Макошь (Диалоги с Волхвом)

Сова Полярная

Ведьма, просто ведьма
Команда форума
Регистрация
21 Сен 2019
Сообщения
2.742
Реакции
906
Баллы
113
Макошь

М.Ю. Миронов.

Давай тогда поговорим о Макоши. Славянский пантеон очень неоднозначный. В этом отношении с ним может сравниться только пантеон негров каких-нибудь – ярумбу типа вуду. Почему? Потому что почти каждый из богов славян имеет как тёмную, так и светлую ипостаси. Если рекордсменом по количеству ипостасей является Велес (это безусловный рекордсмен) ( в этом отношении абсолютно тупой Перун – взял что-нибудь тяжёлое и пошёл разбираться) то Макошь занимает в этом почётное второе место по количеству ипостасей после Велеса. Символов у неё тоже будет несколько. И благодаря этому все наши исследователи чешут репу и каждый кто в лес, кто по дрова. Самое главное в том, что наравне с Велесом Макошь – хтоническая богиня, т.е. сама по себе эта сущность не зависит от того, верят в неё люди или нет , точно так же как и Велес. Перун, кстати говоря, целиком не хтонический, а искусственный бог ( стараниями Владимира – крестителя) – у него ничего такого нет, поэтому он настолько однозначен – одна функция и всё. Эта богиня, во-первых, пережиток матриархата (наследие), когда все могли сказать, откуда этот ребёнок вылез, а вот кто его заделал – хрен его знает.
И у славян ещё же были, плюс ещё ко всему, были, где-то их называли большухи, где-то их называли – ведьмы, где-то както, т.е. это ,как правило, была жена старосты, старейшины, именно старейшины, т.е. наиболее уважаемого члена , а не старшего, только не князя – князь это совсем не то. Это, как правило, старшая жена, а у славян было многоженство – это вполне доказанный факт и ничего они плохого в этом не видели. Причём это многоженство процветало ещё почти 400 лет после того, как было принято христианство, а местами наблюдалось до середины ХХ века. Большуха, как правило, женщина, которая уже вышла из детородного возраста. Это раз. И второе : у неё должен быть хотя бы один взрослый ребёнок, т.е. вошедший в период полового созревания и пол ребёнка не имеет значения. Взрослым человек признавался после прохождения определённой возрастной инициации ( у нас сейчас эта инициация заменена получением паспорта). Ведающая мать, она же ведьма, она же большуха – это, грубо говоря, в матриархате был аналог этой самой вселенской Матери. Макошь – наследница этой вселенской Матери, откуда все мы, собственно говоря, и вылезли :– и горы и реки и рыбы и птицы и человеки. Т.к. она была большухой и обязаловка была во всех женских разборках, девичьих разборках и т.д. и т.п. то гормональный фон должен быть спокоен это раз, во-вторых она должна быть обалденным политиком, потому что с женщинами по-другому нельзя. Таким образом она была негласной королевой всего селения, т.к. она не только улаживала все эти вещи, но и роды принимала, колдовала потихоньку, куда ж без этого, т.е. нормальная жизнь. Ещё её называли устроительница – всех этих бабец она строила по рангу : кто дура, кто не дура, кто этим занимается, кто тем, т.е. давала судьбу. Соответственно, мать судьбы. А кошт – это искажённое славянское слово, которое означало, грубо говоря, мешок, имущество и она была матерью того социального положения, ма-кошью, Макошью, откуда, собственно говоря, пошло, почему такое большое отступление. И вот эта функция женщины, именно большухи (я теперь буду использовать именно это наименование, чтобы разделить богиню и обычную женщину) как Макоши, как творительницы судьбы всех этих баб этого селения, она перешла на функции богини. Мать судьбы.
 
следующий, будем так говорить, функционал, исходит из женской психологии : она нежная, она подательница жизни, она там сё пятое-десятое это всё хорошо, но, когда опасность грозит детёнышу, или ещё чего-нибудь, тигрица ещё та. А если учесть, что славяне не делали различий между мужчинами и женщинами в плане владения оружием, то вполне легко можно было огрести. Причём огрести так, что мало не покажется. Т.е. в принципе она могла подарить, так и отнять жизнь. Это выразилось и в самой Макоши, т.е. у неё две ипостаси : одна светлая, другая – тёмная, точно так же как и у Велеса, но только Макошь является одним из главных божеств здесь, в Яви. Она устроительница судеб человеческих как все будут жить, причём со своей, с женской точки зрения, потому что есть устроитель судеб у славян ещё и Сварог, князь Яви. Не Перун, а именно Сварог. Он кузнец. И вот здесь в этих божествах возникает (я уже сказал, что это хтонические боги), она будут жить и без людей абсолютно спокойно, но люди, когда с ними общаются , переводят на них своё представление о и наделяют их определёнными чертами. С течением времени эти черты с этой сущностью сращиваются практически насмерть, поэтому мы говорим о функционале, собственно, бога.
Устроительство Яви заключается в одном из самых главных занятий Макоши – ткачестве. Это одно из самых главных занятий человека после выковывания сохи и т.д. в силу того, что славяне жили в средней полосе, хотя это зона рискованного земледелия, но всё ж таки земледелия и занимались именно этим.

Когда Макошь занимается ткачеством, теперь уже переходим к самой богине, она занимается обустройством мира. Т.е. если у греков каждому человеку мойры выплетали свою нить, то Макошь, и это очень важно, она сплетает эти нити в полотно, т.е. славяне понимали, что все друг с другом связаны, причём находимся в одном полотне. И это одна из самых лучших прививок от черной и белой магии, потому что магия может быть одна : ты влияешь на ткань мироздания, а она не может быть ни чёрной, ни белой. У Макоши есть две помощницы : Доля и Недоля, они же Лада и Леля, они же ещё куча названий. Это связано с тем, чтоя говорил в предыдущем рассказе о Велесе: Велес князь, а там ещё есть куча других околобожественных, полубожественных, совсем не божественных сущностей, которые занимаются какими-то своими делами. Макошь так же главная, она устроительница, она собирает ткань мироздания, а поставляют ей нитки, красят их, что-то с ними делают её помощницы Доля и Недоля раз, Лада и Леля два, лосихи три и т.д. и т.п. к тому же в каждой местности одни и те же персонажи могут называться по-разному. Но, здесь есть ещё одно НО : славяне чётко понимали, что смерть – это окончание жизни, но не окончание существования, поэтому была и тёмная Макошь, которая занималась изнанкой мироздания, т.е. светлая Макошь – это лицевое , Явь, а тёмная Макошь – изнанка, Ирий славян. Она же Правь, она же Славь и т.д., сколько хошь там назови. Т.е. это третья грань мироздания. А Велес с Макошью встречаются в Яви, где Велес вроде как не самый главный, да и она тоже. И командует Макошь именно там, в Прави. Там она княгиня. Она там начинает выплетать человеческую судьбу, т.е. предоставляет душе тело для перерождения, в чём ей помогают рожаницы Лада и Леля. Функционал Велеса и Макоши в Яви очень схож .Велес как покровитель живых (плодитесь и размножайтесь), а Макошь - это вселенская Мать (она и обеспечивает плождение и размножение чисто физически).
Теперь поговорим о том, как с этой сущностью общаться, что от неё просить и как. Всё, что говорилось ранее в рассказе про Велеса, справедливо и для Макоши. В каком плане? В плане того, что на капищах имеется идол Макоши. Это единственный идол женского божества, который славяне вообще ставят. Единственный. Хотя женских божеств в пантеоне достаточное количество, все остальные своего кумира не имели.
 
Приступаем к взыванию к богине. Прежде всего самое главное то, что Макошь, как и Велес, практически не приемлет никакой кровавой жертвы. Вообще. Если у Велеса есть одно исключение, то у Макоши таких исключений нет, поэтому натирать свежей вырезкой идол Макоши – это кощунство. Самое натуральное. А вот подношения Макоши ровно такие же, как и Велесу. Ещё больше из-за того, что, во-первых, это женская богиня, то все и всяческие украшения это очень хорошо за исключением одного единственного – колье. Дело в том, что колье выросло из воинского ожерелья – гривны. У славян мужчины носили ожерелье, которое называлось гривна, поэтому это мужское украшение, а не женское. Поэтому все и всяческие ожерелья Макоши не подходят. Это мужское. Просто цепочку с подвеской можно поднести- её можно, как наши далёкие предки, носить на лбу. Т.е. цепочка крепилась на волосах, а подвеска находилась на лбу, в районе так называемого третьего глаза (тика у индианок). Все серьги, височные пластины т.д. и т.д., т.е всё, что висит на голове у женщины – это подношение Макоши самое хорошее. Кроме того для Макоши, мы сейчас говорим о светлой Макоши, очень приветствуются рушники и любая другая вышивка, причём каноническим считается красным по белому. Канонических же рисунков Макоши нет – это обычная женская фигура. Ещё есть один нюанс –когда фигура Макоши заменяется двумя фигурами : уточкой и селезнем – это древний символ Макоши, потому что они взлетают и в небесах зарождается новая жизнь. Сейчас говорим только исключительно о светлой Макоши, поэтому рушник это наиболее подходящее подношение Макоши.
 
У Макоши, как правило, ни волхвов ни жрецов не было, потому что Макошь почитали в каждой деревне. Именно та большуха, о которой я говорил в самом начале, она была жрицей Макоши в данной конкретной деревне. В городах волхв мог и исполнял функции жреца Макоши, но не часто это делалось – это раз, во-вторых, среди волхвов были особи женского пола . как правило, они держались очень и очень обособленно и своим статусом не светили без нужды.
Почему функции жреца Макоши исполнялись нечасто? Потому что Макоши обычно молились по домам и тупо экономически невыгодно из-за большого спектра обращений просящими. Для волхва это тоже было экономически невыгодно, потому что приходили редко и те, кто не сильно мог заплатить. В то же время к тёмной Макоши приходили, как правило, с определёнными женскими болезнями, в которых мужчина даже целитель не шибко волочёт в силу того, что он мужчина.

Женщина волхва, посвящённая Велесу, Срече и другим , кроме Макоши, богам, была очень большой редкостью и очень известна в своей местности и почиталась не меньше, чем тот бог или богиня, которой была посвящена. Обособлены были только те, кто был посвящён тёмной Макоши.
Подношения тёмной Макоши практически во всех случаях молоко и мёд. Иногда воск и очень часто этот воск использовался для энвольтирования (фигурку лепим). Кроме этого ей пригодны нитки. Не полотно уже тканое, как светлой, а именно полуфабрикат, нитки, причём наивысшего качества, которые ты только сумел сделать. Эти нитки символизировали не сколько судьбу, сколько длительность жизни, т.е. д.б. ровные и длинные. Все канонические вещи, в данном случае нитки, только природного происхождения, не синтетика. Именно тёмной Макоши нитку приносили вместе с веретеном – это требование всегда подчёркивалось.
 
Назад
Сверху