Благодать
Lionne
- Регистрация
- 20 Сен 2019
- Сообщения
- 17.913
- Реакции
- 7.444
- Баллы
- 113
божество - СЕМАРГЛ
Но если Хорс, при всей странности его имени для славянского языка и уха, всё-таки олицетворял собой всем понятный и важный культ Солнца и имел славянского «двойника» Дажьбога, то ещё одно божество – Симаргл, введённое Владимиром в пантеон, вовсе не имело никаких корней в славянской культуре.
О том, кто такой Симаргл, нет ни слова в русских источниках, и его имя также подвергается искажениям (в разных рукописях оно пишется то Симарьгл, то Семарьгл, то Сеймарекл) и даже разделяется на две части, в результате чего Симаргл превращается в Сима и Регла («и веруют в Перуна, и в Хорса, и в Сима, и в Регла, и в Мокошь»).
Но, кажется, это божество – тоже иранского происхождения. Одним из наиболее популярных иранских мифологических персонажей была сказочная птица Симург, которую изображали или в виде грифа, или в образе полусобаки-полуптицы, и которая в XVI-XVIII веках была даже государственной эмблемой Ирана. И, вероятно, загадочного Симаргла также следует считать «знаком внимания» князя Владимира по отношению к иранским воинам, что ещё раз доказывает: киевский пантеон имеет мало общего с реальными религиозными верованиями наших предков.
БОГ НИЖНЕГО МИРА
Вероятно, Семаргл являлся богом нижнего мира. Само имя Семаргл восходит к индоевропейскому корню «седм» и может быть переведено как «семиглавый». Правда, славяне почитали и другого семиглавого бога – Руевита, также считавшегося повелителем подземных божеств.
По другим данным, Семаргл является божеством низшего порядка, охраняющим семена и посевы. Его представляли в образе священного крылатого пса. На росписях и в резьбе в разных храмах можно увидеть изображения подобных животных.
Как показывают лингвистические исследования, образ Семаргла уходит своими корнями в древнейший индоевропейский пантеон. Английский учёный К.Тревер полагает, что русский Семаргл происходит от иранского Сенмурва, божества плодородия, в которого верили древние скифы. Сенмурв изображался в образе собаки. После перехода на Русь его стали называть Переплутом. Б.А.Рыбаков считает, что в названии божества отражена связь с корнями растений.
Культ Семаргла-Переплута был тесно связан с русалиями, празднествами в честь красивых крылатых птицедев, которые являлись божествами орошения полей. При князе Владимире изображение Семаргла было установлено в Киеве вместе с семью главнейшими божествами древнерусского пантеона.
ИНОСТРАНЕЦ, ПРИЖИВШИЙСЯ НА РУСИ
Известно, что в честь Семаргла приносились специальные жертвы. Идолу Семаргла девушки доставляли еду и ритуальные напитки. На одном из сохранившихся браслетов чеканщик запечатлел этот старинный обряд, и изображения Семаргла вырезались и на растущих деревьях.
Вера в Семаргла сохранялась и в конце XIV века, о чём свидетельствуют упоминания о нём в повестях, посвящённых Куликовской битве. Правда, чтобы не нарушать христианской идеологии памятника, Семаргл отнесён к татарским божествам. В то время нельзя было открыто признать, что простые воины одинаково верили и в христианских, и в языческих богов.

Но если Хорс, при всей странности его имени для славянского языка и уха, всё-таки олицетворял собой всем понятный и важный культ Солнца и имел славянского «двойника» Дажьбога, то ещё одно божество – Симаргл, введённое Владимиром в пантеон, вовсе не имело никаких корней в славянской культуре.
О том, кто такой Симаргл, нет ни слова в русских источниках, и его имя также подвергается искажениям (в разных рукописях оно пишется то Симарьгл, то Семарьгл, то Сеймарекл) и даже разделяется на две части, в результате чего Симаргл превращается в Сима и Регла («и веруют в Перуна, и в Хорса, и в Сима, и в Регла, и в Мокошь»).
Но, кажется, это божество – тоже иранского происхождения. Одним из наиболее популярных иранских мифологических персонажей была сказочная птица Симург, которую изображали или в виде грифа, или в образе полусобаки-полуптицы, и которая в XVI-XVIII веках была даже государственной эмблемой Ирана. И, вероятно, загадочного Симаргла также следует считать «знаком внимания» князя Владимира по отношению к иранским воинам, что ещё раз доказывает: киевский пантеон имеет мало общего с реальными религиозными верованиями наших предков.
БОГ НИЖНЕГО МИРА
Вероятно, Семаргл являлся богом нижнего мира. Само имя Семаргл восходит к индоевропейскому корню «седм» и может быть переведено как «семиглавый». Правда, славяне почитали и другого семиглавого бога – Руевита, также считавшегося повелителем подземных божеств.
По другим данным, Семаргл является божеством низшего порядка, охраняющим семена и посевы. Его представляли в образе священного крылатого пса. На росписях и в резьбе в разных храмах можно увидеть изображения подобных животных.
Как показывают лингвистические исследования, образ Семаргла уходит своими корнями в древнейший индоевропейский пантеон. Английский учёный К.Тревер полагает, что русский Семаргл происходит от иранского Сенмурва, божества плодородия, в которого верили древние скифы. Сенмурв изображался в образе собаки. После перехода на Русь его стали называть Переплутом. Б.А.Рыбаков считает, что в названии божества отражена связь с корнями растений.
Культ Семаргла-Переплута был тесно связан с русалиями, празднествами в честь красивых крылатых птицедев, которые являлись божествами орошения полей. При князе Владимире изображение Семаргла было установлено в Киеве вместе с семью главнейшими божествами древнерусского пантеона.
ИНОСТРАНЕЦ, ПРИЖИВШИЙСЯ НА РУСИ
Известно, что в честь Семаргла приносились специальные жертвы. Идолу Семаргла девушки доставляли еду и ритуальные напитки. На одном из сохранившихся браслетов чеканщик запечатлел этот старинный обряд, и изображения Семаргла вырезались и на растущих деревьях.
Вера в Семаргла сохранялась и в конце XIV века, о чём свидетельствуют упоминания о нём в повестях, посвящённых Куликовской битве. Правда, чтобы не нарушать христианской идеологии памятника, Семаргл отнесён к татарским божествам. В то время нельзя было открыто признать, что простые воины одинаково верили и в христианских, и в языческих богов.