Перун

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
16.629
Реакции
7.023
Баллы
113
Перун-Батюшка

s1200


Верховным божеством наших предков был Перун, бог грома и молнии. Именно его идол, единственный из всех, подробно описан Нестором-летописцем. О его главенствующей роли свидетельствуют и древние историки. Славяне, пишет, например, Прокопий Кессарийский (VI в.), «считают, что один из богов – создатель молнии - …есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных». Слова «единый владыка» означают, что культы отдельных, не связанных между собой богов к этому времени уже начали складываться в общеславянскую религиозную систему, и центром её становится Перун.

Культ Перуна был распространён по всей территории проживания славян: в Прибалтике, в Киевской, Новгородской и владимирской Руси. В «Повести временных лет» летописец отмечал, что «Перун есть мног», иначе говоря, Перунов на земле много.

Вероятно, главнейшее святилище бога находилось в местечке Перынь, расположенном неподалеку от Новгорода. До наших дней сохранились названия соответствующих мест, где могли быть капища, посвящённые божеству, - Перынь, Перунов дуб, Перунова роща.
 
ПОВЕЛИТЕЛЬ НЕБЕСНОГО ОГНЯ

Перун обитает на небе и повелевает небесным огнём. Оружие Перуна – камень или каменные стрелы. Он мечет их с неба на землю, отчего образуется гроза. В Полесье до сих пор верят, что молния – это каменная стрела, пущенная на землю. Таким камнем считают белемнит или просто любой узкий продолговатый камень.

Перун почитался славянами, поскольку именно от него зависело появление дождей, необходимых для посевов. Образ Перуна был также связан с животным тотемом – конём, а из деревьев дуб считался его деревом.

Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой головой и золотыми усами. В народных легендах Перуна иногда представляли в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома. Молнии были огненными стрелами, которые Перун пускает во врагов.

Из дней недели Перуну был посвящён четверг. У полабских славян четверг так и назывался «Перунов день». (Полабскими, или балтийскими называют славян, проживавших на территории современной Германии по берегу Балтийского моря и вдоль реки Эльбы, по-славянски – Лабы).
Традиционно Перуну был посвящён центральный летний праздник земледельческого культа. Главным событием праздника считался древний обряд принесения в жертву животного, так называемого перунова быка. Во время праздника перед изображением бога сжигались внутренности и шкура быка, мясо поджаривалось и использовалось для ритуального пира. После завершения праздника все кости и остатки животного собирались и также приносились в жертву. Чтобы не разгневать Перуна, категорически запрещалось уносить с собой куски мяса или кости.
С Перуном также был связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы или обливании водой специально избранной женщины.
 
ПОКРОВИТЕЛЬ КНЯЖЕСКОЙ ДРУЖИНЫ

Перун – воинственный бог, покровитель княжеской дружины. Лаврентьевская летопись за 971 год свидетельствует, что русские воины, заключая договор с Византией, «по русскому закону клялись оружием своим и Перуном – богом своим».

Идол Перуна в Киеве стоял на холме ещё во времена князя Игоря. В летописи 945 года читаем: «На следующий день призвал Игорь послов и пришёл на холм, где стоял Перун, положил оружие своё и щиты, и золото…» А в Новгороде идол Перуна установил дядя князя Владимира Добрыня, причём не просто над рекой, а в специальное святилище, названном Перынь, существование которого подтверждается современными археологическими раскопками. Оно представляло собой круглую площадку, в центре которой возвышался идол, а по краям горели восемь костров.

ГИБЕЛЬ БОГОВ

После принятия христианства культ Перуна, верховного языческого божества, подвергся наиболее яростному и сокрушительному искоренению. В Киевской Руси первая известная нам религиозная реформа была проведена князем Владимиром в 980 г. – всего за 8 лет до принятия христианства. В «Повести временных лет» сказано: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их богами… и приносил жертвы бесам». У современных исследователей есть все основания считать, что этот пантеон был достаточно искусственным образованием, он скорее помогал Владимиру решать политические задачи, нежели отражал развитие реальных народных верований.

По-видимому, у восточных славян к этому времени ещё не сформировалась чёткая система богов и не выработался сколько-нибудь развитый набор сюжетов о взаимоотношениях богов между собой и с людьми – то, что и составляет основу мифов. Функции богов нередко смешивались, одна и та же могла приписываться нескольким божествам. По крайней мере, известны два центра в восточной Славии, где складывались свои пантеоны – южные земли во главе с Киевом и северные земли во главе с Новгородом. И наконец, в разных местностях верили в своих богов и божков. И только о трёх известных нам богах мы можем с большой долей уверенности говорить, что им поклонялись на всей территории Древней Руси.

Спустя 8 лет после принятия крещения, тот же Владимир, который, начинал своё правление с того, что «поставил кумиры», «пришед в Киев изби (т.е. разбил) вся идолы и Перуна, Хурса, Дажьбога и Мокошь». Как гласит летопись, в 988 году воспринявший крещение князь Владимир повелел привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Новгородцы, приняв крещение, под руководством епископа Иоакима разорили святилище Перынь, а идол божества разрубили на части, протащили по грязи и скинули в Волхов. Один новгородец, увидев, что идол волной прибило к берегу, отпихнул его шестом, приговаривая: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а нынче плыви прочь!»
 
Владимир.. «пришед в Киев изби (т.е. разбил) вся идолы и Перуна, Хурса, Дажьбога и Мокошь»... повелел привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску «на Ручаи». Новгородцы, приняв крещение, под руководством епископа Иоакима разорили святилище Перынь, а идол божества разрубили на части, протащили по грязи и скинули в Волхов. Один новгородец, увидев, что идол волной прибило к берегу, отпихнул его шестом, приговаривая: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а нынче плыви прочь!»
одно из неизменных свойств человеческой натуру - безумие))
 
@Генри может потому поговорка пошла - Иван, родства не помнящий? Сами отказались от своих богов. Под чужим эгрегором живем... Потому и кувырком все
 
ХРИСТИАНСКИЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПЕРУНА

Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов, а на месте его святилищ построили православные храмы. В Киеве на холме, где стоял идол Перуна, князь Владимир поставил церковь святого Василия ( поскольку при крещении он получил христианское имя Василий), на месте новгородской Перыни был воздвигнут Перынский скит с церковью Рождества Богородицы.

Но память о Перуне народ хранил вплоть до XVII века. Вот что писал иностранный путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в 1654 году: «Новгородцы, когда были ещё язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, то есть богом огня, ибо русские огонь называют «перун». И на том месте, где стоял этот идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названнный Перунским монастырём. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днём, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».

С течением времени функция громовержца в народной культуре была перенесена на Илью-пророка, и он стал по существу христианским заместителем Перуна. У восточных славян и в XX веке сохранилось убеждение, что гроза происходит от того, что Илья-пророк ездит по небу на огромной колеснице (поэтому мы слышим гром) и мечет на землю громовые стрелы-молнии.

Стремясь восстановить древние поверья о Перуне, некоторые учёные пришли к выводу, что сказочный спор Ильи с чёртом – не что иное, как позднее переосмысление древнего славянского мифа о борьбе громовержца Перуна с каким-то могучим противником. Они полагают, что этот сюжет и был центральным мифом славянского язычества, и на его основе создавались все остальные мифологические рассказы об отношениях между богами.
 
Назад
Сверху