- Регистрация
- 5 Ноя 2019
- Сообщения
- 6.727
- Реакции
- 2.652
- Баллы
- 113
Пятак под пятой кроманьонца: есть ли разница между современным и первобытным мышлением
Элементы первобытных религий постоянно присутствуют в нашем современном обществе. Они возникают, развиваются, «умирают» и снова возникают в новом виде. Они настолько естественно «вплелись» в нашу повседневность, что мы используем и фетиши, и тотемы, и анимизм (только в их современном виде), даже не замечая этого.
Если не вешать на мышление наших предков ярлыка «мифологическое», если убрать всю «мишуру» в виде различий в образе жизни, менталитете и привычках, то сильное сходство с нашим современным мышлением на лицо. И у них, и у нас «сами собой» появляются языческие верования, которые могут сколь угодно долго присутствовать в своем первозданном виде, почти не меняясь.
О чём пишут в учебниках
Современные научные представления о зарождении и развитии религиозного мировоззрения древних людей базируются на ряде негласных постулатов, выводов и утверждений. Они сделаны на основании изучения материальных культур прошлого, а так же по аналогии с данными о современных племенах, которых не коснулась волна цивилизации. Вся проблема в том, что собрать фактический материал и сделать из него правильные выводы совсем не одно и то же. «Однобокое» изучение событий, дает и «однобокий» результат.
Наиболее стойкий постулат, которого историки и психологи придерживаются «по умолчанию», можно сформулировать примерно так. Какими бы не были проявления религиозности у тех или иных народов в разные периоды времени, они являются закономерными и естественными процессами. Религия развивается и усложняется исключительно эволюционно путем, отражая изменения в общественной жизни людей.
Историков и психологов совершенно не удивляет, что у одного народа духи соседствуют с антропоморфными богами, а язычество вдруг неожиданно переходит в монотеизм. Их не удивляет, что спустя несколько веков после принятия монотеизма у населения по-прежнему параллельно, «по-тихому», живут себе поживают языческие обряды в своем первозданном виде, какими они были раньше. Не удивляет их и обилие языческих суеверий и «потребительское» отношение к официальной религии и неграмотность населения в вопросах официальных догматов (которые сводятся к упрощенному, зачастую полуязыческому истолкованию).
Вот несколько примеров «выборочного», «удобного», «потребительского» использования религий: Пасху церковь считает радостным праздником и не рекомендует посещать в этот день кладбища. Что мы видим в реальности? Народ «ломится» на кладбища толпой, потому что «так уж повелось». Пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» о том же – пока не «прижало», о боге и не вспомним. Зато потом, как «прижмет», много чего наобещаем в молитвах! Исполнять обещанное, само собой, торопятся не все. Ислам запрещает алкоголь. Что делают любители выпить? Пьют под крышей, чтобы «Аллах не видел».
Однако, если возникновение монотеизма происходит в процессе естественного хода событий, то почему самобытных монотеистических религий настолько мало? Их неизмеримо мало, по сравнению с количеством политеистических верований. Не потому ли, что монотеизм просто перенимали друг у друга как удобный инструмент для поддержания власти? Как некую технологию. Причем очень дорогую технологию! Принятие монотеизма, конечно, добавляет потенциальных союзников в будущем, но реально ограничивает суверенитет страны сразу и надолго. А технологию покупают только в том случае, когда абсолютно уверены, что в своем отечестве ее изобрести не получится…
Второй постулат – это так называемое «мифологическое» или «мистическое» сознание наших предков. Достаточно странная теория, полная противоречий и натяжек. В силу своей «размытости» она способна дать объяснение чему угодно, по принципу: «ну, вот такое у них было мышление, нам этого не понять, мы мыслим по-другому».
Меня терзают смутные сомнения, что здесь не все гладко с интерпретацией фактов, на основании которых делались выводы.
В статье Л. Леви-Брюлля «Первобытное мышление» мне показались не убедительными те категоричные выводы, которые он делает из примеров, вырванных им из контекста. Он акцентировал свое внимание на различии в мышлении «дикарей» и современного человека.
А если дело не в мышлении, а во взаимопонимании? Современные различия в менталитетах разных народов известны всем. С этим и связаны, в первую очередь, проблемы взаимопонимания. И если ты кого-то не понимаешь, то делать выводы о «мифологичности» сознания собеседника вовсе не следует.
«Различное мышление» — это иллюзия, возникающая из-за различий в воспитании и окружающей культурной среды представителей разных культур. Если развить эту мысль и поискать аналогии в мотивах и поведении первобытных людей и наших современников, то можно понять причины возникновения «естественных» религиозных верований и их виды.
Под «естественностью» я подразумеваю именно эволюционный ход событий. Религия, имеющая сложную структуру, поддерживаемая царем или жречеством, меня интересовать не будет, поскольку это искусственный инструмент для поддержания власти. Не будет так же интересовать и имитация веры ради моды, «за компанию», для поддержания имиджа (статуса), под давлением окружения и т.п...
Элементы первобытных религий постоянно присутствуют в нашем современном обществе. Они возникают, развиваются, «умирают» и снова возникают в новом виде. Они настолько естественно «вплелись» в нашу повседневность, что мы используем и фетиши, и тотемы, и анимизм (только в их современном виде), даже не замечая этого.
Если не вешать на мышление наших предков ярлыка «мифологическое», если убрать всю «мишуру» в виде различий в образе жизни, менталитете и привычках, то сильное сходство с нашим современным мышлением на лицо. И у них, и у нас «сами собой» появляются языческие верования, которые могут сколь угодно долго присутствовать в своем первозданном виде, почти не меняясь.
«Я мог бы на основании собранного материала написать целый трактат о религиозных представлениях и церемониях и изложить суеверия папуасов, высказав ряд гипотез об их миросозерцании. Я мог бы это сделать, если бы рядом с моими личными наблюдениями и заметками я поставил то, чего не видел и не наблюдал, и прикрыл бы все это предположениями, правдоподобными догадками и комбинациями.
С некоторой ловкостью можно было бы сплести интересную на вид ткань, в которой было бы нелегко отличить правду от вымысла. Такой образ действий, однако, мне противен; он ставит преграду на пути научного проникновения в это и без того не легкое для исследования поле воззрений и понятий расы, от нас совершенно отличной и далекой по степени своего культурного развития. Ведь все догадки и привнесенные теории придают слишком субъективную окраску действительным наблюдениям и тем уменьшают ценность последних и затушевывают пробелы, которые должны служить как раз задачами дальнейших наблюдений для последующих исследователей». Н.H. Миклухо-Маклай «Повседневная жизнь папуасов».
С некоторой ловкостью можно было бы сплести интересную на вид ткань, в которой было бы нелегко отличить правду от вымысла. Такой образ действий, однако, мне противен; он ставит преграду на пути научного проникновения в это и без того не легкое для исследования поле воззрений и понятий расы, от нас совершенно отличной и далекой по степени своего культурного развития. Ведь все догадки и привнесенные теории придают слишком субъективную окраску действительным наблюдениям и тем уменьшают ценность последних и затушевывают пробелы, которые должны служить как раз задачами дальнейших наблюдений для последующих исследователей». Н.H. Миклухо-Маклай «Повседневная жизнь папуасов».
«Мои хорошо оплачиваемые специалисты могут доказать все, что угодно. Что бог есть. И что бога нет.» А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом». Вольный пересказ.
О чём пишут в учебниках
Современные научные представления о зарождении и развитии религиозного мировоззрения древних людей базируются на ряде негласных постулатов, выводов и утверждений. Они сделаны на основании изучения материальных культур прошлого, а так же по аналогии с данными о современных племенах, которых не коснулась волна цивилизации. Вся проблема в том, что собрать фактический материал и сделать из него правильные выводы совсем не одно и то же. «Однобокое» изучение событий, дает и «однобокий» результат.
Наиболее стойкий постулат, которого историки и психологи придерживаются «по умолчанию», можно сформулировать примерно так. Какими бы не были проявления религиозности у тех или иных народов в разные периоды времени, они являются закономерными и естественными процессами. Религия развивается и усложняется исключительно эволюционно путем, отражая изменения в общественной жизни людей.
Историков и психологов совершенно не удивляет, что у одного народа духи соседствуют с антропоморфными богами, а язычество вдруг неожиданно переходит в монотеизм. Их не удивляет, что спустя несколько веков после принятия монотеизма у населения по-прежнему параллельно, «по-тихому», живут себе поживают языческие обряды в своем первозданном виде, какими они были раньше. Не удивляет их и обилие языческих суеверий и «потребительское» отношение к официальной религии и неграмотность населения в вопросах официальных догматов (которые сводятся к упрощенному, зачастую полуязыческому истолкованию).
Вот несколько примеров «выборочного», «удобного», «потребительского» использования религий: Пасху церковь считает радостным праздником и не рекомендует посещать в этот день кладбища. Что мы видим в реальности? Народ «ломится» на кладбища толпой, потому что «так уж повелось». Пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» о том же – пока не «прижало», о боге и не вспомним. Зато потом, как «прижмет», много чего наобещаем в молитвах! Исполнять обещанное, само собой, торопятся не все. Ислам запрещает алкоголь. Что делают любители выпить? Пьют под крышей, чтобы «Аллах не видел».
Однако, если возникновение монотеизма происходит в процессе естественного хода событий, то почему самобытных монотеистических религий настолько мало? Их неизмеримо мало, по сравнению с количеством политеистических верований. Не потому ли, что монотеизм просто перенимали друг у друга как удобный инструмент для поддержания власти? Как некую технологию. Причем очень дорогую технологию! Принятие монотеизма, конечно, добавляет потенциальных союзников в будущем, но реально ограничивает суверенитет страны сразу и надолго. А технологию покупают только в том случае, когда абсолютно уверены, что в своем отечестве ее изобрести не получится…
Второй постулат – это так называемое «мифологическое» или «мистическое» сознание наших предков. Достаточно странная теория, полная противоречий и натяжек. В силу своей «размытости» она способна дать объяснение чему угодно, по принципу: «ну, вот такое у них было мышление, нам этого не понять, мы мыслим по-другому».
Меня терзают смутные сомнения, что здесь не все гладко с интерпретацией фактов, на основании которых делались выводы.
В статье Л. Леви-Брюлля «Первобытное мышление» мне показались не убедительными те категоричные выводы, которые он делает из примеров, вырванных им из контекста. Он акцентировал свое внимание на различии в мышлении «дикарей» и современного человека.
А если дело не в мышлении, а во взаимопонимании? Современные различия в менталитетах разных народов известны всем. С этим и связаны, в первую очередь, проблемы взаимопонимания. И если ты кого-то не понимаешь, то делать выводы о «мифологичности» сознания собеседника вовсе не следует.
«Различное мышление» — это иллюзия, возникающая из-за различий в воспитании и окружающей культурной среды представителей разных культур. Если развить эту мысль и поискать аналогии в мотивах и поведении первобытных людей и наших современников, то можно понять причины возникновения «естественных» религиозных верований и их виды.
Под «естественностью» я подразумеваю именно эволюционный ход событий. Религия, имеющая сложную структуру, поддерживаемая царем или жречеством, меня интересовать не будет, поскольку это искусственный инструмент для поддержания власти. Не будет так же интересовать и имитация веры ради моды, «за компанию», для поддержания имиджа (статуса), под давлением окружения и т.п...