О славянской магической традиции.

Сова Полярная

Ведьма, просто ведьма
Команда форума
Регистрация
21 Сен 2019
Сообщения
2.748
Реакции
908
Баллы
113
О славянской магической традиции.

Так существует ли сейчас славянская магическая традиция? Или то, что сейчас практикуют - вымыслы, домыслы и плохо проработанные реконструкции? Что такое, наконец, славянская магия? Как в этом океане противоречивой информации разобраться?

Для начала: что такое традиция?

Посмотрим значение слова «Традиция» в толковом словаре Даля:

ТРАДИ́ЦИЯ, традиции, ·жен. (·лат. traditio, ·букв. передача). 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.).

Или

Тради́ция (от лат. trāditiō «предание», обычай) — сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.

Т.е., в общем и целом, Традиция – это опыт предков, накопленный тысячелетиями и дошедший до нас через сказки, предания, знания и уклад жизни.

Худо-бедно, но традиционный уклад и обычаи славяне сохранили. Просто они настолько прочно вошли в наше сознание, что мы их просто не замечаем. Но, Праздники, Свадьбы, похороны – всё имеют чисто национальные традиции проведения. И все обряды несут магическую нагрузку.

Так, а что такое славянская магическая традиция?

- Ну, как что? - ответит современный человек. – Это бабки по деревням глухим порчи яйцами выкатывают да привороты лепят девкам. Нууу, может деды какие-то травники кое-где остались. И мне моя бабушка показывала заветную тетрадку с заговорами. Да я её давно потерял.

Вот и вся магия. А вот на Западе! Вот где магия! А вот в Азии - вот где целители! А вот в Индии - вот где философия! А у нас что? Бабкины заговоры да дедкины травки с мёдом? Да какая магия у нас может быть вообще? И магов у нас нет, и ведьмы все перевелись и волхвов ещё тыщу лет назад всех уничтожили.

Так ли это?

Даже сейчас, в любом приличном человеческом поселении можно обнаружить ведающую женщин, к которой приходят со своими проблемами. И её шёпотом называют Ведьмой!

Да и пасечник Дядя Ваня может говорить со своими пчелами, знает окрестных зверей и собирает разные травки. Колдун, да и только. А вот волхвы…Неужели они вымерли вместе с мамонтами?

Кто же такой волхв?

Волхв — это человек, который прошёл обучение у волхва (живого), и которого провели через сложный обряд посвящения. И такие волхвы живы и по сей день. Но, они люди скромные. И предпочитают не отсвечивать. И эта особенность: не отсвечивать, насчитывает уже тысячелетнюю историю. Общин не собирают и проповедей не читают. Да и к власти, в отличии от самоназванных волхвов, не стремятся. У них есть дела поважнее. Они обязаны сохранить и передать традицию дальше. Чтобы не прерывалась волховская традиция.

Поэтому, современные славянские волхвы очень обычные, с виду, люди. Обладают зачастую, высшим образованием, по землянкам не прячутся, а живут обыденной жизнью. С виду обычной.

Кстати: с интернетом и вообще с техникой очень даже дружат.

Т.е.- если традиция не прерывалась, то следы пребывания волхвов от Крещения Руси обязаны были, все-таки, сохранится как-то.

Переписей населения в далёкие времена не велись. Да и не безопасно было называться волхвом тогда. Ведь, почти сразу, на волхвов и им сочувствующих, была объявлена охота. И от власти приходилось укрываться, и от церкви. В древнейшем юридическом памятнике — Уставе князя Владимира «о церковных судех», «ведовство, зелейство, потворы, чародеяние, волхование» отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная Церковь.

Святой Макарий писал: «Когда мы приняли от святого великого князя Владимира святое крещение, во всей русской земле скверные мольбища идольские разорены тогда».

Но, волхв – это не печать на лбу, достаточно было просто поменять резной посох на клюку дорожную, поснимать всякие обереги и подравнять бороду. И вот, «Нормальный» человеческий вид обеспечен. И пошли волхвы кто куда. Часть из них ушла на Запад, в Карпатские горы. И там, со временем, возникло сообщество мольфаров. Они являются прямыми преемниками волховской традиции. Часть из них ушла за Каменный Пояс. За Урал. Но, часть волхвов осталась на Руси. Чтобы хранить и передавать знания. И, если уж про жизнь волхвов в те времена ничего не известно, то о том, в чем волхвов обвиняли и о смерти их узнать можно из «судебных» сказок.»

Поэтому, нам надо обратится к конкурирующей организации. Т.е. к летописям, в которых отражены разные происшествия, в том числе и различные подсудные дела. Постараюсь изложить кратенько. Но это будет не легко.

Да. Напомню вам, что крещение Руси прошло в 988 году.

Заглянем в «Лаврентьевскую летопись». Перевод Б. Кресеня.

И начнём читать:

«6532 (1024). В тот же год восстали волхвы в Суздале, избивали они старую чадь по дьявольскому наущению и бесованью, говоря, что они прячут запасы. Был мятеж «.

Т.е. после крещения прошло 36 лет. Мало, конечно, но одно поколение уже народилось новое.

Далее:

«6779 (1071). В те же времена пришёл волхв, обольщённый бесом; придя в Киев».

«6579 (1071). «Был голод в Ростовской области, и тогда восстали два волхва близ Ярославля.»

«6579 (1071) «Такой волхв появился при Глебе в Новгороде;»

Через 90 лет после крещения мы нашли упоминание о, предположительно, шести волхвах в разных городах Руси.

Которых, к нашему сожалению, предали смерти.

Смотрим дальше:

«Никоновская летопись.» ПСРЛ, т. 10., М., 1965; Спб., 1862. Перевод Б. Кресеня.

«6735 (1227) Явились в Новгороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхвования, и потворы, и ложные знамения творили, «

Т.е. через 300 лет после крещения волхвов регулярно ловили и предавали смерти.

Уже в Церковном уставе святого Владимира положено наказание волхвам и чародеям было сожжение, которое подтверждено и уставом князя Всеволода, княжившего в Новгороде с 1117 по 1132 год.

В 1284 г. в «Кормчей книге» (сборнике русских церковных и светских законов) имеется строгое установление: «Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь».

Т.е. волхованию Учились через 300 лет после крещения. И это был не единичный случай. Иначе бы не стали такие указы издавать.

В 1410 году митрополит Фотий в послании к новгородцам сурово пенял им за веру в волхвов и занятия волхованием.

В 1555 г. Троицкий Сергиев монастырь в приговорной грамоте своим землям и крестьянам приказывает не держать в волости «ни волхвей, ни баб ворожей»; а скомороха, или волхва, или бабу ворожею, бив да ограбив да выбити из волости вон».

Очень интересно дело 1625 года по обвинению некоего Якова, переселившегося в Москву из Верхотурья, который прибег к помощи известного волхва по прозванию Козьи Ноги.

В царской окружной грамоте 1648 года «От Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси в Белгород, воеводе Нашему Тимофею Фёдоровичу Бутурлину» (Иванов П. Описание государственного архива старых дел. – М., 1850.) «… Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездах мирские всяких чинов люди и жены их, а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов к себе призывают и к малым детем, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхование,»

Очень объёмистый указ. Но, главное, здесь есть: люди призывали волхвов для лечения больных.

И даже в знаменитой книге «Домострой», были прописаны строгие указы «О об исправлении нравов и уничтожении суеверий».

При Иване Грозном возникли многие процессы против волхвов и колдуний. В 1653 году правительство издало особый указ, по которому ворожей и ведунов, как врагов божьих, следует жечь в срубах.

Т.е. даже через 650 лет было кого сжигать по обвинению в волховании.

Знаменитый учёный конца XVII в. монах Сильвестр Медведев три года при себе держал некоего волхва Дмитрия Силина, который говорил о себе, что он узнает «в животе болезнь». Тот же Медведев имел сношения с волхвом Василием Иконниковым.

Одно из упоминаний о волхвах датируется XVII веком. В 1689 году в приказе розыскных дел, допрашивался волхв "Дорофейка». В результате пыток, волхв признался, что его учителем был некто Фёдор Бобылев. Т.е. - здесь не просто дознание о волхве, но и признание, что Дорофейка ОБУЧАЛСЯ У Фёдора Бобылёва.

Сохранились сведения о том, что уже в ХIII-ХIV веках некоторые из язычников-волхвов достигли Каменного пояса.

В воспоминаниях исследователя Сибири начала XIX века Семена Андреевича Бекетова сохранилось описание волховского капища, обнаруженного им на севере Томской губернии.

В XIX и XX веках власти царском России вели неустанную борьбу с языческими волхвами и кудесниками, а также с их обрядами. Так, в 1905 году иркутский губернатор распорядился провести тщательное следствие по «делу о волхвовании».

Как это ни странно, однако даже в XX веке служители древних славянских языческих культов не прекращали свою деятельность. Так, из архивов Свердловского управления НКВД СССР известно, что в 1952 году в рабочем посёлке Гагарский Свердловской области был задержан мужчина, который, как сказано в деле, "занимался антиобщественной религиозной деятельностью, незаконно оказывал медицинские услуги, взимая за это с трудящихся плату».

Из архивов также известно, что похожее дело рассматривалось в 1965 году в Благовещенске.

Как можно заметить, хотя и с некоторыми разрывами, но следы волхования, пусть иногда и косвенные, все-таки находятся на протяжении столетий.

Выжить и прожить тысячелетие ни один волхв не в силах. Значит, кто-то выжил, кому-то передал знания, а тот другому и ещё, и ещё.

И, если уж волхвы были обнаружены в 1965 году, то до нашего времени рукой подать.

Следовательно, волхвы не вымерли, они не растворились, они живут и работают. И передают знания дальше.

Но, всё это- просто доказательства существования волхвов, которые передавали свои знания устно. А что же по славянской магии? Есть ли какие-либо письменные источники?

Но, надо учитывать, что за те века, когда книги сжигались вместе с тем, то книгу написал или просто хранил, образовался большой слой магии, которую нельзя выносить на всеобщее обозрение. Ибо - волхв тоже человек и у него тоже семья, и жить то вообще-то хочется. Но, как во всяком премудрости, волховские науки делились по назначению: были бытовая магия, были целительские практики. Именно на эти разделы и приходится основная часть фольклорных записей. И вот тут наши неутомимые ученые собрали всё, что можно.

Научный интерес к фольклору в первой половине XVIII века связан с именами В.Н.Татищева, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова. И любимого нашего А.С.Пушкина.

Поэтому : что же можно найти в книгах?

Здесь я просто перечислю авторов.

1. Даль. Владимир Иванович «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». «Пословицы русского народа» (1862). «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому принаровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».

2. Афанасьев Александр Николаевич. «Поэтические воззрения славян на природу».

«Народные русские сказки» — самый известный и полный сборник русских народных сказок. Множество статей и обзоров. «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.

3. Дмитрий Садовников.

4. Иван Худяков.

5. Владимир Пропп.

6. Буслаев Федор Иванович (1818-1897)

7. С. Максимов,

8. М. Забылин,

9.Чаромутие, или Священный язык магов, волхвов и жрецов, открытый Платоном Лукашевичем. Платон Лукашевич. 1846 г.

10. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. Карельский научный центр. «Русские заговоры КАРЕЛИИ».

10. Майков Л.Н. "Великорусские заклинания", СПб., 1869. 164 стр.

"Великорусские заклинания" Л. Н. Майкова — одно из первых и до сих пор наиболее полных собраний русских заговоров. Изданное в 1869 году.

11. Ефименко, Петр Саввич. Сборник малороссийских заклинаний / сост. П. Ефименко. - М.: О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1874.

И ещё очень много различных академических сборников по народному заговорному слову. Надо просто порыться.

Травники.

Самые древние книги на Руси, из которых мы можем почерпнуть сведения, связанные с медицинскими аспектами медицины Древней Руси, были: “Остромирово евангелие”, “Изборник (сборник) великого князя Святослава Ярославича”, “Архангельское евангелие” и другие.


1. Древнерусский лечебник // Редкие источники по истории России. Под ред. А.А. Новосельского и Л.Н. Пушкарева. М., 1977. [Лечебник XVII в. РГАДА. Собр. ЦГАЛИ.]

2. Коткова Н.С. Лечебник последней трети XVII в (Архив Киреевских).

3. Самолечение простого народа по травникам // ОГВ. [Статьи из травника 1767 г.].

Т.е. записи магических и целительских практик существуют. Но, конечно же, Основная часть магических практик являются закрытыми и передаются от учителя ученику.

Из всего вышеперечисленного МОЖНО сделать вывод: Славянская магическая (волховская) традиция существует.

Она имеет письменные источники, записанные неутомимыми учеными. И эти источники вполне доступны для самостоятельного изучения. Славянская традиция не является религией. Славянская традиция — это образ жизни, Славянская картина Мира. И носители этой традиции есть, которые обязаны хранить и передавать традицию, ту её часть, которую нельзя рассказать ученым.

Ваша, Тамара Витальевна.
 
Назад
Сверху