Овсень (Авсень)

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
15.370
Реакции
6.624
Баллы
113
ОВСЕНЬ или АВСЕНЬ

original.jpg


Овсень, как и Коляда, по одной из версий является божеством, имеющим отношение к течению времени. Он наблюдал смену времён года и приводил с собой утро дня и утро года – весну. Появлялся он в самый канун Нового года, и люди готовили ему радушную встречу.

Об этом поётся в песне:
Мосточек мостили,
Сукном устилали,
Гвоздьми убивали,
Ой, Овсень, ой, Овсень!
Кому ж, кому ехать
По тому мосточку?
Ехать там Овсеню
Да Новому году.
Ой, Овсень, ой, Овсень!

Светлело небо, предвещая не только начало дня, но и весеннее посветление. А шутник Овсень, весь светящийся лукавым весельем, появлялся верхом на свинье. Так и запомнился он в народной песенке, похожей на незлобивую дразнилку:

На чём ему ехати?
На свиньиной свинке.
Чем погоняти?
Живым поросёнком!

Овсень проезжает по заснеженной земле на свинке-золотой щетинке, прокладывая дорогу весне, что по первопутку поведёт за собой и лето. За спиной у Овсеня мешок с богатыми дарами. Только не поровну дарит людей озорной божок. Кому больше достанется, кому меньше, а кому и вовсе не достанет. Но люди на него не в обиде, говорят: «Жив человек не дарёным, а трудом сотворёным».
По другой версии Авсень является мифологическим персонажем, основным действующим лицом ритуала, связанного с празднованием Нового года или Рождества.

Вероятно, его имя восходит к древнерусскому корню «усинь» - синеватый, встречающемуся в названиях зимних месяцев (например, просинец – январь). Другие исследователи считают, что слово «авсень» образовалось от слова «сень» (свет). С приходом Авсеня день прибавляется и начинается светлая часть года.

Авсеню посвящён цикл народных песен, где он выступает как антропоморфный персонаж. В них рассказывается, что Авсень приезжает на коне и строит мост, по которому «приходят» все остальные годовые праздники: Рождество, Крещение, Васильев день.

Поскольку приезд Авсеня обозначал начало празднования Нового года, с чествования Авсеня в традиционном народном календаре начинался весенний цикл праздников, связанных с обеспечением плодородия земли. Поэтому Авсеня и стремились всячески умилостивить: его торжественно встречали, угощали специально приготовленными блюдами – блинами, лепёшками, кашей, пирогами, свиными ножками.

Что же касается Коляды, то версия о том, что он является одним из шестерых сыновей Сварога, является спорной. Чаще встречается информация о том, что у Сварога (от древнеиндийского «свар» - «небо») было всего два сына: Даждьбог – бог солнца и Сварожич (единственный с таким именем!) – воплощение огня, которого отождествляют с греческим богом-кузнецом Гефестом.
 
БОЖОК ИЛИ ПЕСЕНКА?

Чаще же слово «Овсень» (Авсень, Баусень, Таусень, Усень) разъясняется в энциклопедиях как «один из типов величально-поздравительных песен магического характера, которые исполнялись во время колядования».

Обрядовые песни исполняли дети. 1 января они ходили поздравлять односельчан, несли лукошко с зерном (пшеницей или овсом). Дети пели и бросали зёрна через стол в красный угол. Хозяйка одаривала детей, и они переходили в следующий дом.

Этимология слова «овсень», встречающегося у русских и некоторых народов Поволжья, затемнена. Исследователи возводили его и к словам «овёс», «сев», «сеять», «синий» в значении «блестящий», и к индоевропейским корням – санскритскому «уш», «ушас», греческому «еос», - обозначающим зарю.

Овсени исполнялись в Поволжье, средних и южных районах Тверской, Ярославской, Владимирской губерний, в районах вокруг Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, в Оренбургской и местами в Курской и Воронежской губерниях. Границы распространения овсеней соотносятся с историей формирования Московской Руси в XIV-XV веках.

Территориально овсени могли сосуществовать с колядками, ничем, кроме рефрена, они не отличались друг от друга. Но в некоторых этнографических источниках отмечается приуроченность исполнения колядок к кануну Рождества, а овсеней – к кануну Нового года.

По адресной направленности овсени, как и все типы колядок, разделялись на общесемейные, содержащие благопожелания всей семье в целом, и индивидуальные, в которых величался отдельный человек. Для овсеня, как и для колядки, характерно наличие аграрно-земледельческих мотивов.
 
Назад
Сверху