Благодать
Lionne
- Регистрация
- 20 Сен 2019
- Сообщения
- 17.736
- Реакции
- 7.361
- Баллы
- 113
Решила выделись в отдельную тему этот праздник))
КУПАЛА (КУПАЛО)
Если по обрядам и сохранившимся описаниям мы можем восстановить первоначальный образ Ярилы, то имя Купала осталось только в названии народного праздника Ивана Купалы, отмечаемого в ночь на Рождество Иоанна Крестителя (7 июля ст. ст.) Сведения о том, что Купала – действительно имя божества, а не просто название праздника, содержатся лишь в поздних средневековых источниках, в частности, в Густынской летописи XVII века: «Сему Купалу память совершают в навечерие Рождества Иоанна Предтечи… с вечера собирается простая чадь (простые люди) обоего полу и сплетают себе венцы из съедобных трав или корений и, препоясавшись растениями, разжигают огонь, где поставляют зелёную ветвь, и, взявшись за руки, около обращаются окрест огня. Распевают свои песни, через огнь перескакивают, самых себя тому же бесу Купалу в жертву приносят. И когда нощь мимо ходит (проходит), тогда отходят к реке с великим кричанием…умываются водой». В книге «Синопсис, или Краткое собрание от разных летописцев о начале Славяно-Российского народа…Иннокентия Гизиеля», изданной в Киеве в 1673 году, Купала прямо назван богом.
Языческие обычаи, связанные с праздником Купалы, естественно, строго порицались церковью, поэтому в том же XVII веке среди вопросов, которые священник был обязан задать верующему на иповеди, был и такой: «К Рождеству праздника Иоанна Предтечи бесчиния какова и плясания не творил ли? В лес по траву и корение не ходил ли?»
БОЖЕСТВО ЗЕМНЫХ ПЛОДОВ
Купало – божество земных плодов, лесных трав и цветов. Представляли его как в образе женщины, так и мужчины. Имя Купала имеет очень древнее происхождение, оно восходит к индоевропейскому глаголу, имевшему значение «кипеть, вскипать, страстно желать» и родственно, например, имени римского бога любви Купидона. В русском языке этот корень сохранился в слове «кипеть» («волноваться, бурлить, пениться»), в болгарском – в слове «кипя» («бродить (о вине), подниматься (о хлебе)»). Таким образом, значение имени божества говорит о его связи с плодородными и производительными силами природы и с горячим солнцем, источником жизни. Об этом же свидетельствует и время, на которое приходится праздник Купалы – дни летнего солнцестояния, когда цветение природы достигает своего пика. С течением времени древнее значение имени божества забылось, и слово стали возводить к современному «купаться».
Неслышными шагами проходит Купала по земле, и благоухает на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами. Появление Купалы – настоящий праздник. Почётные старцы трением двух дубовых палочек добывают живой огонь и возжигают костры. Пылают они, словно палица Перуна. Горячие искры звёздами рассыпаются в небе. Берутся за руки юноши, скачут через огонь, а девицы в праздничных нарядах и лентах, опоясанные свитыми из душистых трав кушаками, с венками на головах водят вокруг костров хороводы, купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало:
Купало, Купало!
Где ты зимовало?
«Летовало во лесе,
Зимовало в вересе!»
В чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут между собой тихие, шелестящие беседы. Тоскуют о чём-то своём травы. Лопочут звери. И все друг друга понимают.
ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК НА РУСИ
День Ивана Купалы соединил в себе народные гулянья и глубокий сакральный смысл – этот праздник воспевает время года, когда Солнце набирает полную силу, и мужское начало, которое оно олицетворяет, соединяется с женским. Считается. Что в день Купала происходит соединение Неба и Земли, Огня и Воды. Это главный летний праздник народного сельскохозяйственного календаря. Совпадение праздника с днём летнего солнцестояния ( с 23 на 24 июня по новому стилю) подразумевает его восприятие как пограничную дату, с которой начинается постепенное уменьшение светового дня.
Наши предки-славяне встречали «расцвет природы» особыми ритуалами. Приготовление к празднику начиналось за несколько дней. Совершаемые накануне и в день Ивана Купалы обряды связаны с оберегательной магией и направлены на предохранение от возможных козней нечистой силы. Одетое в праздничные одежды чучело ставили на высоком месте поблизости от деревни. Вокруг него раскладывали подношения, а по вечерам водили хороводы. В ночь под праздник собирали цветы и плели из них венки, разжигали многочисленные костры, через которые должны были прыгать участники обряда. Считалось, что чем выше прыжок, тем выше вырастет хлеб. Также сжигали установленные на деревянных столбах колёса (символ солнца), купались в реках и озёрах. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
Когда заканчивался праздник, чучело Купалы топили в реке или сжигали. Наши предки были уверены, что огонь обеспечивает здоровье и плодородие. Поэтому через огонь прыгали не только девушки, но и женщины, которые хотели родить ребёнка.
Праздник Купалы отмечался практически у всех славянских народов. В частности, в Латвии в этот день празднуют Лиго, ритуал которого практически ничем не отличается от купальского.
В купальских обрядах черты народного православия соединились с представлениями европейской демонологии. На Украине в этот день кипятили на костре кастрюлю с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить её подойти к костру. Если девушка не могла перепрыгнуть через костёр, её считали ведьмой.
Символика и сюжеты купальских обрядов неоднократно использовались в литературных произведениях (повесть Н.В.Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы», поэма А.Мицкевича «Дзяды»).

Admin
Дата регистрации : 2014-07-04
КУПАЛА (КУПАЛО)

Если по обрядам и сохранившимся описаниям мы можем восстановить первоначальный образ Ярилы, то имя Купала осталось только в названии народного праздника Ивана Купалы, отмечаемого в ночь на Рождество Иоанна Крестителя (7 июля ст. ст.) Сведения о том, что Купала – действительно имя божества, а не просто название праздника, содержатся лишь в поздних средневековых источниках, в частности, в Густынской летописи XVII века: «Сему Купалу память совершают в навечерие Рождества Иоанна Предтечи… с вечера собирается простая чадь (простые люди) обоего полу и сплетают себе венцы из съедобных трав или корений и, препоясавшись растениями, разжигают огонь, где поставляют зелёную ветвь, и, взявшись за руки, около обращаются окрест огня. Распевают свои песни, через огнь перескакивают, самых себя тому же бесу Купалу в жертву приносят. И когда нощь мимо ходит (проходит), тогда отходят к реке с великим кричанием…умываются водой». В книге «Синопсис, или Краткое собрание от разных летописцев о начале Славяно-Российского народа…Иннокентия Гизиеля», изданной в Киеве в 1673 году, Купала прямо назван богом.
Языческие обычаи, связанные с праздником Купалы, естественно, строго порицались церковью, поэтому в том же XVII веке среди вопросов, которые священник был обязан задать верующему на иповеди, был и такой: «К Рождеству праздника Иоанна Предтечи бесчиния какова и плясания не творил ли? В лес по траву и корение не ходил ли?»
БОЖЕСТВО ЗЕМНЫХ ПЛОДОВ
Купало – божество земных плодов, лесных трав и цветов. Представляли его как в образе женщины, так и мужчины. Имя Купала имеет очень древнее происхождение, оно восходит к индоевропейскому глаголу, имевшему значение «кипеть, вскипать, страстно желать» и родственно, например, имени римского бога любви Купидона. В русском языке этот корень сохранился в слове «кипеть» («волноваться, бурлить, пениться»), в болгарском – в слове «кипя» («бродить (о вине), подниматься (о хлебе)»). Таким образом, значение имени божества говорит о его связи с плодородными и производительными силами природы и с горячим солнцем, источником жизни. Об этом же свидетельствует и время, на которое приходится праздник Купалы – дни летнего солнцестояния, когда цветение природы достигает своего пика. С течением времени древнее значение имени божества забылось, и слово стали возводить к современному «купаться».
Неслышными шагами проходит Купала по земле, и благоухает на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами. Появление Купалы – настоящий праздник. Почётные старцы трением двух дубовых палочек добывают живой огонь и возжигают костры. Пылают они, словно палица Перуна. Горячие искры звёздами рассыпаются в небе. Берутся за руки юноши, скачут через огонь, а девицы в праздничных нарядах и лентах, опоясанные свитыми из душистых трав кушаками, с венками на головах водят вокруг костров хороводы, купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало:
Купало, Купало!
Где ты зимовало?
«Летовало во лесе,
Зимовало в вересе!»
В чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут между собой тихие, шелестящие беседы. Тоскуют о чём-то своём травы. Лопочут звери. И все друг друга понимают.
ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК НА РУСИ
День Ивана Купалы соединил в себе народные гулянья и глубокий сакральный смысл – этот праздник воспевает время года, когда Солнце набирает полную силу, и мужское начало, которое оно олицетворяет, соединяется с женским. Считается. Что в день Купала происходит соединение Неба и Земли, Огня и Воды. Это главный летний праздник народного сельскохозяйственного календаря. Совпадение праздника с днём летнего солнцестояния ( с 23 на 24 июня по новому стилю) подразумевает его восприятие как пограничную дату, с которой начинается постепенное уменьшение светового дня.
Наши предки-славяне встречали «расцвет природы» особыми ритуалами. Приготовление к празднику начиналось за несколько дней. Совершаемые накануне и в день Ивана Купалы обряды связаны с оберегательной магией и направлены на предохранение от возможных козней нечистой силы. Одетое в праздничные одежды чучело ставили на высоком месте поблизости от деревни. Вокруг него раскладывали подношения, а по вечерам водили хороводы. В ночь под праздник собирали цветы и плели из них венки, разжигали многочисленные костры, через которые должны были прыгать участники обряда. Считалось, что чем выше прыжок, тем выше вырастет хлеб. Также сжигали установленные на деревянных столбах колёса (символ солнца), купались в реках и озёрах. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
Когда заканчивался праздник, чучело Купалы топили в реке или сжигали. Наши предки были уверены, что огонь обеспечивает здоровье и плодородие. Поэтому через огонь прыгали не только девушки, но и женщины, которые хотели родить ребёнка.
Праздник Купалы отмечался практически у всех славянских народов. В частности, в Латвии в этот день празднуют Лиго, ритуал которого практически ничем не отличается от купальского.
В купальских обрядах черты народного православия соединились с представлениями европейской демонологии. На Украине в этот день кипятили на костре кастрюлю с иголками, чтобы причинить ведьме боль и заставить её подойти к костру. Если девушка не могла перепрыгнуть через костёр, её считали ведьмой.
Символика и сюжеты купальских обрядов неоднократно использовались в литературных произведениях (повесть Н.В.Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы», поэма А.Мицкевича «Дзяды»).

Admin
Дата регистрации : 2014-07-04