Протоэзотерическая терминология

некто мог использовать слово "таинственный", но глупо ссылаться на него, если вдруг появится массовое течение или движение, называемое Таинством
@Генри...

Мистерии (от др.-греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») — закрытые религиозно-мистические практики имели место быть со времен отдалённой древности - около 1500 лет до нашей эры в микенскую эпоху греческой цивилизации.

В исторические же времена (особенно с VI века до н. э), их число всё более и более увеличивалось и, к концу IV века до н. э., человеку не быть посвящённым в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия и... откровенного пофигизма к вопросам знания, морали и общественной жизни в целом!!!
 
Но эзотерика как нечто самостоятельное есть продукт теософов
При том что сами они ЗАЧАСТУЮ термином "эзотерика" как раз и не пользовались!
Ведь именно в Средние века у "эзотерического" появляется заменитель "оккультное".

Латинское слово "occultus" обозначало скрытое, тайное и восходило к глаголу "occulere", что значило скрывать, покрывать.

Идея оккультных качеств предметов была заимствована средневековыми авторами из натурфилософии Аристотеля. Изначально под оккультные качества подпадали все те, что не относятся к основным (вкусу, запаху, цвету). Таким образом, возникла идея неких ненаблюдаемых, но действующих скрыто тайных сил (влияние звезд, магнетизм и т. п.).

При этом вышеозначенные (оккультные) качества изымались из ведения логичной и рациональной схоластической философии, т. к. были скрытыми и не познавались с помощью законов разума. Фома Аквинский в трактате "De occultis operibus naturae", размышляя над особыми качествами предметов, предположил, что оккультные качества базируются на субстанциональной форме вещи. Идея существования оккультных качеств основывалась на авторитете древних. Так, например, известнейший врач Гален (II в.) писал, что многие составы, как-то яды и лекарства, действуют согласно неким неизведанным механизмам, которые и именовались оккультными. Эта опора на древних привела к сильному распространению идеи существования оккультных качеств в эпоху Ренессанса.

Например, Марсилио Фичино, описывая то, как камни могут привлекать небесные влияния, отмечает наличие у них "оккультных качеств", скрытых от наших чувств (Три книги о жизни - (De vita libri tres, 1489). Еще один известный деятель эпохи, Генрих Корнелиус, более известный как Агриппа Неттесгеймский, в своем трактате "Оккультная философия" (De philosophia occulta, 1531, полная версия 1533) еще сильнее развил тему оккультных качеств, также отмечая их недоступную для обычного познания природу. Интересно, что в названии его трактата это словосочетание появляется впервые. Для самого Агриппы оккультная философия синонимична магии, такое название для него было скорее маскировкой, так как он считал, что оно вызовет меньше кривотолков, чем прямой заголовок "О магии". Для самого Агриппы магия была ничем иным как философией древних, утраченной с веками, но сейчас могущей быть восстановленной. В данном рассуждении он шел тем же курсом, что и многие деятели, и мыслители эпохи Возрождения, не отличаясь от того же Фичино. Сам труд неттесгеймского мыслителя являл собой обширную энциклопедию всякого рода тайных практик его времени, начиная от еврейской каббалы и заканчивая античным герметизмом...
 
Короче, @Генри, давай максимально упростим ситуацию - что ты сам лично понимаешь под "эзотерикой"?!

А что под протоэзотерикой?...
 
протоэзотерикой
под этим я понимаю всё то, что поспособствовало появлению эзотерики в том её виде, в котором она существует сегодня. Смысл слова "эзотерика" следует из его значения - тут всё понятно. А вот, как на свет появилась ниша "эзотерика"... этому сильно поспособствовали члены теософского общества во главе с Блаватской. Именно с них начались все эти клубы и кружки оккультистов и т.д. со своим рынком, логистикой, собраниями, съездами, органами печати, редколлегиями и прочими институтами,

ПС Блаватская, конечно, удивительная женщина. Не знаю про её труды, но то, что она двинула всю эту махину, говорит много о её личности
 
на свет появилась ниша "эзотерика"... этому сильно поспособствовали члены теософского общества во главе с Блаватской
Не-а...

под этим я понимаю всё то, что поспособствовало появлению эзотерики в том её виде, в котором она существует сегодня. Смысл слова "эзотерика" следует из его значения - тут всё понятно
В КАКОМ ВИДЕ?!
ЧТО ТУТ ПОНЯТНО???

Современные западные исследователи выделяют как минимум пять основных групп значений, которые ныне связаны с термином "эзотерика".
Причем этот список не совсем полон, но для краткости ограничимся хотя бы им...
  1. "Эзотеризм" в первом значении часто используется как синоним термина "оккультизм" или "оккультное". Термин "оккультизм" был возрожден в работах Жана Батиста Рандонвиллерса (1842) и позже использовался Элифасом Леви (1856), далее кочевал от одного автора к другому, а в более широкий оборот был введен Еленой Блаватской. Понятию "оккультное", в свою очередь, новую жизнь и новое наполнение дал британский писатель Колин Уилсон в 1971, когда в свет вышла его одноименная книга. Термин сразу стал крайне популярным среди журналистов и социологов. По сути, "оккультной" стала называться особая сфера культуры, к которой относились явления, не подпадавшие, по мнению журналистов, под компетенцию науки или религии. В данной сфере содержится все, что несет в себе вуаль необъяснимого: парапсихологические эксперименты, уфология, восточная мистика, истории про вампиров, ченнелинг и др. Влиятельный исследователь Джеймс Вебб определяет данную область как сферу "отреченного знания", того знания, которое было вытеснено культурным мейнстримом на обочину, того знания, которое выходило за рамки рационального объяснения мира, считавшегося долгое время единственно верным.
  2. Во втором значении прилагательное "эзотерическое" может употребляться в значении тайного знания, учения, доступного лишь посвященным. Но возникает вопрос: кто такие эти посвященные? В современной культурной ситуации понятие эзотерического знания в этом значении может быть применимо и к заседанию совета директоров какого-либо банка: та информация, которая обсуждается на закрытых заседаниях, отвечает критериям коммерческой тайны, которую участники заседания не будут разглашать непосвященным, т. е. не включенным в круг совета лицам. При этом всё будет объясняться четкими прагматическими соображениями заботы о своих капиталах. Любопытный и требующий особого изучения феномен использования прилагательного "эзотерическое" в таком значении фиксируется в книготорговом деле: издания, содержащие в названии слово "эзотерическое", пользуются широким успехом, например, издательские серии "эзотерической мудрости" или "эзотерической философии". Здесь мы наблюдаем, как то, что должно, судя по словоупотреблению, быть доступно лишь избранным, становится общедоступным. Более того, сам намек на эту сомнительную избранность фактически и создает той или иной книге широкую читательскую аудиторию.
  3. В третьем значении термин "эзотерическое" часто используется в кругах т. н. традиционалистов и означает некое "трансцендентальное единство" всех религий. В данном случае термин применяется не только к особому пласту религиозных знаний и практик, но к феномену религии в целом.
  4. В четвертом смысле "эзотеризм" часто выступает синонимом гнозиса, в общем смысле данного понятия (где утверждается превосходство опытного религиозного знания над верой и проистекающее из нее догматическое знание, а также устанавливается пиетет перед особой символической формой выражения этого опыта). При этом гнозис понимается не как обладание некоей информацией, а как экзистенциально значимое знание, сопряженное с опытом (именно здесь проявляется отличие четвертого значения термина от второго). Гностические движения не занимались просто изучением текстов и открытием неких новых данных. Для гностика важнейшим является внутреннее изменение, озарение, приобщение к миру высшей, затерянной реальности, пробуждение ото сна, вызванного "шумом мира сего", которое возможно лишь вследствие опытного переживания тайного гнозиса.
  5. И, наконец, пятое значение термина стало закрепляться в академических кругах Европы и Америки сравнительно недавно. Здесь эзотеризм понимается не как тип религии или структурное ее измерение, но как специфический аспект западной культуры, корни которого лежат в синкретизме Ренессанса. В нем нашли свое выражение и, в известной мере, синтез, различные явления культуры предыдущих эпох, такие как каббала, алхимия, гнозис, астрология, герметизм. Влияние же его в тех или иных формах распространяется вплоть до сего дня.
Итак, мы увидели, что термин "эзотерика" имеет множество значений, зачастую не только противоречащих друг другу, но и внутренне противоречивых; мы вынуждены констатировать, что ныне он не выражает ничего или выражает все сразу, подобно "розе" у Умберто Эко. Эзотеризм, доступный лишь избранным, но в то же время продающийся на каждом углу, тайное измерение религии, в то же время являющееся основой массового религиозного сознания, предстает как своего рода consensus oppositorum. Ныне слово "эзотерика" ставит больше вопросов, чем дает каких-либо ответов...
 
да да. Забыла про синдром эзотерика в психиатрии).. для полноты картины
 
Например, устоявшееся в лексиконе эзотериков словосочетание стремиться к свету.
А хочешь я тебе ещё чуток мозг рвану?..

Ты вообще уверен что ИЗНАЧАЛЬНО речь шла именно о "свете"?
А может о свЯте?!

В славянских, балтийских и иранских языках мы имеем следующую картину:
Свет < праслав. *světъ < PIE *ḱweit-, ср. авест. sраētа "светлый, белый", санкср. c̨vētás тж
Святой < праслав. *svętъ < PIE *ḱwen-, ср. авест. spǝnta "святой", ведический c̨vāntás "процветающий", лит. šveñtas "святой"

То есть этимологически слово «святой» это возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить.

Да и в переводах с греческого в самых ранних, старославянских, текстах употребляется не калька, а свое слово; в целом же, калек в переводах богослужебных текстов с греческого на старославянский, а позже на древнерусский очень много. Это значит (как замечает В. Н. Топоров в своей книге "Святость и святые в русской духовной культуре"), что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен.
«Язык сохранил слово и даже его общую семантическую идею, но существенно углубил и «спиритуализовал» по идее его содержание».
В язычестве слово "свЯтый" понималось в прямом смысле: оно означало любое возрастание, цветение, плодоношение, в Христианстве же образуется понятие «святости» как возрастания и цветения духовного...

При том что белый свет - только Русь - место, где происходит действие сказки!
Тогда как тридевятое царство, иное царство, подземный мир - это всё не белый свет, а тот, нижний свет!
 
Это значит (как замечает В. Н. Топоров в своей книге "Святость и святые в русской духовной культуре"), что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен.
Во-первых, Топоров замечает вовсе не значит что всё так и есть, причем, независимо от личности самого Топорова. А во-вторых, что значит сакрально отмечен? А по факту, свет и святой - два разных слова, и разница прослеживается вплоть до праславянского языка. Всё остальное домыслы
 
Я ж тебе прямо предлагала изложить свой личный взгляд на эзотерику...
ну что тут излагать.. совокупность взглядов и представлений, сформированных в первую очередь доктринами Блаватской, Рерих, Безант и других членов теософского общества, и основанных на более древних традициях, прежде всего, восточных - веды, йога и т.д. Отличается от религии наукообразностью, т.е. очевидным желанием дать или найти убедительные логичные объяснения тем или другим фактам, мифам... в таком духе, в общем
 
А по факту, свет и святой - два разных слова, и разница прослеживается вплоть до праславянского языка. Всё остальное домыслы
Твои домыслы!

В. И. Даль приводит старое образование: "свђторусье" (светорусье) - русский мир, земля; белый, вольный свет на Руси" (Толковый словарь, (1882: 4,159). Говорят и "святорусье"

Слово "свЕторусье" по составу морфем – народное образование, а похожее по произношению "свЯторусье" явно вторично; это выдает и суффикс: церковнославянская форма была бы святорусие.
Причем азовские казаки XVII в. знают только "свЕторусских богатырей", и даже святых, покровителей казачества, именуют они "свђт" ("на вас мы, свђтов, надђмся"); однако в поздних редакциях текста "свЕтлые" становятся "свЯтыми" ("святорусские богатыри"), а "пресвђтлой здешний свђт" оборачивается, отныне и навсегда, "свЯтой Русью"
 
А во-вторых, что значит сакрально отмечен?
Да то самое!

Сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное Богу и (лат. os sacrum, дословно «священная кость» — часть позвоночника наземных позвоночных, обеспечивающая его соединение с тазом.)) — в широком смысле — всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений; все то, что подлежит трепетному почитанию как особо ценный идеал.

@Генри, ты, как говорится, прочувствуй разницу между "выйти в свет" и "пройти по миру"

Причем слово мир хоть и является славянским по происхождению, но более поздним. В русском языке, для обозначения пространства, встречается лишь с XI в. Именно христианская литература, особенно переводная, способствовала становлению значения "мир" у слова "свет". Выражение «въ мирђ семъ» – общее место многих поучений и слов. «Сей миръ» противопоставлен «оному свђту», так что исходная противоположность близкого и своего (сего) мира беспредельно далекому и таинственному (оному) свету поддерживалось и идеологическими противоположностями, сохрание которых способствовала устоявшаяся двойственность средневековых представлений. Все, что связано с признаком "свет", мало-помалу сосредоточилось в церковном варианте иерархии и покрылось ореолом святости. «Свђт» ведь «свят». Напротив, «человђк простый – истецъ мирянинъ».


С точки зрения этимологии слово "мир" является сложным. В нём есть древний корень "ми-", который означает "любовь", "красота". Когда к этому корню прибавлялся древний, давным-давно уже непродуктивный суффикс "-р", то получалось слово со значением "мягкий", "кроткий".
 
Отличается от религии наукообразностью, т.е. очевидным желанием дать или найти убедительные логичные объяснения тем или другим фактам, мифам... в таком духе, в общем
Генри, а про теологию - не - не слыхал?..

Теология (калька греч. θεολογία от греч. θεός «Бог» + греч. λόγος «слово; учение, наука») — это систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.
Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания.

Причем заметь, что если теология это именно наука по определению, то теософия...
От греч. θεός «Бог» + от греч. σόφισμα - мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка!
 
а "пресвђтлой здешний свђт" оборачивается, отныне и навсегда, "свЯтой Русью"
ну мало ли что и во что обернулось. Из-за того, что свет кто-то сдуру назвал святом, свет и святой не перестали быть разными словами. Смирись
 
Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания.
это совсем другое.
 
ну мало ли что и во что обернулось. Из-за того, что свет кто-то сдуру назвал святом, свет и святой не перестали быть разными словами. Смирись
Да я то конечно смирюсь с тем что ТЫ тут сдуру ляпнул!
Но так то...

Лингвистика всё же фактазируете, что народная этимология сближает слова святой и свет, поэтому в устно-поэтической речи свободно допускается их синонимическая замена. Это характерно не только при употреблении имен собственных (что отражено в номинации героев: так, в духовном стихе "Егорий Храбрый" глав. гер. называется то просто светохрабрым, то святым светом Егорием Храбрым и светом, святым Егорием-светом Храбрым; а в духовном стихе "Алексей человек Божий" тот называется святым, светом, Алексеем-светом), но и нарицательных: рай называется то святым, то светлым...
 
Лингвистика всё же фактазируете, что народная этимология сближает слова святой и свет, поэтому в устно-поэтической речи свободно допускается их синонимическая замена.
А не сходить бы тебе на.. форум лингвистов, и не спросить их, вместо того, чтобы копипастить здесь то, в чем ни х не смыслишь..
А так то, в устно-поэтической речи всё допускается. Ты это не заметила еще?
 
Назад
Сверху