до петухов», почти не остается сомнений, что Хорс – все-таки лунное божество. И имя его скорее связано со словом "хорос", что означает "круг".
А дабы не поминать Имя бога в суе, в быту ему было дано несакральное "прозвище" Месяц, которое семантически базируется на функции измерения времени в соответствии с изменениями фаз луны. Сравните латинское «мензис» — «месяц» и «мензура» — «мера», и вы скажете: «А ведь похоже, что это правда», поскольку восходит оно к индоевропейской основе mens — «месяц, луна».
Тем не менее, споры не утихают, и версия о "персидском солнечном боге" кочует по страницам монографий. Кому уж какая версия по душе. Хотя тогда Всеславу, чтобы пересечь путь "солнечному" Хорсу до киевских петухов, потребовалось бы "дорыскать"до Штатов, а не до Тьмутаракани.
Подробнее в книге: Я. Е. Боровский, "Мифологический мир древних киевлян"
Христианские пастыри активно боролись с этим культом:
« Аще кто целует месяц, да будет проклят». (Из "Заповеди" митрополита Георгия.)
Таким образом, поклонение месяцу рассматривалась как серьезная угроза новой вере.
Но позвольте, а куда же подевался славянский бог (или богиня) Луны?
И вот здесь мы присмотримся повнимательнее к богу Хорсу, одному из самых загадочных богов славянского пантеона. Из книги в книгу историки повторяют версию о том, что это солнечное божество, а его имя заимствовано из восточных языков, в частности, из персидского (почему-то почти не признавая сходства имени "Хор(о)с" со словами "хоровод", "хоромы", "хорошо").
Меня лично удивило вот такое заявление известного историка Топорова о знаменитом месте в «Повести временных лет», где упоминаются поверженные Владимиром боги славян:
«Имена Хорса и Дажьбога (соответственно и второе и третье места в списке) единственные среди всех соединены или разъединены «нулевым» способом: между ними нет ни союза и, ни точки. На этом основании, в частности, делается заключение об их функциональной тождественности или, точнее, сближенности («солнечные» боги)»
Честно говоря, это слишком смелое заявление. Получается, есть солнечный бог Дажьбог, а Хорс - это его и.о.? Хотя, конечно, подобные нагромождения в мифологии встречаются: Гелиос-Аполлон, к примеру.
Но все-таки делать подобный вывод лишь из отсутствия знака препинания несколько странно. Ведь подобная ситуация может означать что угодно - от помарки (конечно, это маловероятно, но все же) до парности по другому принципу: солнце и … луна.
Увы, поскольку функции Хорса были всем очевидны в древности, никто из летописцев не оставил нам ни сноски, ни примечания, чем же именно «заведует» Хорс, но зато в «Слове о полку Игореве» осталась одна-единственная строчка, которая может пролить свет на загадочного бога:
Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал:из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани, великому Хорсу волком путь перерыскивал.
Итак, некий князь Всеслав ведет двойную жизнь: днем выполняет свои княжеские обязанности, а ночью превращается в волка, перемещающегося в пространстве почти со скоростью реактивного лайнера, но речь не о его сверхспособностях, а о том, что он «перерыскивает» дорогу «великому Хорсу». Поскольку дважды текст подчеркивает, что свой променад князь совершает ночью, «до петухов», почти не остается сомнений, что Хорс – все-таки лунное божество. И имя его скорее связано со словом "хорос", что означает "круг".
А дабы не поминать Имя бога в суе, в быту ему было дано несакральное "прозвище" Месяц, которое семантически базируется на функции измерения времени в соответствии с изменениями фаз луны. Сравните латинское «мензис» — «месяц» и «мензура» — «мера», и вы скажете: «А ведь похоже, что это правда», поскольку восходит оно к индоевропейской основе mens — «месяц, луна».
Тем не менее, споры не утихают, и версия о "персидском солнечном боге" кочует по страницам монографий. Кому уж какая версия по душе. Хотя тогда Всеславу, чтобы пересечь путь "солнечному" Хорсу до киевских петухов, потребовалось бы "дорыскать"до Штатов, а не до Тьмутаракани.
Подробнее в книге: Я. Е. Боровский, "Мифологический мир древних киевлян"