Русский богатырь супротив Кощея, или кто, кому и кем приходится?

Ракса

киберэзотерик
Команда форума
Регистрация
5 Ноя 2019
Сообщения
6.133
Реакции
2.413
Баллы
113
Русский богатырь супротив Кощея, или кто, кому и кем приходится?
Проверка проверка волшебного чудесным


scale_1200



Ну с русским богатырем всё боль-менее понятно, а вот с КОЩЕЕМ всё очень даже и неоднозначно - а значит будем разбираться!


Начнем по малу. С памятника древнерусской литературы - "Слове о полку Игореве". Текст коего бесценен для историков и для просто интересующихся тем, что содержит массу деталей, касающихся не только исторических событий конца XII века на Руси, но и самого образа жизни русичей той поры.

Вот один из примеров. Что вы скажете о фразе: "Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногате, а кощей по резане", которую произносит автор, обращаясь ко Всеволоду Юрьевичу, больше известному нам под прозвищем Большое Гнездо?

Контекст следующий - был бы ты здесь, княже, то разбил бы половцев наголову и тогда... И тогда собственно и случилась бы вот эта самая "чага по ногате". Ну и кощей по резане" случился бы конечно же тоже!

Итак, проясним термины, которые здесь упомянуты.

Чагой в Древней Руси называлась девушка-рабыня, это слово известно из других источников.
Кощеем звался раб или пленник, что часто совпадало. Ногата и резана - это денежные единицы. Ногата составляла одну двадцатую часть серебряной гривны. И в свою очередь равнялась 2,5 резанам.

Теперь обращаемся к "Русской правде" Ярослава Мудрого и находим там реальную цену рабов: мужчина стоил пять гривен, девушка - шесть гривен!

"Ногата - это цена поросенка или барана, а резана - это стоимость постного второго блюда, даже и не целого обеда. Это - просто дешевка. А дешевка эта здесь была бы результатом колоссального выброса на рынок плененных Всеволодовыми полками половцев", - пишет об этом историк Борис Романов в книге "Люди и нравы Древней Руси".

Отдельный интерес вызывает, насколько легко автор оперирует ценами на рабов, не сомневаясь в том, что читатели прекрасно знают их, скажем так, рыночную стоимость... Но пожалуй об этом, как-нибудь в другой раз.
 
V/S
В красном углу легендарный Святослав Игоревич!..

scale_1200


Если кто не в курсе событий 965 г. РХ в истории Руси (официальной), напомню… Состоялся поход князя Святослава Игоревича на хазар, было взятие Итиля, Саркела и Семендера якобы. Перед этим грандиозным военным предприятием войско Святослава отметилось на Оке, в земле вятичей. Там он у них дорогу узнавал в Хазарию, великодушно разрешил платить дань себе любимому. А не проклятым «работорговцам». От вятичей Светлый Воин спускается с боями по Волге, через земли волжских болгар и буртасов. Ну и устраивает лютый погром в хазарском курятнике. Из краткой политической ситуации региона можно отметить следующее: мусульманский Хорезм не оказал помощи Хазарии по причине отказа Каганата принять ислам. Печенеги были на стороне Святослава, что позволило «растащить» силы обороняющейся стороны по нескольким ТВД (театры военных действий).

После падения основных городов Хазарии — «русы» со Святославом покинули покоренные территории. Даже дани не назначив и не взяв под контроль очевидные и «вкусные» торговые центры, что открывали широкий путь к процветанию Руси на волжской и каспийской торговле.

Чтобы сразу обозначить позицию, скажу честно: в этот поход Святослава не верю от слова «совсем». Начиная от потешной истории с «покорением и данью» вятичей до разгрома волжских городов. С промежуточным нагибом волжских булгар и буртасов...

Ну сказки ж чистой воды!

Однако... Есть у историков такой прием забавный. Если летописные источники и археология начинают конфликтовать в оценке какого-либо события… на помощь призывается народный эпос. Да-да, так и есть. Весьма рабочий инструмент, хоть научным не является. И не признается как доказательная база. Прием часто применяется в Центральной и Средней Азии, где изустные легенды-сказания очень бережно хранятся, дословно и точно передаются многими веками. Иногда весьма точно могут подтвердить события чуть ли не тысячелетней давности...

Так вот, а почему не попробовать на зуб жизнь и деяния легендарного «русского Македонского» Святослава Игоревича?
Персонаж он не мифический, личность подтверждена серьезными товарищами: от Базилевса Византийского — до стопки летописей заморских с авторами известными. А в наших палестинах — образ Светлый в волшебной ПВЛ прописан. Судя по биографии и свершениям — должен же остаться в памяти народной да изустной? Как богатырь русский, что от лиха хазарского и страшного Русь избавил...

Итак, закрываем «Повесть Временную» и... открываем русский фольклор в разделе «сказки». В качестве первоисточника будем использовать несколько вариаций народных (не авторских) сказаний про знаменитого Кощея Бессмертного и Царевича (не только Ивана).


scale_1200



Поехали.
Итак, царевич — сын Царя и Царицы. Пусть будут Игорь и Ольга в нашем случае. Святослав во время своего похода на Кощея встретил:
  • старца (волхва имхо, кто еще язычнику дорогу подскажет?),
  • медведя (древнее прозвище вятичей-лесовиков),
  • зайца (был священным животным у некоторых булгарских племен, отмечен в геральдике),
  • селезня (тут всё читаемо — популярная тамга печенегов),
  • щуку (абсолютная владычица водоемов и рек, могли быть и сувары-перевозчики на Волге),
  • Бабу Ягу (тоже читаемо, это Бабай Ага — булгарский добрый бог; почти идентичен Деду Морозу вятичей по функционалу, но позитивнее на порядок).
Бабай Ага (в замужестве Баба Яга (гы)) — оказался родственником Василисы Премудрой. Тут клубочек потуже, но распутать можно.
Прекрасная девица с высшим образованием оборачивалась лягушкой легко и непринужденно. Поскольку была дочерью Кощея, что являлся Царем Водяного Царства.


scale_1200



Так вот, Бабай Яга благосклонно принимает Царевича, парится с ним в баньке. Под меды крепкие, наверняка. По пьяной лавке (с хитрыми уловками Царевича) разбалтывает семейную страшную тайну, как победить Главу их Рода.

Одна из ипостасей Кощея Бессмертного — Водяной Царь. В нашем перетолмачивании на исторический язык — владелец Волжского Пути, повелитель торговых водных дорог, Каган Хазарский собственной персоной.

Пьяный рассказ Бабай Аги оригинален: в прямой схватке Кощея победить невозможно. Придется найти его душу. Что заключена в немалом наборе предметов одушевленных и не очень. Что неразрывно связаны друг с другом. Душа находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук спрятан под Дубом.

Поскачем от последнего. Очень многообещающая зацепка. По древним верованиям булгар, хазар, чувашей, караимов, и многих других родственных им племен — душа после смерти человека переходит в дуб. Священное древо тюрков (и не только). Практиковался культ почти у всех этих племен, независимо какую религию они приняли впоследствии. Заключался в почитании Священных Рощ. Там хоронили они своих соплеменников, испрашивали благословение на важные жизненные решения. Гибель Священной Рощи являлась великим позором племени, сакрально приравнивалось к его гибели. На практике выглядело так: после такой «потери лица» племенное образование распадалось, его остатки принимали другие имена.


scale_1200



Так что же делает Царевич?
  • Он находит Дуб (Священную Рощу);
  • медведь (вятичи-лесовики) ломают дерево (разоряют святилища-кладбища);
  • находится сундук (хм, скорее всего это образ зависимости, «народы» собраны там не по своей воле под «крышей-крышкой»;
  • заяц (булгары) и селезень (печенеги) выскакивают оттуда, темная история, но нейтрализовали друг друга в итоге;
  • щука (владыка водоемов и повелительница мира мертвых) ловит…

Яйцо

По славянским народным представлениям, этот предмет был: космогоническим (начало начал и прообраз мира) или прикладным — во многих обрядах. Указывал на средоточие силы, плодовитости. В нашем случае с «расшифровкой» — пусть будет неким оберегом Кощея. Эта куриная «икра» (как стыдливо называли яйца застенчивые тургеневские барышни) широко использовались в народной магии. Часто — не очень доброй, что до сих пор практикуется всяческими ворожеями и «потомственными колдунами».

Итак, Кощей на коленях умоляет Царевича о пощаде. Но «оберег-яйцо» разбит безжалостно. Оттуда выпадает (не во всех сказках, но пойдем до конца)…


Игла.
Очень популярный предмет в народной культуре. Может быть оберегом и одновременно орудием порчи (как яйцо). Суеверий и обрядов с иглой — тьма-тьмущая… Какой вариант использовать в нашем переводе? Ну пусть игла будет негативным предметом, гадким и колдовским. По многим восточно-славянским представлениям — ведьма, змора или «огненный змей» могут оборачиваться иголкой. Последний — тоже ипостась Кощея, кстати.

Ну вот и сказочке конец… Царевич разбил яйцо, сломал иглу, Кощей помер. Все как по писаному. Никаких геройских подвигов с рубкой на мечах не зафиксировано. Что тоже оригинально и органично объясняется. Хазарский Каган не командовал войском, был сакральным и религиозным символом своего государства. И побежден был, по народным верованиям, — не оружием, а совокупностью мистических факторов.

И самое важное, чуть не забыл… Обратно Царевич (Святослав) вернулся со своей матерью Еленой Прекрасной (Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена). И с дочерью Кощея в качестве приза. Кажется, свою вторую супругу Эсфирь… Святослав из этого похода притащил в гарем свой?
Или ошибаюсь?


scale_1200



Вывод (почти трезвый)
.
Легенда «Повести Временных Лет» о деяниях Святослава подтверждена народным сказочным фольклором. Гы… Но нужно строго научно завершить материал. Выходит вот что: в свете изложенного — войны Руси и Хазарии можно толковать — как религиозно-династические. В союзе с вятичами, Волжской Булгарией и печенегами Святослав сокрушил Хазарский Каганат. И поделил сферы влияния. Волжской Булгарии досталось наследие хазар на Волге, печенегам — приазовская степь, Руси — вятичи.

И совсем закругляясь. Есть еще одно славянское поверье, связанное с иглой: когда к «святому месту» подводят одержимого злыми духами… У того изо рта начинают сыпаться (в виде иголок и булавок) вредные, своевольные и очень агрессивные демоны. Разбегаются в стороны и прячутся в траве. В наших сказках Кощей погибает без возможности воскреснуть. Как и Хазария, имя ее исчезло. Зато появились новые племена: торки, бериндеи, басилы, каракалпаки, чуваши… Ни на что не намекаю категорически, но память народная… она такая. Бывает несправедлива и зла порой.
 
Назад
Сверху