Мокошь (Макошь)

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
17.228
Реакции
7.176
Баллы
113
МОКОШЬ - повелительница темноты

foto_7_8-thumb.jpg


Мокошь – третье языческое божество, чей культ уходит корнями ещё в праславянскую эпоху, единственный женский образ в древнерусской мифологии. Она – повелительница темноты, нижней части мироздания, а её имя наводит на мысль о мокроте, влаге, воде. Из дней недели Мокоши была посвящена пятница. И в этот день в деревнях не пряли и не стирали – из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся вплоть до начала XX века.

Мокошь – единственное божество пантеона князя Владимира, чей культ реально существовал в русской народной культуре ещё в течение веков после принятия христианства. Её образ, пусть и в изменённом виде, сохраняется в современной северорусской мифологии.

В старину на Руси Мокоши поклонялись на тайных женских собраниях, которые вели посвящённые жрицы. Об этом рассказывает рукопись XIV века: «…Мокоши не явно (т.е. тайно) молятся, да … призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жёны». О почитании Мокоши свидетельствуют вопросы, которые священник задавал на исповеди каждой женщине ещё в XVI веке: не творила ли она «с бабами богомерзкие блуды … не молилась ли вилам и Мокоши?» или: «Не ходила ли к Мокоши?»
 
ВОПЛОЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ

108275869_3646910_00m.jpg


Мокошь, изначально, по-видимому, являвшаяся божеством плодородия, представлялась христианским священникам воплощением всего тёмного, телесного, низменного. В древнерусских рукописях почитание богини приравнивается к блудодейству: «И Мокошь чтут и ручной блуд весьма почитают». Представление о Мокоши как о воплощении необузданной сексуальности сохранилось в русском языке. В подмосковных говорах словом «мокосья» называют гулящую женщину.

С утверждением христианского мировоззрения Мокошь, как и другие языческие боги, стала восприниматься как демоническое существо. Слово «мокоша» в ярославских говорах обозначает привидение, а словами «мокош», «мокуш» в некоторых современных говорах называют нечистую силу.

Мокошь обычно представляли в образе женщины с большой головой и длинными руками. Её образ можно встретить, например, в вышивках. До настоящего времени не выяснены основные функции божества. Вероятно, первоначально Мокошь была богиней воды, дождя и отвечала за плодородие. Но со временем образ Мокоши связался с традиционными женскими занятиями – прядением и ткачеством. Исследователи установили, что наименование богини восходит к индоевропейскому корню, означающему прядение.
 
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА БАБЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

Постепенно из космического божества Мокошь превратилась в «божество-пряху», покровительницу дома, от которой зависят судьбы его обитателей. Изучая олонецкие поверья, некоторые исследователи пришли к выводу, что Мокошь (Мокоша, Мокуша) – это «покровительница овцеводства, прядения и вообще бабьего хозяйства». Крестьянки боялись разгневать Мокошь и приносили ей жертвы. Требы Мокоши заключались в том, что при стрижке овец в ножницах на ночь оставляли по клоку шерсти.

Другие исследователи считают, что Мокошь – это, по-видимому, «женское воплощение водной стихии», а точнее – земли в единстве с водой. Она распоряжается влагой, плодородием, увеличением стад, «бабьим» домашним хозяйством; жизнью, судьбами людей.

Появляясь в избе по ночам, она прядёт оставленную без благословения кудель, - так считали на Вологодчине, в Новгородской области и поселениях, расположенных на берегах Онежского озера. Если Мокошь удавалось умилостивить, то она помогала пряхам и даже сама пряла по ночам. Нерадивую хозяйку Мокошь могла наказать: перепутать оставленную кудель или начать шуметь по ночам. Позднее некоторые функции Мокоши были переданы Кикиморе.

Наиболее подробно Мокошь (Мокуша) охарактеризована в поверьях Олонецкого края: «…когда шерсть из овцы сильно вылезает, «Ой, - говорят, - овцу-то Мокуша остригла». Иное спят, веретено урчит, говорят, Мокуша пряла. Ходит она по домам, да по ночам шерсть прядёт, да овец стрижёт; выходя из дома, она о брусок, о полати-то, веретеном и щёлкнет. Случается, что когда она недовольна, остригает немного волос и у самих хозяев».
 
ОТ МОКОШИ – К ПАРАСКЕВЕ-ПЯТНИЦЕ

1382715699_e4by_dmwctg.jpg


С принятием христианства веру в Мокошь стали преследовать. Придя на исповедь к священнику, женщина должна была ответить: «Не ходила ли еси к Мокуше?» В новой вере богиня Мокошь была заменена святой великомученницей Параскевой (Параскевией). Об этом свидетельствует любопытный случай, произошедший в Пскове в 1540 году. В город привезли новое изображение Параскевы Пятницы, но не икону, а деревянную резную скульптуру. Увидев её, народ пришёл в «великое смятение», поскольку счёл это за призыв к «болванному поклонению» (т.е. поклонению языческому идолу). Митрополит вынужден был успокоить людей специальным разъяснением. Поскольку все запреты на женские работы, прежде связанные с Мокошью, а потом «доставшиеся в наследство» св. Параскеве, приходились на пятницу, то эту святую в народе так и стали называть Параскевой Пятницей, а её образ приобрёл отчётливые черты языческого божества. В деревнях часто рассказывают былички о том, как Пятница наказывает женщин, нарушающих в этот день запреты на какую-либо работу, чаще всего запрет белить печь, расчёсывать волосы, а особенно прясть. Приходя к нарушительнице, Пятница колет её веретёнами или заставляет за одну ночь напрясть немыслимое количество пряжи.

Навязанная русским людям иностранная вера не смогла стереть из народной памяти языческие обряды. Молясь Параскевии, женщины продолжали приносить ей в жертву, как и Мокоши, первые снопы льна и первые вытканные куски ткани. В конце XIX века, приступая к работе, украинские пряхи совершали обряд Мокриды – бросали в колодец куски кудели и пряжу.

И, конечно же, напоминанием о древних жертвах богине является обычай кормления Пятницы, существовавший на Украине ещё в конце XIX века. В ночь с четверга на пятницу хозяйки застилали стол чистой скатертью, клали на него хлеб-соль, ставили немного каши в горшке, покрытом миской, клали ложку и ждали, что Пятница придёт ночью ужинать. Накануне дня св. Параскевы (28 октября по старому стилю) эта пища заменялась более праздничной – разведённым мёдом.
Связь с водой Мокоши происходит от внешнего сходства имени богини со славянским корнем «мокрый», «мокнуть». Данный женский образ является общеславянским, сопоставимым с образом Матери Сырой Земли.
 
Назад
Сверху