Благодать
Lionne
- Регистрация
- 20 Сен 2019
- Сообщения
- 17.228
- Реакции
- 7.176
- Баллы
- 113
МОКОШЬ - повелительница темноты
Мокошь – третье языческое божество, чей культ уходит корнями ещё в праславянскую эпоху, единственный женский образ в древнерусской мифологии. Она – повелительница темноты, нижней части мироздания, а её имя наводит на мысль о мокроте, влаге, воде. Из дней недели Мокоши была посвящена пятница. И в этот день в деревнях не пряли и не стирали – из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся вплоть до начала XX века.
Мокошь – единственное божество пантеона князя Владимира, чей культ реально существовал в русской народной культуре ещё в течение веков после принятия христианства. Её образ, пусть и в изменённом виде, сохраняется в современной северорусской мифологии.
В старину на Руси Мокоши поклонялись на тайных женских собраниях, которые вели посвящённые жрицы. Об этом рассказывает рукопись XIV века: «…Мокоши не явно (т.е. тайно) молятся, да … призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жёны». О почитании Мокоши свидетельствуют вопросы, которые священник задавал на исповеди каждой женщине ещё в XVI веке: не творила ли она «с бабами богомерзкие блуды … не молилась ли вилам и Мокоши?» или: «Не ходила ли к Мокоши?»
Мокошь – третье языческое божество, чей культ уходит корнями ещё в праславянскую эпоху, единственный женский образ в древнерусской мифологии. Она – повелительница темноты, нижней части мироздания, а её имя наводит на мысль о мокроте, влаге, воде. Из дней недели Мокоши была посвящена пятница. И в этот день в деревнях не пряли и не стирали – из почтения к богине. Во многих местностях такой запрет сохранялся вплоть до начала XX века.
Мокошь – единственное божество пантеона князя Владимира, чей культ реально существовал в русской народной культуре ещё в течение веков после принятия христианства. Её образ, пусть и в изменённом виде, сохраняется в современной северорусской мифологии.
В старину на Руси Мокоши поклонялись на тайных женских собраниях, которые вели посвящённые жрицы. Об этом рассказывает рукопись XIV века: «…Мокоши не явно (т.е. тайно) молятся, да … призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жёны». О почитании Мокоши свидетельствуют вопросы, которые священник задавал на исповеди каждой женщине ещё в XVI веке: не творила ли она «с бабами богомерзкие блуды … не молилась ли вилам и Мокоши?» или: «Не ходила ли к Мокоши?»