Благодать
Lionne
- Регистрация
- 20 Сен 2019
- Сообщения
- 14.169
- Реакции
- 6.119
- Баллы
- 113
РОД - покровитель единства рода
Мифологический персонаж, покровитель единства рода. Род упоминается в летописях вслед за главными языческими богами вместе с Рожаницами – сопровождавшими его женскими персонажами. Род и Рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи называли своими покровителям. Они носили и другие наименования – Чур, Щур, Дед.
Согласно другому толкованию, Род, Рожаницы – божества, упоминаемые в древнерусских историко-литературных памятниках. В старинных азбуковниках название Рожаница (в единственном числе) «переводится» словами: мати, породеля, порожениця. Рожаницы во множественном числе объясняются «вещими девами». (Шеппинг, 1862год)
Культ Рода имел особое значение для русских князей. Ещё в XI-XII веках у восточных славян сохранялось почитание княжеского рода. Именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой землёй. Поэтому Роду и рожаницам совершались регулярные жертвоприношения.
Обычно богов приглашали на ритуальное угощение, для которого готовилась специальная каша, пекли особый хлеб. Богов также угощали сыром и мёдом. Угощение расставлялось в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческих глаз.
Роду были посвящены и специальные праздники – «навий день» (день мертвецов), справлявшийся в четверг страстной недели Великого поста, и «радуница» - вторник Фоминой недели (первой недели после Пасхи).
Поскольку производящее начало всегда связывалось с женщиной, культ Рода был традиционно женским. В нём принимали участие специальные жрицы, совершавшие жертвоприношение несколько раз в год. Иногда к Роду обращались и для защиты от болезней. Но тогда главную роль в обряде играли рожаницы.

Мифологический персонаж, покровитель единства рода. Род упоминается в летописях вслед за главными языческими богами вместе с Рожаницами – сопровождавшими его женскими персонажами. Род и Рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи называли своими покровителям. Они носили и другие наименования – Чур, Щур, Дед.
Согласно другому толкованию, Род, Рожаницы – божества, упоминаемые в древнерусских историко-литературных памятниках. В старинных азбуковниках название Рожаница (в единственном числе) «переводится» словами: мати, породеля, порожениця. Рожаницы во множественном числе объясняются «вещими девами». (Шеппинг, 1862год)
Культ Рода имел особое значение для русских князей. Ещё в XI-XII веках у восточных славян сохранялось почитание княжеского рода. Именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой землёй. Поэтому Роду и рожаницам совершались регулярные жертвоприношения.
Обычно богов приглашали на ритуальное угощение, для которого готовилась специальная каша, пекли особый хлеб. Богов также угощали сыром и мёдом. Угощение расставлялось в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческих глаз.
Роду были посвящены и специальные праздники – «навий день» (день мертвецов), справлявшийся в четверг страстной недели Великого поста, и «радуница» - вторник Фоминой недели (первой недели после Пасхи).
Поскольку производящее начало всегда связывалось с женщиной, культ Рода был традиционно женским. В нём принимали участие специальные жрицы, совершавшие жертвоприношение несколько раз в год. Иногда к Роду обращались и для защиты от болезней. Но тогда главную роль в обряде играли рожаницы.