Благодать
Lionne
- Регистрация
- 20 Сен 2019
- Сообщения
- 16.629
- Реакции
- 7.023
- Баллы
- 113
ВЕЛЕС (ВОЛОС)
Нестор-летописец, перечисляя в «Повести временных лет» богов из пантеона князя Владимира, не упомянул это очень важное имя. А между тем Велесу поклонялись на всей восточнославянской территории. В Киеве большой идол Велеса стоял не на возвышенности, а внизу, на Подоле, на берегу реки, и уже этим он был противопоставлен остальным богам, и в первую очередь Перуну. Перед ним совершались защитные обряды. Известно, что при заключении мирного договора с Византией княжеская дружина (то есть воины, относившиеся к привилегированному сословию) клялись оружием и Перуном, а «Русь вся» (иначе говоря, народ) – Волосом.
Вероятно, именно Велес был могучим противником Перуна в древних языческих поверьях. На этом сходятся мнения тех исследователей, которые занимаются реконструкцией «основного» мифа. А причину распри богов они обычно видят в соперничестве за благосклонность единственного известного нам женского божества Мокоши, которую считают супругой громовержца Перуна. Впрочем, подобная гипотеза почти целиком построена на сравнении славянских богов с персонажами балтийской мифологии и практически не имеет прямых подтверждений в собственно славянских верованиях.
В отличие от Перуна, который царил в верхней части мирового пространства, на небе, Велес властвовал в нижней части и подземном мире. В славянской мифологии Велес является богом домашнего скота. Следы культа Велеса-Власия сохранились во всех местностях расселения славян, при раскопках находили идолы и святилища бога.
Велес упоминается и в документах. В частности, в тексте торгового договора с греками от 907 года Велес выступает как поручитель со стороны русских. В «Повести временных лет» его имя названо в качестве покровителя домашних животных. «Житие св. Авраамия Ростовского» рассказывает о том, что в Новгороде каменному идолу Велеса особенно поклонялись жители так называемого Чудского конца. По преданию, капище Волоса существовало также недалеко от города Владимира на реке Колочке, где впоследствии был основан Волосов Николаевский монастырь. А в Киеве князь Владимир «Волоса идола, его же именовали яко скотьего бога, повелел в Почаину реку ввергнуть».
Нестор-летописец, перечисляя в «Повести временных лет» богов из пантеона князя Владимира, не упомянул это очень важное имя. А между тем Велесу поклонялись на всей восточнославянской территории. В Киеве большой идол Велеса стоял не на возвышенности, а внизу, на Подоле, на берегу реки, и уже этим он был противопоставлен остальным богам, и в первую очередь Перуну. Перед ним совершались защитные обряды. Известно, что при заключении мирного договора с Византией княжеская дружина (то есть воины, относившиеся к привилегированному сословию) клялись оружием и Перуном, а «Русь вся» (иначе говоря, народ) – Волосом.
Вероятно, именно Велес был могучим противником Перуна в древних языческих поверьях. На этом сходятся мнения тех исследователей, которые занимаются реконструкцией «основного» мифа. А причину распри богов они обычно видят в соперничестве за благосклонность единственного известного нам женского божества Мокоши, которую считают супругой громовержца Перуна. Впрочем, подобная гипотеза почти целиком построена на сравнении славянских богов с персонажами балтийской мифологии и практически не имеет прямых подтверждений в собственно славянских верованиях.
В отличие от Перуна, который царил в верхней части мирового пространства, на небе, Велес властвовал в нижней части и подземном мире. В славянской мифологии Велес является богом домашнего скота. Следы культа Велеса-Власия сохранились во всех местностях расселения славян, при раскопках находили идолы и святилища бога.
Велес упоминается и в документах. В частности, в тексте торгового договора с греками от 907 года Велес выступает как поручитель со стороны русских. В «Повести временных лет» его имя названо в качестве покровителя домашних животных. «Житие св. Авраамия Ростовского» рассказывает о том, что в Новгороде каменному идолу Велеса особенно поклонялись жители так называемого Чудского конца. По преданию, капище Волоса существовало также недалеко от города Владимира на реке Колочке, где впоследствии был основан Волосов Николаевский монастырь. А в Киеве князь Владимир «Волоса идола, его же именовали яко скотьего бога, повелел в Почаину реку ввергнуть».