Лебединые Девы

Б

Бандеровка

Guest
db37133b75f7.jpg

Июньский вечер в облаках

Пурпуровых горел,

Спокойный лебедь в тростниках

Блаженный гимн запел.



Он пел о том, как север мил,

Как даль небес ясна,

Как день об отдыхе забыл,

Всю ночь не зная сна;



Как под березой и ольхой

Свежа густая тень;

Как над прохладною волной

В заливе гаснет день;

69bb1cf4b0b4.jpg

Как счастлив, счастлив, кто найдет

Там дружбу и любовь;

Какая верность там цветет,

Рождаясь вновь и вновь.



Так от волны к волне порхал

Сей глас простой хвалы;

Подругу к сердцу он прижал

И пел над ней средь мглы.



Пусть о мечте твоей златой

Не будут знать в веках;

Но ты любил и пел весной

На северных волнах.

(Александр Александрович Блок)
06769e5ddf6182c103f68fb1f95c8bcf645e4ff1.jpeg

Шагами, легкими как сон,
Царевна-Лебедь выступает,
На землю грешную она
Слезу безмолвно проливает.

Лишь только ночь покровы сдвинет,
Туманом легким объята,
Священным облаком сокрыта,
Внимает сердцем нам она.

Струны божественной касаясь
Своею трепетной рукой,
Зовет к любви и состраданью
И к восхожденью род людской.

Молясь Отцу за нас, за грешных,
В душе скорбя и сострадая,
Царевна-Лебедь во Вселенной
Для нас, идущих, воссияла.

В прозрачном, легком покрывале,
В потоке солнечный лучей,
В стране прекрасной Лебедия
Живет царевна. Лебедь имя ей.
(Наталья Мейн)
 
В преданиях многих народов сохранился удивительный по своей силе и глубине образ вещих красавиц с белыми лебяжьими крыльями – Лебединых Дев. Они – героини множества легенд и сказок, образ Лебедя во многих мифах становится или спутником Богов и Богинь, или их олицетворением.
db3ba65b7338.jpg

В славянской традиции Девы-Лебеди предстают в виде мудрых волшебниц неземной красоты. Считается, что изначально они олицетворяли весенние дождевые облака. В одних легендах их называют дочерьми Океана или Морского царя, в других – обитательницами или владычицами рек и озер. В каком-то смысле эти прекрасные создания сродни русалкам - Девам-Птицам (а вовсе не красавицам с рыбьими хвостами, как принято считать).
248f21539a42.jpg
 
"Лебедь", Майя Плисецкая (фильм балет 1975)

 
С детских лет мы помним один из самых чудесных сказочных образов – Царевну Лебедь из Пушкинской "Сказки о Царе Салтане…". Живет прекрасная Царевна на острове Буяне. Многие исследователи полагают, что за этим названием скрывается Буй-остров, то есть плавучий остров, и соотносят его с древнеславянским Алатырем, который также рассматривался как плавучий остров и почитался как мистический Центр Мира.
66bb8a6e9d68.jpg

В этом контексте Царевна Лебедь выступает как персонаж чрезвычайный. Ведь именно она приводит героя на трон правителя острова, а после и сама становится его женой, то есть, соправительницей. Из пушкинского повествования следует, что она обладала волшебными свойствами, легко выполняла самые трудные задачи и была в родстве с загадочным воинством, выходившим из вод для охраны сказочного заморского государства.
 


Диво дивное Царевна-Лебедь

3d350fdc1a78.jpg

Европа



Для начала вспомним, что в средневековой европейской традиции особое место занимает образ Грааля.

В большинстве легенд говорится о неприступном замке в волшебной северной стране, где и хранится Грааль, дарующий тайное знание и безсмертие. Отметим, что именно оттуда приплывает Лоэнгрин - сын Персифаля, хранителя этой великой реликвии.
Что интересно, челн Лоэнгрина запряжен лебедями.

В европейской алхимии есть стадия, называемая albedo или "белое делание". Считается, что на этой стадии происходит полное очищение души самого алхимика. Эта стадия в алхимической традиции также представлена символом Белого Лебедя.

Как уже говорилось, образ Лебединых Дев встречается во многих сказках и легендах. Они прилетают на лесные озера в виде птиц, а скинув оперение, превращаются в прекрасных дев. Герой, похитивший сброшенное во время купания оперение, либо получает выкуп, например, предсказание будущего, либо берет красавицу в жены. Такие сюжеты характерны как для славянской сказочной традиции, так и для общеевропейской.​
 
Суровые валькирии изображаются крылатыми, причем крылья эти - лебединые.
d10743c52e87.jpg

 
Русский Север

Подобные мотивы мы встречаем и в сказках народов, живущих на бескрайних просторах Русского Севера. Более того, эти народы часто считают Лебедя своим прародителем.
bdd2a5adf50b.jpg


Алтай


Этот образ волновал людей еще в глубокой древности. Так, при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае обнаружены фигуры лебедей из войлока, находки эти датируются V-III веками до н.э.



На Алтае есть и река Лебедь (приток Бии), там и сейчас живет народ-лебединцы, они также считают своим первопредком Лебедя. Вспомним также легендарную сестру Щека, Кия и Хорива, прекрасную Лыбедь. Ее именем была названа старинная река, впадающая в Днепр.


Скифия

По свидетельству византийского императора Х века Константина Багрянородного, территория южной Руси между Доном и Днепром именовалась Лебедией.

Кстати, еще римский поэт Овидий свидетельствовал, что женщины скифов умеют превращаться в лебедей при помощи каких-то зелий.


Древняя Греция

Известен и древнегреческий миф о морском божестве по имени Фаркий (сыне Геи-Земли), который взял в жены титаниду Кето. Шестерых их дочерей почитали как прекрасных Лебединых Дев.
a809a1e1e992.jpg
 
В это сложно поверить, но именно эти сказочные красавицы в греческих мифах непостижимым образом превратились в страшных Горгон. Одна из них, змееволосая и змееногая Медуса Горгона, получила наибольшую известность. Кстати, имя Медуса восходит, по мнению ряда исследователей, к общеславянскому и праиндоевропейскому слову "мед", сладкий нектар, то есть, оно родом еще из ведических времен. А в самом названии слышится 4 славянских корня: мед, гор, гон, ус(уз). Вместо этого в воображении современного человека возникает нечто медузоподобное или змеевидное. Так из памяти народа вытравляли гиперборейские образы Дев-Лебедей. То, что это - именно символ Гипербореи (древней славяно-арийской Даарии), не вызывает сомнения. Светловолосые и светлоглазые Боги Олимпа имели явно негреческое происхождение. Общеизвестно, что почитавшийся эллинами Аполлон прилетал к ним из Гипербореи в небесной колеснице, запряженной лебедями. Встречаются его изображения верхом на лебеде.
Посмотреть вложение 2675
Аполлон на лебеде
Гиперборейское происхождение также у его матери Лето (Латоны), у сестры Артемиды, и еще у целого ряда персонажей древнегреческих мифов.
 
Индия

Любопытно, что довольно часто верхом на Лебеде изображают индийского бога Брахму.
df877443aa30.jpg

Брахма на Лебеде

ce690f71fbc6.jpg

Известен также брахманический титул Парамаханса — "Великий Лебедь", а одно из мистических имен Брахмы звучит как Калаханса – "Лебедь во времени и вне времени". Мало того, один из эпитетов Брахмы – Ханса-Вахана – переводится как "колесница Лебедя".
 
Русь

В славяно-арийских ведах образ лебедя связывают с богинями Ладой и Макошь.
В Днепровской традиции с Марой Белой Лебеди.
Посмотреть вложение 2676

Их изображения часто сопровождаются изображениями лебедей. А Макошь в древнеславянской традиции вообще считается покровительницей Чертога Лебедя. А ведь в ее руках находятся нити судьбы, и она считается Матерью всех Богов и людей.

1ccbeb1562f26ae58728de1b22nx.jpg



Любопытно, что в английском языке лебедь называется словом swan, и тут сложно не заметить его перекличку с именем самой могущественной птицы русской мифологии - птицы Сва.
 
0117f44c5604.jpg

959162018e80.jpg

Созвездие Лебедя

Созвездие Лебедя еще иначе называют Северным Крестом, и с ним связанны представления, возможно, дающие самый интригующий ответ на вопрос: "Отчего образ Лебедя имеет такое широкое распространение на территории Евразии, к тому же в таком высочайшем статусе?"

Согласно древним преданиям, Предки гиперборейцев, а стало быть, и славян-ариев, прилетели на Землю в том числе, и с созвездия Лебедя. Более того, само это созвездие имеет особое значение для Солнечной системы.

Таким образом, Лебединые Девы уводят нас в незапамятную древность, причем, настолько глубокую, что даже ее истоки сегодня трудно отыскать. Но этот величавый образ живет в нашей генетической памяти, в сказаниях, легендах, в народной вышивке, в резьбе на старинных наличниках. И еще не одно поколение детей с замиранием сердца будет очаровано сказочной волшебницей Царевной Лебедь, гениально угаданной Пушкиным: "Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…"

Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

 
7480491.jpg


Над светлой гладью озера
Последний луч заката
Покинул неба синь,
И стихло всё вокруг.
Зажглась звезда. Повеяло прохладой.
И бледной краской серебра окрасил месяц луг.
Шептал камыш о чём-то увлечённо
Утихшему дневному ветерку,
Темнела даль, луна сияла
Вселяя лёгкую тоску.
И нежной тучкой невесомой
Над ярким зеркалом воды
Возникло чудное виденье,
Как образ призрачной мечты.
Так грациозно, величаво
Вторгалаясь в вечера пейзаж,
Царевна-лебедь выплывала,
Как будто сказочный мираж.
Крылом касаясь водной глади,
Купалась в лунном серебре,
И в брызгах звёзды рассыпались,
Звеня в вечерней тишине.​
 
Ведь именно она приводит героя на трон правителя острова, а после и сама становится его женой, то есть, соправительницей.
Для правления нужен и Огонь (мужской аспект силы), которым в полной мере не обладая, но понимая его необходимость в правлении царевна лебедь(вода, женский аспект силы) помогает своему суженому своими силами тогда, когда прямая неуклонная сила Огня неуместна, а уместны тихая подспудная сила воды, где каплей, где ручейком, где рекой проникает и завоевает землю для Огня, чтобы затем стать рядом с Ним, чуть позади как бы, потому как такая сила менее заметная. Ян и Инь...

Ну вот такие ассоциации пришли...)
 
С детских лет мы помним один из самых чудесных сказочных образов – Царевну Лебедь из Пушкинской "Сказки о Царе Салтане…". Живет прекрасная Царевна на острове Буяне. Многие исследователи полагают, что за этим названием скрывается Буй-остров, то есть плавучий остров, и соотносят его с древнеславянским Алатырем, который также рассматривался как плавучий остров и почитался как мистический Центр Мира.

В этом контексте Царевна Лебедь выступает как персонаж чрезвычайный. Ведь именно она приводит героя на трон правителя острова, а после и сама становится его женой, то есть, соправительницей. Из пушкинского повествования следует, что она обладала волшебными свойствами, легко выполняла самые трудные задачи и была в родстве с загадочным воинством, выходившим из вод для охраны сказочного заморского государства.
Хочу внести некоторые уточнения...

Пушкинская царевна Лебедь, образ хоть и собирательный, но восходит к вполне конкретному "историческому" персонажу.
А именно Княжна Лыбедь - сестра основателей города Киева - Кия, Щека и Хорива. Имя княжны Лыбиди упоминается в "Повести временных лет" преподобного Нестора летописца: он называет её сестрой князей-основателей Киева.

lybedj-knjazhna.jpg


Сама фигура княжны вызывает очень много вопросов, пожалуй больше чем все её братья вместе взятые. Среди письменных источников и устных преданий старины о княжне Лыбедь встречаются и полностью противоречащие друг другу. Попробуем разобраться в этом вале противоречивой информации, с тем чтобы вывести, хотя бы для себя, какую-нибудь более-менее вменяемую теорию о Лыбиди, как княжне древнего народа полян.

Некоторые историки, как прошлого, так и современности, имеют сомнения относительно самого факта существования на Руси в IV-V веке княжны по имени Лыбедь. Но мы не будем рассматривать мысли людей сомневающихся - рассмотрим мысли несомненные. Лыбедь, как и её братья, могла войти в историю не под своим собственным именем, а под прозвищем, данным ей соплеменниками. Такое возможно, и отбрасывать это сразу не стоит.
Прежде всего, воспользуемся нетленным творением преподобного Нестора Печерского - "Повесть временных лет". В этом историографическом труде Нестор, среди прочего, сообщает нам историю основания Киева. В связи с этим он упоминает княжну Лыбедь, как сестру братьев-основателей города. По Нестору братья со своей сестрой приплыли к Днепровским кручам на ладье и основали город Киев, названный в честь своего старшего брата . И, если о месте поселения братьев Нестор говорит очень чётко и недвузначно, то место жительства их сестры остаётся неясным.

Некоторые древние легенды повествуют о тереме на Девич-горе (Лысой горе современного Голосеевского района) в Киеве, воздвигнутом братьями княжны Лыбедь для неё. В этом тереме, согласно древним приданиям, она и поселилась. Поскольку других версий о месте жительства княжны нет - то, пока, мы поселим её на Девич-горе, но это может быть и не так.
Стоит отметить, что в старославянских сказках и легендах на этой самой Лысой горе или Девич-горе, а не в дремучем лесу, жила баба Яга. А почему Девич-гора, а не Бабич-гора? Потому, что гору назвали, когда баба Яга была ещё молодая, но уже вредная.

Помимо истории, поведанной нам Нестором, существует ещё великое множество древних и не очень сказаний о княжне Лыбедь. Вообщем-то они все сводятся к тому, что Лыбедь была очень горделивой дамой, отказала всем без исключения женихам и умерла в одиночестве старой девой.

При рассмотрении такого рода легенд, стоит обратить внимание на то обстоятельство, что у полян того времени существовал культ богини-праматери, а собственно в Киеве идол Макоши просуществовал вплоть до прихода христианства. Естественно, что в легендах этого особо не оговаривается не оговаривается, но культ действительно существовал, а значит были и жрецы. А кому, как не княжне, быть верховной жрицей у богини-праматери.

Возможно, княжна Лыбедь и была той самой верховной жрицей этого довольно распространённого в ранней Руси культа. По крайней мере, такой род занятий вполне объясняет её легендарную замкнутость и "горделивость". К ней отправляли сватов и приезжали свататься сами многие инородные правители - всем было отказано. Лыбедь была верна своему служению, а в претендентах на руку и сердце видела лишь врагов своего культа, этим вполне можно пояснить её отношение к сватам и женихам.

Вообще персонаж "царевна Лебедь" довольно распространённый в мифах и преданиях древних славян. Таких повествований существует великое множество, но большинство из них сходятся не только в имени царевны: "Лебедь", но и в описании её характера. В соответствии с этими легендами, Лыбедь - нелюдимое мрачное чудовище, с прекрасным телом и лицом, в конце жизни наплакавшее целую судоходную, некогда, реку, названную её именем. Понятно, что реку наплакать - невозможно, это чистейшей воды вымысел, извините за каламбур; но нелюдимость, как и внешняя красота княжны, фигурируют во всех без исключения мифах и легендах. Собственно, вокруг её красоты и странного поведения и строятся все рассказы о Лыбиди.

Кроме основной версии, изложенной Нестором Летописцем, существует великое множество альтернативных. Мы не будем рассматривать их детально, но приведём самые известные из них. В одной из таких версий говорится о том, что Лыбидь - не сестра, а дочь князя Кия, при этом совершенно ничего не говорится о её месте рождения и матери: кем она была и куда делась?..
Другая версия говорит о том, что княжна была и вовсе не княжна - а жена князя Кия.
Есть версия о том, что Лыбедь - соправительница князя Кия, на правах верховной жрицы, и в этой связи по великим праздникам делила с ним ложе. А может и со всеми братьями вместе...
Есть даже версия, что княжна была охоча до девиц, потому-то и проганяла женихов. Есть такие версии...
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть версию о полном отсутствии Лыбиди в списках живших на нашей земле. То есть - Лыбедь и не княжна: сестра или дочь; и не наложница, и вообще её никогда не было. А её образ - ни что иное, как сборный образ нескольких реально существовавших лиц или, даже, плод буйной народной фантазии.

Однако, говоря о княжне Лыбедь, нужно отметить что имя ей упоминается, пусть и в переводе, у древнегерманского хрониста Йордана. В его рассказе о жене готского правителя IV столетия Германариха - Сванхильд, что на древнегерманском собственно и означает - Лебедь, можно проследить чёткую параллель со славянскими легендами о Лыбеди, за исключение, собственно, семейного положения и кончины. Славянская Лыбедь - дева, тогда как готская Сванхильд - блудливая жена короля. Так же разнятся и сведения о смерти: славянские легенды и писания, все, как один, говорят о природной смерти: то есть от старости или болезни в довольно зрелом возрасте - а Йордан пишет о казни Сванхильд за неверность мужу, такие у немцев были нравы...

Впрочем именно Пушкинская царевна вобрала в себя образ ещё как минимум одной родовитой дамы обитавшей на брегах Днепра, однако к ней мы вернемся несколько после, а пока давайте обратим внимание на остров, на который высадился Гвидон...

img32.jpg


На да дуб обратите особое внимание!
Для южных славян это вообще дерево особое (к примеру, по сказкам и приданиям, в ветвях мистического дуба запрятана смерть Кощеева).

Однако закавыка в том, что Александр Сергеевич, волею своей поэтической, устроил знатную сказочную гибридизацию и присвоил наименование Буян (который вообще-то Рюген на Балтийском море) острову на нижнем Днепре (Хортица или Березань), хотя и честно указал по тексту: "Мимо острова Буяна в царство славного Салтана (т. е. Султана из Османской Турции).
Ну а по сообщениям византийского императора Константина IV Багрянородного на днепровском острове Св. Георгия (Хортица) рос огромный дуб, которому древние русы (проплывая по какой надобности мимо), приносили в жертву домашнюю птицу, кладут мясо и хлеб, оставляют стрелы...

Кроме того в и нашем контексте, Хортица интересна и примечательна еще и тем, что остров (из той же "Повести временных лет") помнит киевских князей Аскольда и Дира, Олега (прибивателя щита к Царьградским воротам), а так же Игоря и княгиню Ольгу, которая (с невольной подачи Карамзина) послужила для Александра Сергеевича ещё одним пазликом в образе его царевны Лебедь.

А ещё в приплавневой части острова буквально с незапамятных времен был военный форпост русичей-бродников, которые контролировали движение как через Протолчий брод в частности так и по водным артериям Древне Руси вообще. И которых, на основании исторических реалий, со всей ответственностью можно назвать, "тридцатью тремя" наемными богатырями...
 
Эффект Наама Сат Пуруши таков, что Лебедь не приходит в мир снова. Определенно он идет к Сат Пуруше! Дхарам Дас, это походит на природу черепахи.
Души придут к своему дому, как молодые черепахи; Посыльные Ямы будут смотреть на них и - становясь слабыми - не подойдут

к ним. Становясь бесстрашными, Лебеди пойдут, повторяя Сат Наам. Лебеди воссоединятся со своей семьёй и все посыльные Ямы будут стоять там беспомощно.

КУПЛЕТ

Местожительство Счастья, где Лебеди будут жить счастливо - драгоценность; и все Лебеди, смотря на Сияние Формы Сат Пуруши, станут счастливыми.
 
Сат Наам

Это первоначальное имя Бога-в-действии, великой движущей силы всего творения. Апостол Иоанн говорит об этом:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.

Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть,

что начало быть.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков;

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Иоанн, 1:1-5

Мусульмане называют его Кальма и заявляют, что 14 Табак, или подразделений, на которые, как они считают разделена Вселенная, были созданы Им. Индусы называют его Наад и приписывают ему проявление 14 Бхаван, или областей. Сикхские священные писания называют его Шабд или Бани, Упанишады говорят о нем как об Удгит, а Веды дают ему Имя Шрути или Акаш Бани. Святые называют его Наам или Шабд, и нет такого места, где бы ни ощущались его вибрации. Этот Наам или Сат Наам является контролирующей силой вселенной. Это великая цементирующая сила, посредством которой различгэные элементы, столь различные по природе, удерживаются вместе в чудесной мозаике многоцветного свода вселенной. Это — струна жизни, проходящая через все творение и, таким образом, связующая нить между Творцом и Его творением.

Кабир Сахиб говорит:

Рам Наам — единственная Реальность,

И все иное подвержено упадку и растворению.

Всегда медитируйте и концентрируйтесь на этой Реальности,

Ибо смерть не знает календаря и может напасть на вас

В любой момент дома или за границей

Со своими убийственными челюстями.



Только за того, кто знает Наам, как я бы хотел, чтобы он

Делал, за того я держусь и поддерживаю его до конца.

Естественная внутренняя музыка постоянно течет сама,

Но только редкая душа знает об этой связи;

Всепроникающий дух течет через каждую пору тела.

Истинный Симран состоит в постоянной настроенности души на внутреннюю музыку, без какой-либо внешней помощи (губ, языка, горла или сердца).

Тот, кто контактирует с этой скрытой драгоценностью —

Наш истинный друг.

Кабир

Всепроникающий дух Бога спасает от рождений и смертей.

Связь со Словом переправляет через море жизни.

Гомд, М.5

Это — “Голос Безмолвия”, как теософы описывают его, так как он может быть услышан только в безмолвии души. Элан витал, или токи жизни, могут ощущаться во внутренних глубинах разума. Это нечто субъективное, оно может быть пережито и ощущено только внутри, по доброте какого-либо Мастера..
 
zh_M0B4Yyl.jpg

Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди
 
Клара Кадинская. Ария Царевны Лебедь
 
Сказка о Царе Салтане. "Мосфильм"
 
Назад
Сверху