- Регистрация
- 21 Сен 2019
- Сообщения
- 2.939
- Реакции
- 943
- Баллы
- 113
..."Нестор-летописец, перечисляя в «Повести временных лет» богов из пантеона князя Владимира, не упомянул это очень важное имя. А между тем Велесу поклонялись на всей восточнославянской территории. В Киеве большой идол Велеса стоял не на возвышенности, а внизу, на Подоле, на берегу реки, и уже этим он был противопоставлен остальным богам, и в первую очередь Перуну. Перед ним совершались защитные обряды. Известно, что при заключении мирного договора с Византией княжеская дружина (то есть воины, относившиеся к привилегированному сословию) клялись оружием и Перуном, а «Русь вся» (иначе говоря, народ) – Волосом.
Вероятно, именно Велес был могучим противником Перуна в древних языческих поверьях. На этом сходятся мнения тех исследователей, которые занимаются реконструкцией «основного» мифа. А причину распри богов они обычно видят в соперничестве за благосклонность единственного известного нам женского божества Мокоши, которую считают супругой громовержца Перуна. Впрочем, подобная гипотеза почти целиком построена на сравнении славянских богов с персонажами балтийской мифологии и практически не имеет прямых подтверждений в собственно славянских верованиях"...
Велес упоминается и в документах. В частности, в тексте торгового договора с греками от 907 года Велес выступает как поручитель со стороны русских. В «Повести временных лет» его имя названо в качестве покровителя домашних животных. «Житие св. Авраамия Ростовского» рассказывает о том, что в Новгороде каменному идолу Велеса особенно поклонялись жители так называемого Чудского конца. По преданию, капище Волоса существовало также недалеко от города Владимира на реке Колочке, где впоследствии был основан Волосов Николаевский монастырь. А в Киеве князь Владимир «Волоса идола, его же именовали яко скотьего бога, повелел в Почаину реку ввергнуть».
Древнерусские источники постоянно называют Велеса «скотьим богом». Значит, этот бог покровительствовал хозяйству, и прежде всего скотоводству. В древней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия, богатства, а также важным объектом торговли. О состоятельности человека судили по количеству скота, которым он владел. И получается, что Велес был не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. В культе Велеса важную роль играют шерсть, волос – всё это символы достатка, благосостояния, плодовитости (вспомним русский свадебный обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а также устраивать брачную постель на шкурах животных, чтобы супруги жили богато и имели детей).
В русских деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар божеству плодородия. Кроме того, этот бог, видимо, покровительствовал певцам и сказителям, ведь в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван его внуком.
Вероятно, именно Велес был могучим противником Перуна в древних языческих поверьях. На этом сходятся мнения тех исследователей, которые занимаются реконструкцией «основного» мифа. А причину распри богов они обычно видят в соперничестве за благосклонность единственного известного нам женского божества Мокоши, которую считают супругой громовержца Перуна. Впрочем, подобная гипотеза почти целиком построена на сравнении славянских богов с персонажами балтийской мифологии и практически не имеет прямых подтверждений в собственно славянских верованиях"...
Велес упоминается и в документах. В частности, в тексте торгового договора с греками от 907 года Велес выступает как поручитель со стороны русских. В «Повести временных лет» его имя названо в качестве покровителя домашних животных. «Житие св. Авраамия Ростовского» рассказывает о том, что в Новгороде каменному идолу Велеса особенно поклонялись жители так называемого Чудского конца. По преданию, капище Волоса существовало также недалеко от города Владимира на реке Колочке, где впоследствии был основан Волосов Николаевский монастырь. А в Киеве князь Владимир «Волоса идола, его же именовали яко скотьего бога, повелел в Почаину реку ввергнуть».
Древнерусские источники постоянно называют Велеса «скотьим богом». Значит, этот бог покровительствовал хозяйству, и прежде всего скотоводству. В древней Руси скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производящих сил, плодородия, богатства, а также важным объектом торговли. О состоятельности человека судили по количеству скота, которым он владел. И получается, что Велес был не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. В культе Велеса важную роль играют шерсть, волос – всё это символы достатка, благосостояния, плодовитости (вспомним русский свадебный обычай сажать молодых на тулуп, вывернутый шерстью наружу, а также устраивать брачную постель на шкурах животных, чтобы супруги жили богато и имели детей).
В русских деревнях «Волосовой бородкой» называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставляли в поле в дар божеству плодородия. Кроме того, этот бог, видимо, покровительствовал певцам и сказителям, ведь в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван его внуком.