Род

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
16.118
Реакции
6.820
Баллы
113
РОД - покровитель единства рода

1359749474_screenshot37625671.png


Мифологический персонаж, покровитель единства рода. Род упоминается в летописях вслед за главными языческими богами вместе с Рожаницами – сопровождавшими его женскими персонажами. Род и Рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи называли своими покровителям. Они носили и другие наименования – Чур, Щур, Дед.
Согласно другому толкованию, Род, Рожаницы – божества, упоминаемые в древнерусских историко-литературных памятниках. В старинных азбуковниках название Рожаница (в единственном числе) «переводится» словами: мати, породеля, порожениця. Рожаницы во множественном числе объясняются «вещими девами». (Шеппинг, 1862год)

Культ Рода имел особое значение для русских князей. Ещё в XI-XII веках у восточных славян сохранялось почитание княжеского рода. Именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой землёй. Поэтому Роду и рожаницам совершались регулярные жертвоприношения.

Обычно богов приглашали на ритуальное угощение, для которого готовилась специальная каша, пекли особый хлеб. Богов также угощали сыром и мёдом. Угощение расставлялось в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческих глаз.

Роду были посвящены и специальные праздники – «навий день» (день мертвецов), справлявшийся в четверг страстной недели Великого поста, и «радуница» - вторник Фоминой недели (первой недели после Пасхи).

Поскольку производящее начало всегда связывалось с женщиной, культ Рода был традиционно женским. В нём принимали участие специальные жрицы, совершавшие жертвоприношение несколько раз в год. Иногда к Роду обращались и для защиты от болезней. Но тогда главную роль в обряде играли рожаницы.
 
МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «РОД»

Под словом «Род», как полагает Дмитрий Шеппинг, «в старину подразумевался дух. Так, у Даниила Заточника: «Дети бегают Рода»; а в областных наречиях «род» обозначает «образ», «вид», также (в Тульской губернии) «призрак», «привидение», - что и побудило профессора Соловьёва почесть это божество, так же как и женскую форму его, Рожаницы, за души усопших покровителей семьи, в особенности её численного размножения (плодовитости). «На подобное значение Рода указывают отчасти названия поминальных праздников, больших и малых родительских, и множество других слов нашего языка, имеющих общим корнем своим род-рожать и означающих: 1. силу плодородия, как урожай; родник; рожь, 2. детородство, как родильница; зародыш; роды, 3. общее происхождение (от одного рода) – порода; народ; родные; родитель; родной и род в древнейшем смысле потомка и земляка» (Шеппинг, 1862).

А.Н.Соболев полагает, что по Родом «нужно разуметь умершего родоначальника, это можно вывести из помещённого в Паисиевском сборнике «Слова св. Григория, изобретённого в тольцех о том, како первое погани, суще языщи, кланялись идолам и требы им клали: то и ныне творят». В этом слове проповедник, имея в виду доказать языческое происхождение веры в Рода, сближает его с подобным, с его точки зрения, мифическим представлением других народов. Он говорит, что Род означал у славян то же, что у греков Артемида; противополагая Артемиду Роду, проповедник придаёт даже её имени мужское окончание: «Начаша Еллины ставить трапезу Роду и Рожаницам (так переведено Артемиду и Артемиде) та Египтяне та же Римляне, даже и до Словен доиде. Се же словени начали трапезу ставити Роду и Рожаницам прежде Перуна Бога их».

По мнению А.Н.Соболева, Роду, как и Артемиде, «приписывалась плодотворящая, возрождающая сила жизни» (Соболев, 1913).
 
В каждом Роду был свой Чур. Это охранник жилища и родовых границ. К выдуманному богу Роду отношения не имеет.
Другое произношение слова "чур". Имя этого родового хранителя сохранилось доныне в широко известном детском заклинании - "Чур меня я в домике" означающем неприкосновенность.
Хранитель Рода, Первопредок, в более широком понимании вся совокупность предков. Опять же для каждого Рода свой. Деды как Хранители Родов составляли основу племени на тонких планах.
Вдували душу в новорожденного. Это если без углубления в пантеон. Помощницы Макоши и Лады. Никогда не имели нарочитых жриц, каждая женщина для себя и своих дочерей вышивала обыденный рушник с фигурами Рожаниц что и являлось главной требой им. Так что каждая женщина в силу своей физиологии была их жрицей.
Роду были посвящены и специальные праздники – «навий день» (день мертвецов), справлявшийся в четверг страстной недели Великого поста, и «радуница» - вторник Фоминой недели (первой недели после Пасхи).
Оставим эти фантазии на совести тех, кто их выдумал. Навий день не мог иметь отношения к Роду, Рожаницам и всему тому, что связано с новой жизнью. Навья это мстящий дух, мертвец грубо говоря...пристегивание навий к рождению есть лютейший бред. Радоница - день поминовения предков весенний. На Красную Горку приходится в средней полосе Руси.
 
РОД – ВОПЛОЩЕНИЕ РОКА

Сопоставляя Рода с Домовым, М.Н.Гальковский отмечает, что Иоанн Экзарх а переводе Шестодиева Василия Великого «слово «род» отождествляет с греческим «определение, рок, судьба» (то есть Род – воплощённая судьба, рок)». Он присоединяется к мнению А.Н.Веселовского, считавшего, что судьба, доля первоначально зависела не от Рода, но от женского мифологического персонажа, идентичного Рожаницам (Гальковский, 1916).

Соотносимые в азбуковниках и со словом «планита» ( «Рожаницами еллинстии звездословцы наричают семь звёзд, глаголемых планиты») слова «род» и «рожаницы» «встречаются в древних текстах с тем же значением «судьба», что и греческое «фатум», «планида» или «фортуна». Сравните: «Иже в получаи верують и в родословие, рекше в рожаница и в обаяния» (Рязанская Кормчая 1284 года) (Ковтун, 1969).

Представления о Роде и Рожаницах, которым приносили жертвы-требы (достаточно расплывчатые по отрывочным материалам начала II тысячелетия), могли объединять, таким образом, понятия об обоготворяемых родоначальниках (о порождающем начале) и о наделении «долей», определении судьбы человека.

В позднейших верованиях представления о Роде и Рожаницах угасают, точнее – переформулируются или вытесняются: в XIX – начале XX века крестьяне считают судьбу зависящей от Бога, Богоматери, христианских святых, а также от целого ряда мифологических персонажей (Смерть, Белая женщина, Домовой, Леший, Притка). Влияющими на судьбы живых людей продолжают считаться и умершие, предки («родители»): Покойники, Навьи, Дед и т.д.
 
Так, род есть. А число и падеж где? Без них тоже никуда
 
ЗАБЫТЫЙ КУЛЬТ

С принятием христианства культ Рода начал постепенно ослабевать. Бог Род преобразовался в духа – покровителя семьи, в «домового деда», а позже в охранителя новорожденных. Известно поверье, что после рождения младенца, чтобы определить его судьбу, около его колыбели собираются рожаницы. Отголосок верований сохранился в широко известном сказочном сюжете о спящей принцессе (сказка Ш.Перро «Спящая красавица»).

Однако, со временем культ Рода и рожаниц был практически полностью забыт. Он превратился в почитание умерших предков. Кроме того, в славянском пантеоне оказалось много женских божеств, вытеснивших рожаниц. Следы почитания Рода продолжали сохраняться только в быту. Одним из их проявлений можно считать совместные родовые захоронения, а также периодическое поминовение родственников на кладбище (родительские субботы).
 
Назад
Сверху