КОЛЯДА

Регистрация
20 Сен 2019
Сообщения
17.228
Реакции
7.176
Баллы
113
Думаю, что про этот праздник тоже можно сказать много интересного))


Коляда - один из шестерых сыновей Сварога

original.jpg


Это слово, наряду с «каляда» и «колядка» чаще трактуется в энциклопедиях славянской мифологии, как «песня величально-заклинательного характера, сопровождающая святочный обходный обряд». Гораздо реже можно встретить информацию о том, что Коляда – это один из шестерых сыновей бога Сварога, которых называли Сварожичами, то есть детьми Сварога. И дедами Славян. У каждого из них, как известно, были свои функции. Коляда вращал круг времён, отсюда слово «Календарь» (Коляды дар).

Знали славяне своего прадеда Сварога, почитали и «дедов»-богов – Даждьбога, Велеса, Перуна и других. А кто же «отцы»? На зимний праздник Коляды ходили они по сёлам, заглядывали в каждый дом, пели песни и требовали подарков. Это три брата, одетые в бараньи кожухи, вывернутые наружу. В белом кожухе – Белое Руно: он был хозяином утреннего света. В рыжем кожухе – Рыжее Руно, он дарил своим детям золотой солнечный свет. В чёрном кожухе – Чёрное Руно – повелевал ночной тьмой. Они ближе всех к людям, появляются перед ними, сменяя один другого, - это Утро, День и Ночь. Зимой ли, летом ли, в хорошие времена или плохие, отцы всегда со своими детьми.
Традиция колядования представляет собой одну из обрядовых форм равноправного контакта, диалога и обмена между «мирами» человека (социума, культуры) и природы. Этот магический обряд обычно совершался в рождественский сочельник, рано утром в Рождество или в день наступления Нового года, реже - накануне Крещения, то есть в моменты, осмысляемые в народном сознании как рубежные, переходные от старого времени к новому.

Слово «коляда» известно всем славянским и некоторым другим европейским народам. Оно восходит к латинскому слову «calare», означающему «выкликать». В Древнем Риме существовал обычай выкликания главным жрецом первого дня каждого нового лунного месяца, здесь же «календами» назывались первые десять дней каждого месяца. Некоторые склонны именно со словом «календы» связывать происхождение слова «календарь».
 
СИМВОЛЫ СМЕНЫ ВРЕМЕННЫХ ЦИКЛОВ

Колядой (по другому Васильев вечер) называли канун Нового года, который приходился на 31 декабря. Название «Коляда» связано с воплощением новогоднего цикла и одноимённым мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов.

У некоторых славян ещё в XIX веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесённый в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских.
Солома и не обмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника Рождества. Они знаменовали собой пробуждение и оживление творческих сил природы, которые просыпаются за поворотом солнца с зимы на лето. Садовые же ратения и плоды, а также подсолнечные зёрна считаются в народной мифологии символом оплодотворяющего землю дождя.

У хорватов было принято изготавливать куклу «колед», которую колядующие носили с собой из дома в дом.

Кутья, или каша, разведённая мёдом, также имела символическое значение. Она знаменовала собой плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подавалась с маслом). Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась в благоговейной тишине и почти молитвенном настроении, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдёргивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыплёнком, чтобы хорошо водились куры.
 
ЗАГАДОЧНАЯ КОЛЯДА И МОГУЧИЙ КОЛЯДА

091016_2158_43.jpg


«Коляда» - слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей народного быта и приводившее их к самым противоречивым заключениям. Так, на севере называли колядою рождественский сочельник, колядованием – обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии колядой называли подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных областях называли этим именем сам праздник Рождества и даже все Святки. «Колядовать» на белорусском наречии означает – славить Христа. Но в устах смоленского мужика оно имело совсем иное значение – побираться, просить милостыню – утрачивая, таким образом, даже свой настоящий смысл.

В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. У русского народа упоминание о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках, которые отличались большим разнообразием и зачастую свидетельствовали о глубокой древности своего происхождения.
 
КОЛЯДОВАНИЕ

1463949_402132816586118_1698381978_n.jpg


Происхождение этого магического святочного обряда уходит корнями в глубокую древность. Ещё в языческие времена несколько раз в году славяне производили заклинание злых духов.

Из колядования выработался интересный обычай «цыганичанья», который состоял в том, что в первые два дня великого праздника молодые девушки, одевшись в разноцветные и сшитые не по росту платья, накидывали себе на плечи большие распущенные платки (на манер цыганского костюма) и ходили по дворам и домам одни – с гармонью и балалайкой в руках, а другие – с лукошками. Вся эта весёлая ватага распевала цыганские песни, играла, плясала и выпрашивала всё, что попадётся на глаза. Причём, в случае отказа хозяев, «по цыганской совести» бесцеремонно тащили всё, что плохо лежит. Часто случалось, что эти русские «цыганки» уносили разные вещи у своих соседей, но соседи редко обижались и обыкновенно предлагали выкуп за своё добро. На вырученные деньги девушки покупали себе гостинцев на весь праздник. Причём, обычай запрещал, чтобы на накалядованные деньги покупалось что-нибудь полезное.

Ходили по домам и смешанными группами. Собравшаяся в назначенное время группа колядовщиков выбирала мехоношу (несущего мешок) и направлялась к краю деревни. У первого дома обходчики останавливались под окном и кричали: «Хозяин с хозяюшкой, можно ли коляду покликать?» Получив разрешение, колядовщики начинали поздравительную песню, в которой крестьянский дом назывался теремом, а хозяин с хозяйкой и детьми сравнивались с месяцем, солнцем и частыми звёздочками.

Наиболее устойчивые названия колядных песен («коляда» или «колядка» - общеславянские, «овсень» или «таусень» и «виноградье» - русские) получены ими по постоянным припевам или рефренным восклицаниям, повторяющимся после каждой строки («Коляда! Коляда!», «Овсень!», «Виноградье красно-зелёное!»).
 
Коляда вращал круг времён, отсюда слово «Календарь» (Коляды дар).
Слово "календарь" ведет свое происхождение от древне-римского слова "календа" сиречь первый день месяца. А латынь примерно на тысячу лет постарше чем первое упоминание о славянах. О каком коляде-даре может идти речь? На Руси до 20 века вместо слова календарь употреблялось слово "численник". Первый звоночек.
А кто же «отцы»? На зимний праздник Коляды ходили они по сёлам, заглядывали в каждый дом, пели песни и требовали подарков.
Колядование изначально совпадало с Велесовыми днями и изображались там звери спутники Велеса - Медведь, Ворон, обязательно Коза (та самая коза-дереза из сказок) ... всех перечислять не буду, а вот баранов, да еще в количестве трех штук никогда не было. Бараны это те, кто эту белиберду придумал. Второй звоночек.
Слово «коляда» известно всем славянским и некоторым другим европейским народам. Оно восходит к латинскому слову «calare», означающему «выкликать».
Не буду комментировать, только один вопрос - если римляне взяли у славян "календарь" то славяне взяли у римлян коляду? Автор забыл о том, что он вещал двумя абзацами ранее, про коляду-дар, так что ли? Третий но далеко не последний звоночек.
@Lionne может стоит сделать для сетевых фантазий отдельный подраздел? На моем форуме таковой есть под названием "Из архива Карла Брехунштейна"
 
может стоит сделать для сетевых фантазий отдельный подраздел?
Это как раз не сетевые фантазии) Из разных серьезных книжек было взято в свое время. После - я уже не уточняла такие моменты. За комментарии благодарю, однако продолжу выкладывать то, что тогда насобирала. Может совместно что-то интересное и навояем ;)
 
ДАРЫ КОЛЯДОВЩИКАМ

Славильщиков крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх . Делалось это, по поверью, для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнёздах и выводили больше цыплят. Всех остальных оделяли мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками.

Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивлм, чаем, сахаром, дентгами.

В Поволжье и южнорусских губерниях было принято благодарить «свиными ножками» (окороками), «кишками» (колбасами, начинёнными гречнеыой кашей, нередко – с добавлением рубленой говядины), кусками варёного мяса или ветчины. В Вятской губернии из дома, в котором жида девушка на выданье, колядующим обязательно подавали свиную ногу и пирог с мясом.

Полученные от колядования деньги и продукты использовались на общие нужды коллектива обходчиков. Так, в деревнях Архангельского уезда, местами в Поморье и Обонежье в начале XX века девушки ходили «славить» и петь виноградье, чтобы оплатить избу для святочных игрищ. Изба стоила от 30 до 60 рублей, поэтому девушки накануне Рождества ходили и по своей, и по соседним деревням, чтобы получить побольше денег. Вырученные деньги они отдавали хозяйке или хозяину избы, а калачи делили между собой. На второй день Рождества девушки пели виноградья уже только в своей деревне, а делёж калачей и рождественских козуль незаметно переходил в посиделку. Во Владимирской губернии из полученных в дар натуральных продуктов колядовщики в день Нового года стряпали себе кушанья и устраивали общую трапезу.

Местами в Вологодской губернии во время колядования, устраивавшегося детьми под Новый год, просили подать не угощение, а лучину, которую затем сжигали посреди деревни. В таком случае при обходе пели:

…Дайте лучинки
На Новый год,
Старым посидеть,
Малым поиграть,
Потешиться,
Поорешиться!
Кто не даст лучинки –
Тому сосновый гроб!

В Кадниковском уезде Вологодской губернии мальчишки 7-10 лет собирали лучину для освещения помещения, в котором проводились святочные игрища, и распевали такие песни:

Коляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор среди Москвы,
Середь каменной.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища…

Если лучины дали, то в благодарность ещё пели: «Спасибо, кума, лебедь белая моя, ты не праздничала, на базар гулять ходила, себе шёлку накупала, ширинки вышивала, дружку милому отдавала. Дай тебе, Господи, сорок коров, пятьдесят поросят, да сорок курочек…» Если же лучины не дали, то пожелания принимали совсем другой характер: «Дай же тебе Господи – одна корова и та нездорова, по полю пошла, и та пропала».
 
Из разных серьезных книжек было взято
Это писания хиневичей и шемшуков серьезная литература? Тады ой ...
однако продолжу выкладывать то, что тогда насобирала. Может совместно что-то интересное и навояем
Это вряд ли, коляда-дары и детки сварога в количестве трех баранов вызывают у меня стойкую тошноту.
@Lionne, то что этнография это серьезно, то что "коляда крутит коло" это горячечный бред...как второе воспоследовало из первого смогут разобраться лишь психиатры ...наверное.

Всё!!!Капец!!! Всем на выход!!!
Не спеши. Это я пойду на выход.
 
Это писания хиневичей и шемшуков серьезная литература?
Значит они тоже черпали информацию из одного источника)

то что этнография это серьезно, то что "коляда крутит коло" это горячечный бред...как второе воспоследовало из первого смогут разобраться лишь психиатры ...наверное.
Но ведь откуда-то все к нам пришло и даже прижилось...
 
Значит они тоже черпали информацию из одного источника)
Хиневич черпал вдохновение на дне бутылки с водным раствором С2Н5ОН. О Шемшуке подробнее здесь -
Но ведь откуда-то все к нам пришло и даже прижилось...
А вот теперь вопрос - обязательно надо искать откуда пришло? Значит ли это что сиволапые славяне сидючи на елках и держась хвостами сами придумать ничего не могли и терпеливо ждали цивилизаторов из Индии, Египта, Рима...так что ли?
 
@Яромир думаю, что и у Хиневича были вполне себе благородные причины, чтобы откопать что-то. Это потом он пошел меркантильным путем. Мне же тоже не хватало информации...

Насчет остального. Ну, по официальным данным мы слезли с дерева))

Знаете, я уверена, что любая информация должна быть изучена. А вот провести анализ и выбрать подходящее - придется самостоятельно каждому
 
А вот провести анализ и выбрать подходящее - придется самостоятельно каждому
Выбрать подходящее или выбрать соответствующее реальности? Все таки две большие разницы, как говорят в Одессе ...
И второй вопрос - который из первых 4-х постов темы этот анализ сможет выдержать по вашему мнению?
 
@Яромир понимаете, все, что касается славянского язычества не может считаться истиной. Ну, для меня точно. Времени много прошло, источники под вопросом, доказательств практически нет. Уничтожили все что смогли... Мы лишь можем предположить то или иное развитие тех далеких событий. Именно поэтому я перестала писать...
Не вижу смысла, к сожалению.
Потому и предложила озвучить Вам свое видение
 
А вот теперь вопрос - обязательно надо искать откуда пришло?
Хороший вопрос...Как по мне, так просто глупо искать откуда всё появилось,ибо сколько бы кто то не рылся в прошлом,всегда найдутся как подтверждения , так и опровержения. Остаётся только выбрать одну из множества версий ,более менее ложащуюся на картину своего мира,и придерживаться её. Ну а верх глупости,это отстаивать эту свою выбранную версию,ибо как было на самом деле не знает ни кто,и никогда не узнает,ну если только изобретут машину времени и тогда всё встанет на свои места.
 
@Lionne, я с вами соглашусь в том плане, что нужна машина времени, о которой грезит @Леший ... но что самое смешное, если к машине времени приложить еще и вездеход, на котором объехать пару-тройку славянских племен того времени, то вы услышите столько версий пантеона сколько сделаете остановок... все так, но ведь логику никто не отменял, не так ли?
Это я к тому что на вопрос -
вопрос - который из первых 4-х постов темы этот анализ сможет выдержать по вашему мнению?
вы ответить не захотели. Оно понятно что ответ очевиден - первый пост фантазия целиком. Но! пост подан в утвердительном ключе и заглавным в теме. Для большинства читающих паблики этого достаточно и понеслось тиражирование фантазий. Зачем? Заполнить свободное место...ну так сделайте это с пользой, сделайте оговорку хотя бы, о большем не прошу.
я перестала писать
Я тоже, уже поднадоело. Когда попадается один и тот же бред на разных пабликах и что самое смешное бред тиражируется, а опровержение нет.
Потому и предложила озвучить Вам свое видение
За "богаколяду" я забанен на 3 ресурсах, да, только за то что написал что "богколяда" выдумка от первой до последней буквы. ВЫДУМКА. Желаете забанить за попытку заставить подумать - да нет проблем отвечаю я тамошним админам. Чуть ранее идейные предки таких мракобесов скакали с факелами вокруг костров....
 
ну так сделайте это с пользой, сделайте оговорку хотя бы, о большем не прошу.
Оговорку, что это было давно и не правда?))

Я тоже, уже поднадоело.
Вы Волх, Вам положено. А я всего-лишь практикую с аватарами)

За "богаколяду" я забанен на 3 ресурсах, да, только за то что написал что "богколяда" выдумка от первой до последней буквы. ВЫДУМКА. Желаете забанить за попытку заставить подумать - да нет проблем отвечаю я тамошним админам. Чуть ранее идейные предки таких мракобесов скакали с факелами вокруг костров....
Будьте уверены - здесь Вас никто не забанит за это ;)
Ибо сама скептически отношусь к тому, что когда-то писала, собирая с различных источников. Но, есть вещи интересные, потому и добавила на этот форум.
Однако, это совсем не значит, что нет альтернативной т.з.
Я лишь "за" свежие идеи и мысли.
 
Оговорку, что это было давно и не правда?))
Если этот текст ваш, то просто одно заклинание - все имхо.
Вы Волх, Вам положено.
Знаю, но это не отменяет того, что надоело.
Однако, это совсем не значит, что нет альтернативной т.з.
Альтернативная т.з. завсегда хорошо но если это выверено.
А я всего-лишь практикую с аватарами)
Не помню писал здесь об этом но не откажу себе в удовольствии еще раз процитировать Игоря Грея - "Так чего проще, сходи и спроси" и добавлю только - проверь ответ. Вот и все и тогда моя т.з. будет просто не нужна, ответ будет от первоисточника.
 
Если этот текст ваш, то просто одно заклинание - все имхо.
А как быть, если это сборник из разных источников? Я не могу сказать, что все сама придумала)

но если это выверено.
Вот с этим проблемы. Я не жила в те времена)

Вот и все и тогда моя т.з. будет просто не нужна, ответ будет от первоисточника.
Видимо я еще не на том уровне, чтобы общаться на равных) Прошу - помогают. Для меня этого выше крыши, если честно)
 
Назад
Сверху