Благодать
Lionne
- Регистрация
- 20 Сен 2019
- Сообщения
- 17.228
- Реакции
- 7.176
- Баллы
- 113
ОТ ЯЗЫЧЕСТВА К ПРАВОСЛАВИЮ
Если древнерусская мифология не успела сложиться к тому моменту, когда её развитие было прервано принятием христианства, если древнерусские языческие мифы и поверья не были записаны и судить о них мы можем только по скудным сведениям, содержащимся в летописях и поучениях, то как в XXI веке нам узнать, во что верили наши предки-язычники?
Дело в том, что после принятия христианства вера в высших богов сравнительно быстро выветрилась из народной памяти, уступив своё место христианским представлениям о Боге. Однако низшие мифологические существа, которыми народное воображение населило земные пространства, не были преданы забвению.
Вера в домашних духов, русалок, выходящих из рек на поля в пору цветения злаков, ходячих покойников, по ночам поднимающихся из своих могил, ведьм, отбирающих молоко у коров и наводящих порчу на людей, продолжала существовать в сознании народа.
НАРОДНАЯ ВЕРА
Если до принятия христианства языческие взгляды на мир были одинаково характерны как для простого крестьянина, так и для великого князя, то после этого события в общественных взглядах произошли изменения. Городская знать довольно быстро усвоила христианские обряды – она крестилась сама и крестила своих детей, венчалась в церкви, хоронила покойников по православному чину.
А большинство простых людей, формально приняв крещение, по существу оставались язычниками, лишь поверхностно усвоив основы православного вероучения. Такая ситуация сохранялась на Руси в течение нескольких веков. И только к XVI веку, как считают учёные, православие стало преобладать в сознании народа, не уничтожив, но лишь сильно потеснив язычество. О том, что и, спустя несколько веков после крещения Руси, древние языческие верования и обряды не были забыты, красноречиво свидетельствует письмо Ивану Грозному от новгородского архиепископа Макария в 1534 году: «Во многих русских местах…скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича…Суть же скверные мольбища их: лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звёзды и озёра…всей твари поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят кровную бесам – волов и овец и всякий скот и птицу…» («Полное собрание русских летописей», Т.5, Санкт-Петербург, 1851. Василий Иванович – великий князь Московский Василий III (годы правления 1505-1533), отец Ивана Грозного.
Если древнерусская мифология не успела сложиться к тому моменту, когда её развитие было прервано принятием христианства, если древнерусские языческие мифы и поверья не были записаны и судить о них мы можем только по скудным сведениям, содержащимся в летописях и поучениях, то как в XXI веке нам узнать, во что верили наши предки-язычники?
Дело в том, что после принятия христианства вера в высших богов сравнительно быстро выветрилась из народной памяти, уступив своё место христианским представлениям о Боге. Однако низшие мифологические существа, которыми народное воображение населило земные пространства, не были преданы забвению.
Вера в домашних духов, русалок, выходящих из рек на поля в пору цветения злаков, ходячих покойников, по ночам поднимающихся из своих могил, ведьм, отбирающих молоко у коров и наводящих порчу на людей, продолжала существовать в сознании народа.
НАРОДНАЯ ВЕРА
Если до принятия христианства языческие взгляды на мир были одинаково характерны как для простого крестьянина, так и для великого князя, то после этого события в общественных взглядах произошли изменения. Городская знать довольно быстро усвоила христианские обряды – она крестилась сама и крестила своих детей, венчалась в церкви, хоронила покойников по православному чину.
А большинство простых людей, формально приняв крещение, по существу оставались язычниками, лишь поверхностно усвоив основы православного вероучения. Такая ситуация сохранялась на Руси в течение нескольких веков. И только к XVI веку, как считают учёные, православие стало преобладать в сознании народа, не уничтожив, но лишь сильно потеснив язычество. О том, что и, спустя несколько веков после крещения Руси, древние языческие верования и обряды не были забыты, красноречиво свидетельствует письмо Ивану Грозному от новгородского архиепископа Макария в 1534 году: «Во многих русских местах…скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича…Суть же скверные мольбища их: лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звёзды и озёра…всей твари поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят кровную бесам – волов и овец и всякий скот и птицу…» («Полное собрание русских летописей», Т.5, Санкт-Петербург, 1851. Василий Иванович – великий князь Московский Василий III (годы правления 1505-1533), отец Ивана Грозного.