Первая ночь Наваратри (6.10 - 7.10)
Шайлапутри – форма Дурги которую почитают в первую ночь Наваратри.
Великая Богиня Дурга, олицетворение энергии Шакти всех Богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного из них - Махишасуру к исходу десятого дня. Об этом повествуется во многих Пуранах, таких как Маркандея-Пурана, Дэви бхагавата-Пурана, Чанди-Пурана. Важной частью Маркандея-пураны, особенно для шактов, тантриков и кауликов является Дэви-махатмья "Величание Богини", читаемая ежедневно в дни праздника Наваратри.
"Хотя все люди, боги и асуры знают тебя, Шиву и меня
Как причины творения, охранения и разрушения,
Ты – творец, охранитель я, а Хара разрушитель –
Мы созданы Шакти – такой вывод делается знатоками Вед.
При создании мира Шакти в тебе прибывает раджасическая,
Саттвичная во мне, и в Рудре тамасическая.
С нею разлученный, ты не способен выполнять свою обязанность,
И я не способен охранять, и Шанкара уничтожать.
Ей подчиненные, мы все существуем постоянно, о господин,
Прямо и косвенно, выслушай же пример, о давший благой обет.
Во время Пралайи я сплю на Шеше, без сомнения,
Подчиненный ей всегда, и в должный срок я пробуждаюсь под влиянием времени.
Я постоянно совершаю аскезу, подчиненный ей всегда,
И когда наслаждаюсь с Лакшми счастливо,
И когда с данавами сражаюсь я в битве
Суровой, изнуряющей тело, наводящей страх на все миры.
У тебя на глазах, о знаток дхармы, некогда в этом [океане] Экарнава
Пять тысяч лет сражение мной велось.
Те злобные данавы, возникшие из ушной серы, преисполненные гордости,
Мадху и Кайтабха, по милости Богини богов были убиты."
Дэви бхагавата Пурана /I.IV.45-54/
Центральная суть фрагмента этого повествования – рассказ об уничтожении демонов Мадху и Кайтабхи Богиней, действующей через Вишну. Следует отметить, что в нешактистских пуранах и в Махабхарате (III, 194) Богиня не участвует в этом событии, и победа над Мадху и Кайтабхой целиком приписывается Вишну (41, с. 55).
"Воистину вечная, Она воплотилась как Вселенная, из Неё [изошло] все это;
В точности так Она многообразно проявляется - выслушай от меня об этом:
Когда Она приходит во исполнение дела богов, в мире говорят: "Она родилась!", хотя Она вечна.
И когда, в конце кальпы, Вселенная обратилась в Единый Океан, а объятый Богиней йогического сна почитаемый Господь Вишну возлёг на [змея] Шешу,
Два страшных асура, известные Мадху и Каитабха, выйдя из корня уха Вишну, захотели убить Брахму.
А он, восседавший в [произросшем] из пупа Вишну лотосе прародитель Брахма, видя ужасных асуров и спящего Джанардану,
Стремясь пробудить Господа, сосредоточил ум и воззвал к Богине йогического сна, пребывавшей в очах Вишну.
К Повелительнице всего, Кормилице миров, Причине их существования и исчезновения, Богине сна, Несравненной Бхагавати Вишну [обратился] сияющий владыка:
Брахма сказал:
Ты Сваха, Ты Свадха, Ты воистину Вашаткара, Душа [всех видов] звука, Нектар, Ты непреходяща и вечна, Душа тройственной матры [аум].
Ты пребываешь в невыразимой словами, вечной полуматре; Ты Савитри, Высшая Прародительница богов.
Тобой поддерживается все это, Тобой творится этот мир, и Ты же, Деви, защищаешь его и поглощаешь все в конце [времён].
При сотворении Ты - форма созидания, при защите - форма поддержания, а также форма уничтожения в конце сего мира, о Наполнившая [Собою] мир!
Великое знание, Великое заблуждение, Великая мудрость, Великая память и Великое наваждение, Великая Деви и Великая Асури.
Ты Первопричина всего, Порождающая три гуны, Ты Ночь конца [мира], Великая Ночь и страшная Ночь слепоты.
Ты - Счастье, Удача, Умеренность, Ты - Просветленный разум; Ты - Скромность, Питающая сила и Удовлетворенность, Покой и воистину Прощение.
О Ужасная, вооруженная мечом, копьем, палицей, диском, раковиной, луком, стрелами, пращой и булавой,
О Мягкая, нежнейшая из нежных, Ты в высшей степени прекрасна, за пределами высокого и низкого, Высшая Повелительница.
О душа всего, когда бы и где бы ни существовала вещь, истинная или неистинная, энергия всего этого есть Ты, как же мне вполне воспеть Тебя?
Даже создателя, хранителя и поглотителя мира Ты окутала сном, кто же здесь способен достойно прославить Тебя?
Воистину Ты дала Вишну, мне и Шиве зримое тело, так кто же сможет истинно воспеть Тебя?
О воспетая [мною] Деви, действием Своих высших сил ввергни в заблуждение двух трудноодолимых асуров Мадху и Каитабху,
И пусть Господь мира Вишну, быстро восстав от сна,
Обретет сознание и убъёт двух великих асуров.
Риши сказал:
Так прославленная Брахмой, желая пробудить Вишну ради убиения Мадху и Каитабхи, богиня Тамаси
Вышла из очей, уст, ноздрей, рук, сердца и груди [Вишну], и явилась непостижимо рождённому Брахме.
А оставленный Ею Господь Вселенной Джанардана встал со своего ложа посреди предвечных вод и узрел тех двух
Злонравных Мадху и Каитабху, жаждущих убить Брахму, с красными от гнева глазами, великих в силе и храбрости.
И поднявшись, Господь Хари бился с ними пять тысяч лет, используя как оружие [собственные] руки.
И очарованные Махамайей, опьяненные великой силой,
Они гордо сказали Вишну:
"Проси у нас чего хочешь".
Благословенный Господь сказал:
Если вы довольны мною, будьте убиты мной.
Есть ли нужда в иной награде? Воистину, таков мой выбор.
Риши сказал:
Тогда ввергнутые в заблуждение [асуры], озирая весь обратившийся в воду мир, сказали лотосоокому Господу: "Убей нас там, где мир не погрузился в воду".
Риши сказал:
Ответив: "Да будет так", Господь-Держатель раковины, диска и булавы отсек им диском головы на своих бедрах.
Так, призванная Брахмой, явилась Она Сама; внимательно слушай, теперь я расскажу о силе Деви. "
Такова в Деви Махатмье Шри Маркандейя Пураны [эпоха Саварни] первая глава, шлоки /64-104/, именуемая "Убиение Мадху и Каитабхи".
Мадхьяма чарита
Эзотерический смысл данного фрагмента в том, что те кто мыслят себя отдельными от Бога и Мира (Лока), считая что кроме них и действительности, больше ничего нет (Локаята), и поэтому ведут эгоистичный образ жизни (Асура), Господом будут уничтожены.
Деви Махатмья состоит из 13 глав, её обычно разделяют на три части: 1-2 глава - в первой части, 3-6 - во второй части, и 9-13 - в третьей части.
Суть всего повествования Рахасья (сокровенная сущность знания) в эзотерических соответствиях между процессами во Вселенной (макрокосме) и Человеке (микрокосме), с понятиями их слияния через достижение тотальной Самарасьи (высшего оргазмического слияния) тантра-садхака. Внешне все это облечено в форму мифологического повествования и прославления деяний Богини. Каждый день, вечером или ночью, шакта-садхака читает сам или рецитирует нараспев в Кула-чакре, либо всю Деви Махатмья целиком, либо только треть, первые три дня, первая треть, вторые три дня вторая треть и последние три дня, особенно важные — последняя треть.
"Любовь - лучшая садхана, через любовь обретается милость Богини, наслаждение и освобождение. Поэтому предайся любви!"
Шри Тарабхактирахасья дипика /I.24/
Обретайте милость Богини!
Наваратри лучшее для этого время!
Да пребудет с вами каулика!
Ом, шанти шанти шанти!
из Сети