Благодать
Lionne
- Регистрация
- 20 Сен 2019
- Сообщения
- 16.880
- Реакции
- 7.086
- Баллы
- 113
СУЕВЕРИЯ ИЛИ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ?
Приметы, обычаи, присловья связаны с народными верованиями. Они составляют одну из основ крестьянского мировоззрения, которое складывалось на протяжении столетий.
Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим: «Не было печали, да черти накачали», а совершив необдуманный поступок – «Чёрт попутал». Потерявший нужную вещь нередко призывает: «Чёрт, чёрт, поиграй да отдай!» - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами, и уж тем более не веря в существование чёрта, играющего похищенными вещами.
В одной из книг, посвящённых жизни русской провинции середины XIX века упоминается множество примет, которые издавна «в ходу по всей земле русской». «Приметы общи не только низшим слоям общества, но и среднему его кругу», - пишет автор, приводя как вполне актуальные для своего времени наблюдения летописца Нестора: «Мы только словом нарицаемся христиане, а живём по-погански. Верим встрече: если кто черноризца встретит, выйдя из дому, или попа, или коня лысого, или свинью, то возвращается. Не поганский ли то обычай?»
Под суевериями нередко понимаются и небольшие рассказы о покойниках, домовом, лешем, о разных сверхъестественных существах и необъяснимых явлениях. Некоторые из таких повествований (быличек) мы считаем фантазиями, «бабушкиными сказками», в другие верим, пытаемся объяснить.
Поразительна живучесть таких рассказов и соответствующих им суеверных представлений в современной (даже городской) среде, их приспособляемость к стремительно меняющемуся миру.
Особенно устойчивы представления, связанные с покойниками, домовыми, колдунами, колдуньями, знахарями, повествования о которых широким потоком хлынули сейчас даже на страницы газет. Это не удивительно, потому что всплеск «суеверного сознания» обычно характеризует кризисные эпохи в жизни общества, свидетельствует о неблагополучии и шаткости человека в мире, где он ощущает себя окружённым невидимыми, неведомыми, зачастую враждебными силами и существами.
Интерес к собиранию, изучению народных верований проявился в России ещё в XVIII веке в связи со стремлением русских просветителей воссоздать систему славянской мифологии (по аналогии с античностью). По-видимому, именно с этой целью (выявляя сходство фавна и лешего, пенатов и домовых и т.п.) собирал материал по русским верованиям М.В.Ломоносов.
Один из первых серьёзных научных трудов по народным верованиям – «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837-1839) – принадлежит И.М.Снегирёву. Верования русских крестьян привлекали внимание известнейших собирателей, исследователей – В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, С.В.Максимова.
В XIX веке связь между крестьянским и «городским» мироощущением не была ещё разорвана: народные поверья, суеверия – часть сказочного мира детства многих городских жителей. Этот волшебный мир влиял на научные и художественные интересы выраставших обитателей помещичьих усадеб, деревень, небольших городков.
«Очарованный быт не обыден, он светится магическим светом», - писал А.А.Блок, утверждая, что «заговоры, а с ними вся область народной магии и обрядность оказались той рудою, где блещет золото неподдельной поэзии».
Приметы, обычаи, присловья связаны с народными верованиями. Они составляют одну из основ крестьянского мировоззрения, которое складывалось на протяжении столетий.
Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим: «Не было печали, да черти накачали», а совершив необдуманный поступок – «Чёрт попутал». Потерявший нужную вещь нередко призывает: «Чёрт, чёрт, поиграй да отдай!» - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами, и уж тем более не веря в существование чёрта, играющего похищенными вещами.
В одной из книг, посвящённых жизни русской провинции середины XIX века упоминается множество примет, которые издавна «в ходу по всей земле русской». «Приметы общи не только низшим слоям общества, но и среднему его кругу», - пишет автор, приводя как вполне актуальные для своего времени наблюдения летописца Нестора: «Мы только словом нарицаемся христиане, а живём по-погански. Верим встрече: если кто черноризца встретит, выйдя из дому, или попа, или коня лысого, или свинью, то возвращается. Не поганский ли то обычай?»
Под суевериями нередко понимаются и небольшие рассказы о покойниках, домовом, лешем, о разных сверхъестественных существах и необъяснимых явлениях. Некоторые из таких повествований (быличек) мы считаем фантазиями, «бабушкиными сказками», в другие верим, пытаемся объяснить.
Поразительна живучесть таких рассказов и соответствующих им суеверных представлений в современной (даже городской) среде, их приспособляемость к стремительно меняющемуся миру.
Особенно устойчивы представления, связанные с покойниками, домовыми, колдунами, колдуньями, знахарями, повествования о которых широким потоком хлынули сейчас даже на страницы газет. Это не удивительно, потому что всплеск «суеверного сознания» обычно характеризует кризисные эпохи в жизни общества, свидетельствует о неблагополучии и шаткости человека в мире, где он ощущает себя окружённым невидимыми, неведомыми, зачастую враждебными силами и существами.
Интерес к собиранию, изучению народных верований проявился в России ещё в XVIII веке в связи со стремлением русских просветителей воссоздать систему славянской мифологии (по аналогии с античностью). По-видимому, именно с этой целью (выявляя сходство фавна и лешего, пенатов и домовых и т.п.) собирал материал по русским верованиям М.В.Ломоносов.
Один из первых серьёзных научных трудов по народным верованиям – «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837-1839) – принадлежит И.М.Снегирёву. Верования русских крестьян привлекали внимание известнейших собирателей, исследователей – В.И.Даля, А.Н.Афанасьева, С.В.Максимова.
В XIX веке связь между крестьянским и «городским» мироощущением не была ещё разорвана: народные поверья, суеверия – часть сказочного мира детства многих городских жителей. Этот волшебный мир влиял на научные и художественные интересы выраставших обитателей помещичьих усадеб, деревень, небольших городков.
«Очарованный быт не обыден, он светится магическим светом», - писал А.А.Блок, утверждая, что «заговоры, а с ними вся область народной магии и обрядность оказались той рудою, где блещет золото неподдельной поэзии».