Велес

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
15.474
Реакции
6.660
Баллы
113
ВЕЛЕС (ВОЛОС)

57157401_i_010.jpg


Нестор-летописец, перечисляя в «Повести временных лет» богов из пантеона князя Владимира, не упомянул это очень важное имя. А между тем Велесу поклонялись на всей восточнославянской территории. В Киеве большой идол Велеса стоял не на возвышенности, а внизу, на Подоле, на берегу реки, и уже этим он был противопоставлен остальным богам, и в первую очередь Перуну. Перед ним совершались защитные обряды. Известно, что при заключении мирного договора с Византией княжеская дружина (то есть воины, относившиеся к привилегированному сословию) клялись оружием и Перуном, а «Русь вся» (иначе говоря, народ) – Волосом.

Вероятно, именно Велес был могучим противником Перуна в древних языческих поверьях. На этом сходятся мнения тех исследователей, которые занимаются реконструкцией «основного» мифа. А причину распри богов они обычно видят в соперничестве за благосклонность единственного известного нам женского божества Мокоши, которую считают супругой громовержца Перуна. Впрочем, подобная гипотеза почти целиком построена на сравнении славянских богов с персонажами балтийской мифологии и практически не имеет прямых подтверждений в собственно славянских верованиях.

В отличие от Перуна, который царил в верхней части мирового пространства, на небе, Велес властвовал в нижней части и подземном мире. В славянской мифологии Велес является богом домашнего скота. Следы культа Велеса-Власия сохранились во всех местностях расселения славян, при раскопках находили идолы и святилища бога.

Велес упоминается и в документах. В частности, в тексте торгового договора с греками от 907 года Велес выступает как поручитель со стороны русских. В «Повести временных лет» его имя названо в качестве покровителя домашних животных. «Житие св. Авраамия Ростовского» рассказывает о том, что в Новгороде каменному идолу Велеса особенно поклонялись жители так называемого Чудского конца. По преданию, капище Волоса существовало также недалеко от города Владимира на реке Колочке, где впоследствии был основан Волосов Николаевский монастырь. А в Киеве князь Владимир «Волоса идола, его же именовали яко скотьего бога, повелел в Почаину реку ввергнуть».
 
СКОТИЙ БОГ

Древнерусские источники постоянно называют Велеса «скотьим богом». Значит, этот бог покровительствовал хозяйству, и прежде всего скотоводству. В древней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия, богатства, а также важным объектом торговли. О состоятельности человека судили по количеству скота, которым он владел. И получается, что Велес был не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. В культе Велеса важную роль играют шерсть, волос – всё это символы достатка, благосостояния, плодовитости (вспомним русский свадебный обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а также устраивать брачную постель на шкурах животных, чтобы супруги жили богато и имели детей).

В русских деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар божеству плодородия. Кроме того, этот бог, видимо, покровительствовал певцам и сказителям, ведь в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван его внуком.

ВЕЛЕС, ВОЗРОЖДЁННЫЙ В ХРИТИАНСТВЕ

9LBBNbpgY04.jpg


Культ Велеса (Волоса) в христианскую эпоху также получил продолжение в народных верованиях о святом Власии (очевидно, из-за соответствия имён), «унаследовавшем» от языческого божества и функцию покровителя скота, и связь с плодородными силами земли и животного мира. После принятия христианства часть функций Велеса перешла также на святых Николая и Георгия (Юрия). В день святого Власия, который у русских назывался «коровьим» или «воловьим» праздником, к святому обращались с просьбами об умножении скота: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков…» В разных частях России ещё в начале нашего века, если случался падёж скота, икону Святого Власия обносили вокруг села, а при болезнях животных вносили икону в хлев.

В восточной Белоруссии также долго сохранялся крестьянский праздник «Волоссе», «Волосье», «Волосий» - его справляли, чтобы исправно вёлся скот и был хороший урожай льна. Праздник приходится на один из дней Масленицы. Тягловый скот в этот день освобождали от работы, а крестьяне объезжали молодого бычка или жеребца. К празднику готовили много жирной мясной пищи (хотя на масленой неделе мясо есть не положено), угощали родственников и соседей. Ещё в этот день «пекли блины и оладки, чтобы волы были гладки», а вареники полагалось обильно поливать маслом, чтобы новорожденные телята хорошо сосали мать.
 
МЕДВЕДЬ ИЛИ ЗМЕЯ?

Можно предположить, что Велеса в некоторых местностях России, например в Заволжье, представляли в облике медведя – ведь медведь также считается хозяином зверей и символизирует богатство и изобилие. Амулеты в виде медвежьей головы, лап, а также медвежью шерсть было принято вешать в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил. А на одной весьма любопытной иконе рядом со Святым Власием изображено загадочное существо с медвежьей головой…

Существует немало доказательств и того, что Велес мог представляться в образе змеи. В одной из древнерусских летописей, например, есть миниатюра, где изображена сцена принесения клятвы дружиной Олега. Воины клянутся Перуном и Волосом, скотьим богом, но Перун изображён в виде человекообразного идола, а Волос – в виде змеи, лежащей у ног княжеских дружинников. В русском языке волосатиком называется как змееподобный червь, якобы вызывающий болезнь волосень, так и нечистая сила, а попросту чёрт («волосатик бы тебя взял» - достаточно распространённое ругательство

Велес (Обряды, праздники, культура Славян.)

f224920415d2.jpg


Велесу приписывают роль ответственного за людей и животного мира в целом. Многие современные исследователи разнятся в своих выводах, однако точно одно - Велеса славили наши самые далёкие предки. Одни называют его скотьим Богом, покровителем скота, другие говорят, что скотий Бог покровительствует животной природе человека, третьи утверждают, что Велес - Бог поэтов и богатства, является дедом знаменитого поэта Бояна, четвёртые говорят о его загробной сущности, о его задаче встречать души после смерти и провожать в мир мёртвых. Суждений на счёт Бога Велеса существует большое количество. Супруга - МАКОШЬ

Именем Велеса называлось звёздное скопление Плеяд - созвездие Волосыни (Волосыни - жёны Велеса, их же, по утверждению Афанасия Никитина, называют ещё Власожелищи). Млечный Путь (Молочный путь, образовавшийся из молока небесной коровы Земун) назывался Волосожары. Деревом Бога славян Велеса считаются ель, сосна, орех, ясень, тис - из этой древесины стоит делать обереги Велеса или кумиры. Вероятно, что на капищах Велеса висели черепа животных, а сам кумир был увенчан рогами и укутан в меха. Так же, вероятнее всего, идол Велеса присутствовал на многих капищах, так как кроме всего прочего Велес является покровителем волхвов, колдунов, целителей, гадателей и т.д. Его покровительство всему человеческому, всей человеческой природе естественно заставляло людей чтить его как своего защитника и заступника, покровителя практически всех сторон человеческой жизни, начиная от самого рождения и заканчивая посмертным путешествием в загробный мир. На праздник или в дни славления Велеса-Коровича традиционными блюдами являются молоко, творог и другие молочные продукты. Неправильным является употребление в пищу говядины, медведятины. Треба приносится зерном, мёдом, хлебом, молоком, идол поливают пивом и квасом. В сказании о Построении града Ярославля мы можем читать: "Сему же многоказненному идолу и капище створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури", то есть приносились в жертву куры. Об этом также говорит чешская история, где чехи даже после принятия христианства приносили в жертву Велесу голубей и чёрных кур. Птицами Велеса считаются Ворон (по славянской мифологии два ворона сопровождают душу) и мудрая птица Филин.

Для выбора места капища или святилища Велеса прибегают к определённым приметам. Капище может быть поставлено как в сырой низине, где преобладает царствие подземного и подводного, змеиного мира, так и на горе, где, к примеру, раскинулся ельник или растут другие деревья скотьего Бога. Хорошим знаком для постановления капища в определённом месте является присутствие поблизости гнезда воронов. Когда я в первый раз провел обряд, над моим домом закружил огромных размеров ворон.
 
f94a33931cae.jpg


Обряд проводится на улице (при соблюдении определенных условий, возможен вариант и в дом условиях), идеально в лесу, у реки. Нужно найти камень, желательно побольше размером - это будет алтарь. Если же не можете найти камень, то можно и у дерева (которое вам больше приглянется, скорее всего оно будет хвойным). Сразу хотел бы отметить что с рунами Велес не особо помогает, другое дело в гадании помощь может оказать.

Каждый обряд начинается с подношения. Треба зависит от Ваших нужд. На камень или под дерево наливаем немного водки или пива (многие делают медовуху), так же можно оставить сырое мясо (только не говяжье), молоко, сыр, хлеб... После этого просите Велеса принять подношение и своими словами говорите просьбу. Просьба может касаться финансов ,здоровья, защиты, помощи в каком то деле. И начинается Радение-сначала читаются Общее Славления Велесу, затем в зависимости от просьбы читаются Славления, скажем так непосредственно по теме просьбы. Слышит Вас Велес или нет Вы почувствуете сразу. Наступает состояние транса, возникает тепло на коже, или наоборот холодок пробегает (если обращения к Кощному лику). Сразу после Радения возникает чувство легкой усталости, то есть энергия отдана, но возвращается она очень быстро.

Это общие Славления.которые читаются для установления контакта с Велесом

"Не во светел день,не во темну нощь во лесную крепь
к огню горючу,к потоку бегучу к камню заветну
сбираются старцы старые люди вещие с четырех сторон
кощуны творят требы приносят Велеса просят:
гой ты дедушка гой медведушка щедрый батюшка
черен ты да рус стар да вечно юн хладен ты яр
вести вещие приносят тебе воды быстрые
зверем рыскучим достигаешь вмиг моря дальнего
легкой птицею ты вздымаешься в высь лазореву
сберегаешь ты черн калинов мост днем да нощию
пиво те мы льем славу те поем да к себе зовем
Бог наш рогатой в шубе мохнатой в шапке золотой!гой Велесе Слава!

Читаем вступительное Славление столько раз,сколько душа будет чувствовать необходимость (обычно это 3,5,9 или 40 раз).
Затем читаются славления, уже к определенной цели - буть то защита или помощь в каком то деле.
Ограничений насчет прочтения славлений - нет. Это не ЧМ)
Жречество сильно отличается от обычной магии. Там мало ограничений. Боги любят нас, а потому прощают многое (но надо стараться соблюдать меру). Главное - чтобы это было от чистого сердца.
 
Назад
Сверху