- Регистрация
- 5 Ноя 2019
- Сообщения
- 7.314
- Реакции
- 2.812
- Баллы
- 113
Вводные для анализа краткие: неграмотный Великий Хан не мог, даже будучи «гениальным дикарем» семи пядей во лбу, — продумать и (в течение двух десятков лет) ввести на огромных завоеванных территориях федеративное устройство Империи.
Даже если были написаны и разработаны все основополагающие принципы — в войлочной юрте Потрясателя Вселенной не нашлось бы достаточного количества единомышленников, способных это осознать. Тем более — осуществить.
Сами монголы и союзные им племена по уровню своего общественного развития и мировоззрению не способны были выдвинуть из своей среды … ни единого человека для контроля «пленных китайских администраторов». Неграмотный кочевник просто бы не понял, что эти умники вообще делают. Но академическая наука вещает: всё именно так и было. Начиная от тотальной переписи данников половины континента, заканчивая грандиозными преобразованиями общественного строя. Пленные и подневольные… ага. Они бы наслесарили, вангую…
Но как-то всё осуществилось. Будем искать.
Первое: насколько всё имперское монгольское гос/устройство — уникально.
Второе: кто мог, в шаговой близости от Великого Хана такие вещи успешно практиковать. Поставлять в товарных количествах советников, преданных и не способных стакнуться с покоренными народами на предмет тотального обмана или мятежа... Поэтому в подвалы пыточные будут приглашены…
Кидани.
Они же — китаи.
Очень древний народ (причем намного древнее чем гражданин наперсточник может подумать. прим. Ракса), как обычно в этих краях: происхождение их — мгла времен и больше вопросов, нежели ответов. Считаются монгольскими племенами, на протяжении многих веков были знакомы хорошо китайцам, в разные времена бродили по огромным территориям Внутренней и Восточной Монголии, Маньчжурии. В годы жизни Чингисхана жили в государстве Ляо. Прекрасно освоились от Японского моря — до Восточного Туркестана. Имели письменность (даже две). На «киданьском языке» надписи не расшифрованы.
Насчет общения. Тоже все сложно. Здесь проходила смутная граница между двумя группами алтайской языковой семьи — монгольской и тунгусо-маньчжурской. Одни специалисты (поэтому) называют киданей восточной ветвью монголоязычных племен. Оппоненты утверждают: это западные маньчжуры. Не суть, поскольку монгольский язык был в XII веке для них основным. А споры о возможном дву- или троязычии — не в этой статье.
Кидани, для академической исторической науки, это степная реинкарнация оседлых китайцев,
Любви большой в Степи не снискали, их постоянно пытались клевать со всех сторон. С очень редкими успехами. Кидани методично отбивались от кочевого лиха, исправно вынуждали платить Китай немалую дань, отгрызали от него большие куски провинций. Со временем знатно расслабились, став полу-оседлыми бездельниками.
Первый серьезный удар они пропустили от в 1114 году, когда держава Ляо рассыпалась прахом после восстания маньчжурского племени чжурчжэней. К празднику присоединились китайцы из Сунь, уже в 1125 году восставшими был пленен последний император киданей, победители провозгласили создание собственной империи Цзинь.
Значительная часть уцелевших киданей (прямотоком через монгольские степи) уходит в сторону современного Туркестана, на запад. Здесь они становятся известны под тюркским именем «кара-кидани» («кара-китаи»), на сто лет восстанавливают государственность — державу Си Ляо (Западное Ляо). Мобилизуются внутренне очень успешно, начинают контролировать огромную территорию от Аральского моря до озера Балхаш. И торговые пути, само собой. Часть киданей становится на манер кереитов — христианами несторианского толка.
Судьба же восточных киданей оказалась незавидной. Считается, они не пережили геноцида чжурчжэней и монголов. Научный мир говорит: оставшиеся в живых «растворились среди победителей». Ага… Не растворились, а весьма в крупных силах противостояли маньчжурской династии Цин … даже в XVII веке. Под именем «дауры». Первые русские землепроходцы были поражены зажиточностью и высокой культурой Даурии, как они назвали земли в бассейнах рек Шилки, Зея, Бурея и верховьях Амура.
Не «растворились среди победителей» и западные кидани. Свою национальную идентичность они отстояли даже в первые десятилетия после восшествия на белый войлок Великого Хана — Темуджина. Хоть и воевали малость против него, уже разбитые внутренними неурядицами. Выставили полнокровный тумен (свыше 10 тыс. всадников) во время среднеазиатских походов Чингисхана. Именно они под командованием Джебе — входили в корпус Субэдея. Совершили умопомрачительный по наглости рейд на Кавказ, бились с русскими на Калке, чуть не погибли в Волжской Булгарии. А самый знаменитый кидань — это правая рука, друг, советник и гражданский канцлер Чингисхана. В лишних представлениях Елюй Чуцай вряд ли нуждается…
Легендарная личность, благодаря которой и состоялась сама Монгольская Империя, как государство «нового типа». Хотя национальный язык он выучил в зрелом возрасте, во время похода Чингисхана на Хорезм. Его отец вовремя перешел на службу к чжурчжэням, достиг немалых вершин, мать была китаянкой. Но обо всем по порядку…
Великий ажиотаж
охватил весь христианский мир после событий 9 сентября 1141 года, которые произошли очень далеко от владений рыцарей в Сирии и Палестине. Якобы на помощь крестоносцам идет неведомый царь-единоверец и пресвитер Иоанн, громит без всяко числа мусульман и язычников… Так докатились до европ и Ближнего Востока отголоски миграции … киданей. И состоявшейся страшной битвы под Катаваном. (ныне — селение недалеко от Самарканда). Ибн ал-Асира емко выразился по этому поводу:
«Не было в исламе битвы крупнее этой, и не было в Хорасане больше убитых, чем в ней».
В 1128 г. (по мусульманским источникам) во владениях Караханидов, раздерганных феодальными усобицами, появились гонимые чжурчженями кочевья из разгромленного Ляо. Преодолели сопротивление киргизских племен на территории Тувы и через Турфанское уйгурское княжество вторглись в Семиречье. Командовал захватчиками гениальный человек по имени Елюй Даши, принц уже побежденной Империи. Он был провозглашён Гурханом и императором (с прицелом на реванш) на новых землях.
В 1137 году Елюй Даши громит войска самаркандского правителя, тот бежит с жалобами к султану Санджару. Дело запахло джихадом, сельджукский владыка объявляет великий поход против «неверных тюрок». Подготовка и смотры прибывающих мусульманских отрядов занимают полгода, первыми попадают под удар — карлуки, союзники «кара-киданей» Елюй Даши. После долгих обменов посольствами, отказа киданей принять ислам — новоиспеченный Гурхан стал готовиться к неизбежному вторжению и «при нём были тюркские, китайские, хитайские и другие войска».
Исход киданей из Ляо (Иллюстрация из открытых источников)
Разгром сельджуков Санджара был полный, потери — ужасающие, сам султан еле спасся … только благодаря приказу Елюй Даши его …пропустить. Резонанс от битвы в Катванской степи был огромен. Вести понеслись во все уголки мира. Добрели до Палестины и Сирии. В европы доплыли в очень туманном и мистически искаженном виде. В 1146 г. баварский хронист Оттон Фрейзингенский записал:
«Несколько лет назад некий Джон, который жил за пределами Персии и Армении на далеком Востоке, король, священник и христианин со всей своей нацией, хотя и несторианин, повел войну против королей персов и медов, братьев, называвшихся Самиарди... они сражались три дня... Пресвитер Иоанн, ибо так они называли его, разгромив, однако, персов, явился победителем в самой жестокой резне».
Не буду описывать тот литературный бедлам, что творился в переписках христианских владык и епископов… Итог такой: христианские авторы ошибочно приписали кара-киданям (кара-китаям) поход в Иран и Месопотамию, многие другие несовершенные дела. О наличии среди «неверных» — несториан-кереитов — говорили уверенно. Имя «царя Иоанна» связывали с именем апостола Иоанна, который называл себя пресвитером во втором и третьем Посланиях. Он, якобы,
«не умер и выступит при конце дней провозвестником Спасителя».
Кстати, прошу читателей обратить особое внимание на оное замечание из переписки владык...
Итогом битвы с объединенными силами мусульманских эмиров в Катванской степи в сентябре 1141 года — стало полное завоевание Средней Азии кара-киданями и установление полной гегемонии на почти сотню лет.
Пропустим насыщенный событиями период истории государства с 1144 по 1218 гг. Это была степная «Столетняя война», не больше — не меньше. И развалилось всё именно так, как потом в великих Улусах монголов, точь-в-точь и по тем же причинам. Но… Начало было впечатляющим. Преемники Елюй Даши целенаправленно укрепляли государственный аппарат, пробовали самые разные формы правления. В итоге остановились на симбиотичном варианте: на службу широко привлекались представители подвластных народов, контроль лежал на правящей династии.
Государственность
разбираем, чтобы дальше не пороть чушь о неспособности Чингисхана «выдумать» Империю нового типа, с работающим как часы административным аппаратом и законами. Которые устраняли противоречия «земледелец-кочевник». Позволяли иметь стабильный налоговый доход и т.д. Уже готовые схемы существовали веками. Ничего нового там нет. Итак…
Население державы кара-киданей было как оседлым, так и кочевым. По переписи (чуете знакомые мотивы?) второго гурхана Елюй Или (1151 год) насчитали почти 85 тысяч хозяйств. Учитывались только те, кто выставлял в его армию мужчин 18+ лет. Это немного, если честно. Значит, критерии были какие-то еще, нам неизвестные. Поскольку городское население того же Самарканда перед монгольским завоеванием — насчитывало 100 тыс. семейств. Наиболее логичным будет считать: перепись велась только в «личных землях» Гурханов или по какой-то сложной разнарядке, вплоть до учёта личного достатка семей «призывников», способности хорошо вооружить рекрута.
Этнически Западное Ляо — невероятно насыщенная солянка, изученная сегодня довольно полно: разнообразные тюрки, монголы и тунгусские этносы. Четко идентифицируются таджики, карлуки, их собратья-тюрки караханидского толка, уйгуры, китайцы «хань эр» и их потомки. А так же:
«много умелых и ученых людей из числа евреев, индийских смуглых мусульман».
А теперь фиксируем то, что полностью было повторено в Империи Чингисхана. Из трехсотлетнего опыта господства киданей (а потом кара-киданей) — над оседлым населением. В сочинениях мусульманских авторов XII-XIII веков, китайских источниках, путевых сообщениях купцов — нет отдельных трактатов или обобщенных данных об администрировании, хозяйстве и экономической жизни киданей. Но общая картина вполне понятна по отдельным известиям, довольно частым и детальным.
- Источники пестрят об успехах в земледелии. Отмечены отдельно целые отрасли: шелководство, виноградарство, ремесла в обработке кож, шерсти. Всё, что может поставить небывалое по масштабам скотоводство кара-киданей. Они разводили огромные стада лошадей, овец, быков, верблюдов с обязательным требованием: чтобы «скот рос упитанным». Попавшие в зависимость от захватчиков племена платили дань деньгами, ремесленными изделиями, товарами и скотом.
- Как кочевники, кидании внимательно следили за возможностью проведения масштабных охот. На этой почве возникали конфликты с растущими кочевьями и табунными скотоводами. Но до времен Чингисхана эта привилегия сохранилась, охранялась строгими законами.
- Садоводство и земледелие, по восторженным заметкам путешественников, было куда продуктивнее, чем в соседнем Хорезме. Китайские и мусульманские источники фиксируют: выращивались просо, ячмень, пшеница, дыни, конопля, хлопок, арбузы, рис. Описаны обширные плодовые и тутовые сады, ирригационные сооружения, постоянное их строительство-расширение. Землю можно было свободно покупать-продавать, особым статусом пользовались церковные наделы несториан.
- Источники отмечают качественное оружейное дело, строительство укреплений и городов, шахтную разработку каменной соли и серебра. Кара-кидани чеканили собственную монету в больших объемах. Обширная торговля была под охраной государства, караванные пути (числом под дюжину) стерегли немалые отряды, расписанные по городам и небольшим крепостям. Внешние маршруты вели в Уйгурию и Китай. Но наибольшим вниманием пользовались именно внутренние. Торговля шла исключительно за деньги. Купец, не имевший товара на сумму в несколько десятков тысяч динаров, — считался бедным.
- Иерархия державы была четкой: правил Западным Ляо глава династии, именовался обязательным прозванием — Елюй. Титуловался «Гур-ханом», с толстым намеком на повелителя конфедерации монгольских племен. Со своей родины кара-кидани привезли привычную им административную систему. Чиновники дворца имели четкие обязанности и должности: воспитатели сыновей Гурхана, церемониальные чины, управляющие шатрами, разными канцеляриями, толпились хранители самых разнообразных предметов. Калямов, пергаментов, чернил, ламп и свечей. Существовали титулы «Великого князя шести подразделений» и «первого министра».
- Держава Западное Ляо делилась географически и административно на две неравные части. Была внутренняя, с «личными землями» Гурхана, управлялась (из неведомого Баласагуна) дворцовым правительством. Оно же исполняло централизованные функции для всего государства. Остальная страна представляла зависимые территории с тремя степенями подчинения: прямое управление через наместника — раз. Объезд сборщиков дани — два, право местного эмира самостоятельно собирать налоги. Потом отвозить их в столицу, получать там… что? Правильно, ярлык на отправление этих самых функций. Территории «второго» и «третьего» типа вассалитета были независимы от столицы во внутренних делах. Но, по требованию Гурхана выставляли войска, количество и оснащение которых четко оговаривалось.
- Письменные источники, как принято в те времена, особо обращали внимание на вероисповедание стран, которые описывали. Бухарский историк Мухаммад Ауфи в XII веке подробно отмечал: кара-кидани поклонялись солнцу, часть — были христианами. Перс Джуздани называл это очень справедливым устройством державы, которая покровительствует всем религиям. Патриарх Илья III (1176-1190 гг.) учредил несторианскую митрополию в Кашгаре, которая окормляла верующих всего Семиречья.
Ряд специалистов говорят о формировании некой монотеистической религии — тюркского «тенгринианства». С использованием всего спектра древних верований тотемизма и шаманизма. Как оно всё работало единым пантеоном — непонятно. Но главными были: Небо и Земля. С социальным подтекстом восхваления. Дальше шли обожествления небесных тел, природных явлений, культ предков и шаманические культы животных.
Выводы
делать пора. Итак, перед нами абсолютно работающая модель государственного устройства «нового типа» Средних Веков. Феодального и вместе с тем — федеративного. Сожительство в одной державе кочевников и оседлого населения, каждого — со своим укладом и традициями, защищенными законами. Невесть сколько этносов и народов. Религий и верований. Каждая часть этого пазла, собранный в Западное Ляо, — работает.
Процветает без ущерба соседу. Кочевник оставляет место степным охотникам, не топчет посевы. Землепашец не травит водопои, не запахивает пастбища. Все заинтересованы в максимальном прибавочном продукте, поскольку система работает только через деньги, натуральный обмен почти изжит. Особо охраняема торговля, право собственности. Киданьское западное государство не только просуществовало до прихода отрядов Джучи, но удачно отбивалось от могущественных врагов. Последнего Великого Сельджука султана Санджара, хорезмшахов Текеша и Мухаммеда, киргизских племенных союзов, найманского царевича Кучлука.
И вопрос
для обсуждения в комментариях: кидань Елюй Чуцай, главный архитектор Империи Чингисхана … и государство Западное Ляо, как две капли воды похожее на эту самую Империю. Плюс — «Яса», которая применима только к воспитанию законности у начальных общинников-кочевников. Может быть — так оно всё и работало?