Мара

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
16.118
Реакции
6.820
Баллы
113
МАРА или попросту Смерть

s1200.jpg


МАРА
Одно из самых таинственных, «смутных» и, по-видимому, древних существ в поверьях русских крестьян, зародившихся на основе языческой мифологии. Этот образ трактуется в различных источниках как призрак, видение; дух в образе женщины, появляющийся в доме (реже – вне дома), или попросту Смерть. Известно несколько вариаций имени Мары – Мара (с ударением на последний слог), Марена (с ударением на второй слог), Маруха, Марушка, Мора (с ударением на первый слог).

Мара – дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи, но почти всегда с длинными распущенными волосами. На Ярославщине Мару представляли красивой девушкой в белом. По поверьям Тульской губернии и Олонецкого края, Мара «черна», одета в рвань и даже космата: «Детей раньше Бякой да запецельной Марой пугали, оденут шубу вверх шерстью и говорят: «Вот Бяка или запецельная Мара идёт». (Онеж.).

В некоторых местах Мару уподобляли Кикиморе: она незримо обитает в избе, чаще всего за печью, откуда и названия «Мара запечельная, запечная». В Карелии, например, говорили: «Мара волосатая сидит в дому за печкой». Согласно поверьям псковичей Марушка, подобно другим духам, проказящим в доме, незаметно похищает вещи.

Становясь видимой по ночам (как и оставаясь невидимой), Мара допрядает (или рвёт, путает) кудель, пряжу, не благословлённые хозяйками (Вологодская, Олонецкая, Тульская губерния). «Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь всё спутат» - говорили в Карельском крае.
Крестьяне Калужской губернии верили, что Мара шьёт и прядёт в лунные ночи; но делает это «не к добру». Мара опасна для детей: на Вологодчине, как и в некоторых других районах России, «бабкой Марой», «запечной Марой» пугали ребятишек.

«Ходит як Мара» (Смол.); «Мару побачил» (Брян.); «За печкой Мара черным-черна» (Тульск.); «Мара – как человек. Оставят прялку ночью, так Мара прядёт (Волог.); «На ровнице Мара сидит, волосы свои расчёсывает» (Онеж.); «А баенщик в байне (бане) живёт, водник в воде, а есть ещё запечная Мара – то тоже в доме живёт, может, за печкой, а может, ещё где» (Онеж.).

Существа, аналогичные Маре, духу, являющемуся в доме, есть в поверьях многих народов. Сходны и названия подобных существ, восходящие, по-видимому, к единому корню. Это Мара украинцев – «призрак, привидение, злой дух»; Мора сербо-хорватов – «домовой»; Мора у чехов – «кикимора, кошмар»; Жмора поляков – «кошмар». Древнесеверное «Мара» означает «домовой, дух-мучитель»
По мнению И.М.Снегирёва, исландское mara, marra, английское nightmare (буквально переводится «ночной кошмар»), чешское morusi значит «кикимора, пастень», мучающий людей во время сна (Снегирёв, 1838).

Согласно имеющимся на сегодняшний день материалам, Мара русских поверий не столько воплощённый ночной кошмар, сколько воплощённая судьба, «божество-пряха», вещающее перемены в судьбах обитателей дома, а также губительный для детей призрак.
 
ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ

i-1.jpg


ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ

Мара – призрак, привидение, мираж – может появляться не только в доме. Это и «злой дух, присутствующий везде» (Вятск.), и «злое существо, воплощающее смерть»; призрак (Курск.). Слово «мара» означает также «туман», «мгла, марево»; «туман с воздушными призраками» (Олон.), а в некоторых районах России – «гибель». Мора – «мрак, тьма» (Волог.), «привидение» (Сарат.); морок, морока – «призрак; мрак, облако, туман» (Курск., Сарат., Колым.), «помрачение рассудка».
В этих своих ипостасях Мара, Мора схожа с Белой женщиной (девушкой в белом одеянии) – видением в облике высокой женской фигуры в белом. Такое видение может возникнуть повсеместно и предвещает несчастья, воплощает смерть.

Белая (баба, девка, женщина) – явление смерти в образе женщины, девушки; покойница; предвестница несчастья; видение, призрак, угрожающий жизни человека. Долгое время считалось, что женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрёт. В рассказе начала XX века из Архангельской губернии явление женщины в белом предшествовало кончине молодой девушки. «Предвестница в белом» - один из самых популярных персонажей поверий во многих российских губерниях вплоть до XIX-XX веков. Часто в народных повествованиях одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее. Вот один из таких рассказов:

«Слух пустил кто-то, будто один шофёр ехал, вдруг машина резко остановилась. Он видит, женщина идёт. Одета во всё белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
- А как купишь, сюда приезжай. Потом рассчитаемся.
Он съездил, купил. А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Вышла та же женщина, спрашивает его:
- Купил? – Он отдал материал. – Что хочешь теперь проси, всё исполню.
Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
- Война будет?
Она отвечает:
- Войны не будет».
Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», явилась, судя по их рассказам отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина… и всё голосом читает. Высо-о-окая - высо-о-окая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама всё говорила, что это Смерть ему пришла». (Новг.)
 
СУДЬБА И СМЕРТЬ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в белом одеянии. Белый цвет в одном из своих основных значений – цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь – она же может её и отнять. В поверьях ряда губерний России образ белой женщины связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчёсывает себе волосы».

Женщина в белом появляется и у проруби: «…Мы только подошли – стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Всё у неё горит около головы так. У этой проруби конский стоит и грозит пальцем: Вы знаете, что ночью на прорубь ходить нельзя?» Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи». (Из восточно-сибирских быличек).

Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыко крестьян. В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над этим курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».

Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала; или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал». Воронежская губерния, Селиванов, 1886).
Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одновременно принимающих женское обличье персонажей типа Мары или Русалки, образ Белой женщины всё же наиболее устойчиво соотнесён с предзнаменованиями судьбы – неудачи, болезни, смерти.

Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу невысокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказал встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель. В рассказах сельских жителей конца XX века Белая женщина чаще всего не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды.
 
ТУМАН И МАРЕВО

На Ярославщине Марой именовали Полудницу – дух полдня в облике женщины; существо, вызывающее крик и бессонницу у детей. В южных и юго-западных районах России Мареной называли и чучело (куклу, дерево, ветку), сжигаемое, разрываемое или потопляемое в реке во время празднования проводов зимы, а также в ночь на Купалу. Такое чучело могло, по видимому, воплощать уходящий отрезок времени – зиму (смерть), весну – или божество, связанное с плодородием, растительностью, соотносимое и с Русалкой, Ведьмой.

Образ Мары в русских поверьях, таким образом, очерчен не вполне определённо и «осколочно» проявляет себя в различных ипостасях. Устойчивыми признаками этого образа остаются его призрачность, влияние на судьбы людей, а также способность Мары – «тумана и марева» - появляться только в определённое время – ночью или, напротив, в полдень, либо в «полдень года» - во время летнего солнцеворота или в период созревания хлебов, «на переломах» года (смена зимы и весны), и на «переломах» человеческой судьбы (жизнь – смерть).

Попытки так или иначе трактовать образ Мары предпринимались неоднократно. «Наиболее вероятна связь слов с корнем «мар» с глаголами «манить», «Маять» или с образованием от корня «mr» (санскрит «mrtis», латинское «mors», славянское съ-мъръть) (Черепанова, 1983). В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагают, что в образе Мары отразился древний прототип, «связанный со смертью и водой – морем» (Иванов, Топоров, 1974). «Мара, Мора первоначально значило «болото, стоячая вода»…что сопрягается с мотивировкой Мокоши от «мок» - «сырое, болотистое место». Значит, и та и другая – обитательницы сырых мест» (Мокиенко, 1986).
 
РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ


Ряд исследователей видит в образе мары сложное сочетание «смерти, рождения и плодовитости». Так, О.А.Черепанова считает Мару олицетворением судьбы, рока, но подчёркивает и её традиционную для ряда русских женских мифологических персонажей связь с домашними работами, влагой, плодородием.

Можно предположить, что Мара – это и своеобразная персонификация разных световых состояний мира, универсума в женском облике: она и марево (полдень, полдневный зной), и мрак (ночь, тьма, морок). Некоторым основанием для такого предположения могут служить неразрывная связь появления Мары с определённым временем суток, а также рассуждения о возможном «противоположном» развитии слов единого корня «мар». «От корня слов «мар» - жар солнечный, марить, о солнце: жарить, марный, жаркий, происходят и маряный, розовый, багровый ( «вечер маряный», когда небо покрыто розовыми облаками, «заря маряна» - ясная, красная – Южно-Сибирское), и марать, собственно чернить… (чешское Muriena, смерть, зима, по отношению чёрного цвета к смерти, морить)» (А.Потебня, 1914).

Другие исследователи объединяют в своих трактовках Мару-универсум и Мару-судьбу, Мару-женщину и Мару-дерево, полагая, что в мифологическом мышлении судьба, доля человека может представлять собой «долю», часть универсума (подобного ему) и быть отдельным существом (двойником, огнём, растением). «То она (доля) Мара, душа и человека и растения. На этом образе заложена вся будущая так называемая майская обрядность. «Май», означающий зелень, сжигается, топится, вешается; он представлен в виде дерева, соломенного чучела, куклы…» (Фрейденберг, 1978).

Как мы видим, образ Мары предполагает множественность трактовок: Мара – смерть, море, мир, мрак; душа, доля, то есть, и конец, и источник бытия; существо, наделённое универсальной властью, особо влияющее на жизнь и судьбы людей. Думается, что в поверьях XIX-XX веков всё это составляет не столько определённо очерченный образ, сколько комплекс воззрений, обнаруживаемый в основе представлений о целом ряде женских мифологических персонажей (Кикимора, Удельница, Мокуша, Белая женщина и т.п.).

Некоторая расплывчатость представлений о персонажах типа Мары может быть связана и с особой, по поверьям, формой проявления высших сил, определяющих судьбу человека. Форма материализации таких сил, видимо, связывается с состоянием морока или марева в облике колеблющейся высокой белой фигуры, как бы проступающей из универсума и персонифицирующей его. «Мара-видение» доминирует и в поверьях XIX-XX веков. Отметим также, что имена типа Маринка (фонетически сходные с именем Мара, Марена) в русской фольклорной традиции устойчиво закреплены за ведуньями, ведьмами.

«Хотя исторически истоки корня «мар» очень глубоки…в языковом сознании XVIII-XX веков наименование Мара в применении к различным персонажам находится в непосредственной связи с широким значением «привидение», «мерещиться», представленном как в глагольных, так и именных образованиях»; Мара – «наваждение, призрак, привидение» (Даль, 1881); «марить» - «отуманивать, одурять», «маркосить» - «мерещиться, мелькать, неясно видеться впотьмах» (Черепанова, 1983). Однако при многозначности и даже всезначности подобных «образов-призраков» Мара и сходные с ней существа в русских поверьях более всего проявляются как доля, судьба, а также наваждение, смерть.
 
Если проводить морфологический разбор Ма - Ра ...Мать Ра
 
Если проводить морфологический разбор Ма - Ра ...Мать Ра
Мать - скорее всего мир азм твердо сотворяша. Если рунами писануть и прочесть), а Мара - тут другое написание будет , мир азм рекомый асом. Есть разница, сходства нет. По сути мать ра современное чаромутие. Матерь - правильнее будет, а было скорее всего еще старее слово.

И вообще, славянское язычество надо изменить на славянское ведичество. Образность не верная, язычники славяне, это по образу предатели культуры, перешедшие в другую соц группу с иными уставами и порядками, отошедшие от веры предков. Хотя); это прямое указание на христиан .
 
Последнее редактирование:
Посмотрел на образ слов. Рождение , слово измененное , но основа осталась. Рекомый образ живы днесть несущий сотворяша, думаю понятно , по современному источник производства биоматериала или биомассы и находящийся в процессе совершенствования. С марой сложнее, писалась она двумя рунами руна Мор и руна Речение. Мор рекущая . Мор это не смерть, если что, мор это больше как окончание пути с полным забвением. Смерть это сия меры ерци рекомое твердо сотворяша. Это как переход из одного измерения в другое, смена мерности, можно так сказать.
Так что Мара и Мать не родня, разное написание было разными рунами и произносились они по разному, для современников не привычно и малоуловимая разница, для древних с детства понятная.
Недавно слово увидел, образ, " тропа" , безопасный переход по болоту означает, или по топи гнилой, точнее.
Тема вообще сложная, надо знать древний язык( что не реально) , надо уметь читать и писать рунами,( что тоже , скоро будет не реально) , и надо уметь видеть глубину образов ( это тоже уже не реально) . Печалька. А все статьи на эти темы, не имеют под собой никакой реальной основы и знаний, политзаказы, и понятно зачем? И кем?
 
это прямое указание на христиан .
Вот и не стоит вносить сумятицу. Пусть все остается как есть. Того, что было уже не вернешь.
Думаю, что тот, кто понимает о чем идет речь, вполне осознает - для чего все это писалось в те непростые годы.
Совсем стереть из памяти историю - преступление.
Пусть каждый сделает свои выводы сам, а мы лишь намекнем ;)
 
Если откровенно, мне все равно что будет, сохранится история или нет. Пытался заглядывать в прошлое, был период, интересно было. Вижу как христиансво зачищает все, особенно ведические знания. Огромый средства на это выделяются, это закономерно, так было есть и будет.
Непривычно воспринимать словосочетания с несопоставимыми образами, противоречивыми, но это уже как данность.....
 
Вот и не стоит вносить сумятицу. Пусть все остается как есть. Того, что было уже не вернешь.
Думаю, что тот, кто понимает о чем идет речь, вполне осознает - для чего все это писалось в те непростые годы.
Совсем стереть из памяти историю - преступление.
Пусть каждый сделает свои выводы сам, а мы лишь намекнем ;)

Вот , смотри, в статье сплошной венегрет, блудня полная. Люди читать такое будут запоминать и все перемешивать. Сильно все разбирать не буду, выделю один момент,

" Можно предположить, что Мара – это и своеобразная персонификация разных световых состояний мира, универсума в женском облике: она и марево (полдень, полдневный зной), и мрак (ночь, тьма, морок). Некоторым основанием для такого предположения могут служить неразрывная связь появления Мары с определённым временем суток, а также рассуждения о возможном "

Вот читаю и офигеваю. При чем тут мор , забвение и световые состояния? Тьму вплели в это, моя бабушка еще применяла это слово как числовое значение, она деревенская и не грамотная была, жила в Ярославле. Всегда говорила " народу тьма" для нее это слово значило большое число , сказки почитаем, погани тьма тьмущая. Это числовое обозначение в 10 000. То что в детстве слышал от стариков по деревням глухим уже кануло и переобразилось, совсем. Что бы такое разбирать надо писать тем письмом, старым, руническим, глубоко образным. Но за это убивали и сейчас убивают, тех кто знания эти носит. Со времен Петра.
 
@Пепел , когда собирала материал, то вообще не понимала о чем идет речь идет. Что за язычество, откуда оно взялось... Начинала с чистого листа.
Практиковать, не понимая основ, сложно.
Конечно теория далека от практики, я про это не раз говорила. Однако, считаю, что лучше знать хоть что-то. Т.к. новодела полно, а фильтровать его сложно.
 
@Пепел , когда собирала материал, то вообще не понимала о чем идет речь идет. Что за язычество, откуда оно взялось... Начинала с чистого листа.
Практиковать, не понимая основ, сложно.
Конечно теория далека от практики, я про это не раз говорила. Однако, считаю, что лучше знать хоть что-то. Т.к. новодела полно, а фильтровать его сложно.
Согласен, я тоже так же это собирал, начинал с чистого листа, вникал годами, но так и не вник, не нашел площадок с этими знаниями, только у староверов остатки остались, но их пресуют сильно , за это, плоть до уголовок с экстремизмом. А у них даже в семинарии это преподавали, но ее сожгли , вместе со старыми книгами, которые они из хранилищ своих извлекли. Тут война идет, реальная, война двух культур, одна затирает другую. В ульяновской убласти был полигон для ядерных взрывов, подземный, рванули пару раз. Как раз в том месте где под землей системы пещер и ходов, в которых хранители создали библиотеки сантий и харатий. Проникнуть не смогли, просто накрыли это все полным забвением, историю и хранителей...... И таких случаев я уже насобирал много, идешь по пути поиска и видишь только руины и пепелища, война, реальная.
 
@Пепел вот и пусть будет хоть что-то, что удалось собрать еще в то время. Если к этому добавлю рабочие обряды - картинка будет более полной.
Так что, если есть какой доп.материал - буду только рада. Может здесь и сложим все "пазлы".
 
@Пепел вот и пусть будет хоть что-то, что удалось собрать еще в то время. Если к этому добавлю рабочие обряды - картинка будет более полной.
Так что, если есть какой доп.материал - буду только рада. Может здесь и сложим все "пазлы".
Лучше Данилова не встречал, есть еще Ивашко, он больше по буквице. Это все руны макоши. С остальными вообще печально, нет ничего в сети, не с рунами перуна не с харийской каруной. Но это уже слишком глубоко.
 
@Пепел у меня есть неплохой материал. Буду выкладывать потихоньку в практике.
Правда деструктива не дам, граната в руках обезьяны ни к чему.
 
Были в древности воины, могучие, в миру простые труженики во благо рода. В бою эти воины применяли уникальные способности, они шли на врага распевая руны на особый манер, чем проявляли высвобождение энергий, вызывая буйство стихий, громы и молнии сопровождали их . Звались воины певцами рун, коротко перун. Перун громовержец.
 
Как бы пытаться фонетически разложить имя Мара, не совсем корректно, она же М(о/а)рена
 
Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. Ее образ символизирует сочетание рождения, плодородия и смерти. Мара дает возможность природе отдохнуть, очиститься и возродиться. Славяне не боялись ее, а почитали. Считалось, что Богиня всегда рядом и напоминает о неумолимом ходе времени.
В славянской мифологии

Марена ― одна из важнейших персон славянского пантеона богов, относящаяся к Ясунам.

Однако в ее родословной разобраться не просто ― мифология полна хитросплетений.
Существует несколько версий происхождения Богини Зимы :

Первая гласит, что отцом Мары был Бог Сварог, матерью ― Богиня Лада. По легенде Лада очень хотела детей и обратилась за помощью к Макоши. Та сказала ей съесть чудесную рыбу и выбросить косточки на лугу, где пасется небесная корова Земун. После того, как все было сделано, Лада забеременела и в положенный срок родила трех дочерей ― Лелю, Живу и Мару.Имя Богини родственно словам «мор», «мрак», «морок», «марево», «смерть».Супругов у Марены было много, один из наиболее известных ― Кощей. По преданию, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена. Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. В этом союзе родилось 12 дочерей-недугов, а также 2 сына ― Род и Вышень.Позже девушка вышла замуж за свою настоящую любовь ― Даждьбога. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось. Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. В этом браке появился сын ― Богумир. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей.
По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу.
По третьей ― Марена, Леля и Жива были созданы из искр, образовавшихся, когда Сварог ударил своим молотом по священному камню Алатырь.

Марена ― божество-пряха. Она использует для рукоделия нити судьбы. С их помощью Богиня управляет жизнями ― ведет в нужном направлении, а когда приходит время умирать ― обрезает. Причем под ее влиянием находятся не только смертные. Мара может не только отнять жизнь, но и даровать бессмертие. Легенда гласит, что именно таким образом она обеспечила своему сыну Богумиру долгую жизнь.

Согласно преданиям, владения Богини Смерти находятся за Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца.

В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров.

Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Именно она на основании духовной и мирской жизни определяет, в какой мир отправится человек ― в Навь или в Славь. Среди людей Богиня появляется редко. Однако на земле всегда есть ее приспешники ― мары (моры), которые являются духами ночи и болезней.

Каждое утро Богиня Смерти пытается погубить Солнце , но всегда отступает перед его мощью и красотой.

Упоминания о Морене часто встречаются в сказках. Это:

и Моргана из легенд о короле Артуре;
и «злая девка Маринка», искушающая богатыря Добрыню;
и знаменитая Снежная Королева;
и подруга Бабы Яги;
и жена Кощея.

Также существуют предания, по которым она являлась хранительницей многих магических предметов ― шапки-невидимки, живой и мертвой воды, молодильных яблок.
Красавица или старуха?

Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года . В конце осени, она ― молодая прекрасная девушка с бледной кожей и длинными черными волосами, которые красиво переливаются и искрятся в свете Луны. В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета. Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья.

Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше.
Символы и знаки
Символы Морены подчеркивают двойственность ее натуры ― они одновременно устрашают и дают надежду :

Серп , обрезающий нити жизни, означает не только смертность, но и плодородие.
Кубок (Чаша), выполненный из человеческого черепа является испытанием ― считается, что тот, кто выпьет из него, никогда не сможет покинуть царство Богини.
Груды разбитых черепов призваны нагонять страх и вызывать трепет, ведь кажется, что в них затаилась сама Смерть.
Черная Луна ― отражение угасания и тоски, однако она способна перерождаться, это происходит циклично ― так и Зима уступает место Весне.

Самый известный знак Мары ― Зимний Косой крест. Он представляет собой пересечение двух линий, возле концов которых есть небольшие штрихи. Это означает остановку, заморозку: линии креста не могут продолжаться в бесконечность. Оберег с таким изображением призван защищать от бед и вселять в человека уверенность.
Еще одним знаком Богини Смерти считаются волны ― поток замерзшей воды. Они являются своеобразным мостом между мирами мертвых и живых. Знак часто используют люди, связанные с магией.
Весьма распространен и символ Зимы , состоящий из 2-х треугольников, касающихся вершинами. Он называется Вий и призван напоминать о неизбежности смерти.
Существует амулет Мары ― равносторонний крест, вершины которого оканчиваются мини-крестами. Это символ 4-х сторон света, 4-х стихий, 4-х времен года. Основное его значение ― равновесие. Амулет с таким знаком предназначен сохранять жизненные силы владельца и сглаживать крайности в поведении и чертах характера.

Атрибуты

Природные явления ― зима, Черная Луна.
Животное ― черный лебедь.
Растение ― ель.
Треба ― мед, цветы и красные напитки, символизирующие кровь.

Кому покровительствует?
В качестве покровительницы Марену часто выбирают Ведающие ― те, кто так или иначе хотят прикоснуться к тайнам мира Нави. Однако и любой другой может сделать ее своим защитником. Особенно она подойдет тем, кто обладает предприимчивостью, целеустремленностью, богатым воображением, стремится познавать новое, не обделен гордостью и бесцеремонностью.

Обычно такие люди совершают в жизни много ошибок из-за того, что им сложно брать во внимание чьи-то чувства, кроме своих ― они убеждены, что все делают правильно. Поэтому отношения с окружающими не ладятся.

Морена поможет укротить нрав, научиться на ошибках, найти способ самовыражаться без вреда для себя и близких. Ведь она сама не до конца смогла избавиться от черного колдовства из-за гордости.

По преданию, ее и сестер украл Скипер-Змей ― посланник Хаоса. Девушек заколдовали и превратили в чудовищ, служивших похитителю. Когда Перун, Велес, Стрибог и Хорс освободили пленниц, их расколдовали. Однако Мара не пожелала расстаться с обретенными силами, и ее сердце осталось темным.
Праздники почтения у древних славян

Древние славяне не страшились смерти, и зима их тоже не пугала . Наоборот, они верили, что после сна, в который погружается природа на время зимы, наступит весна и принесет обновление, подарит плодородие и цветение. Прекрасную девушку Марену ждали, и в ее честь были названы дни со 2-го по 24-е ноября. Этот период считался временем прихода холодов и наступлением зимы. После него праздновали 2-е февраля ― Громницу, то есть день встречи Богини Зимы и Богини Весны.

На Громницу уже начинали прощаться с Марой: девушки пели заклички для Лели, а парни затевали игры-зимоборы, символизирующие противостояние сестер. Однако в большей степени торжество было посвящено Перуну, потому что верили: огнем он помогает наступить весне.
В начале весны женщины выходили в огород и гонялись с метлами в руках за воображаемой Мореной. Так они прогоняли прочь надоевшую зиму.

Еще один день Богини Зимы ― 1 марта . В эту дату Марену чествуют перед тем, как она соберется уступить место Леле. Последний раз вспоминают о Маре в день весеннего равноденствия ― 20-22 марта. Считается, что именно в это время сестры окончательно сменяют друг друга, и наступает весна.

В прощальный праздник славяне устанавливали деревянное или соломенное изображение Богини Смерти, которое обкладывали камнями. Перед идолом размещали крупный камень либо деревянную дощечку ― алтарь. К нему приносили дары: цветы, ягоды, плоды, а в период эпидемий даже кровавые жертвы (убивали только животных). После окончания праздника, алтарь разбирали, а фигуру Мары сжигали или сбрасывали в реку.

Обряд сжигания чучела Мары с приходом христианства стали проводить на Масленицу.

Конечно, Марена у славян, прежде всего, олицетворяла смерть . Однако к ней обращались за помощью не только, когда кто-либо умирал. Ее также просили о милости в случае возникновения эпидемий или, когда предстояла битва. Она была не столько ночным кошмаром, сколько воплощением судьбы.
 
Назад
Сверху