Гордыня, гордость

Б

Бандеровка

Guest
Чем гордость отличается от гордыни?
Иногда слова «гордость» и «гордыня» справедливо употребляются как синонимы. Между тем в ряде случаев они имеют расхожие, а иногда и взаимно контрастные значения.

Так, гордыня может означать не просто гордость, но подчеркнуто высокую степень этого вида греха (греховного расположения души).

С другой стороны, слово гордость может употребляться, к примеру, не в смысле самовозвеличивания, а в значении радостной удовлетворенности (ср.: гордиться Отечеством); слово же «гордыня» имеет нравственно негативный окрас и в подобном контексте не употребляется.

Главные признаки гордости и тщеславия:

  • обидчивость
  • гневливость
  • осуждение, невысокое мнение об окружающих
  • навязывание своей воли, стремление к спорам, самонадеянность
  • любовь давать советы, вмешиваться в чужие дела
  • печаль от малейших неуспехов, несбывшихся планов
  • зависть
  • мнительность
  • мстительность
  • перфекционизм
  • стремление браться за всё, во всё вмешиваться
  • нежелание слушать и принимать увещевания, обличения и советы
  • болезненное переживание критики
  • самооправдание
  • потребительское отношение к Богу, Церкви и людям
  • искажение Учения Церкви, опора исключительно на свой разум
  • искание похвал
  • отсутствие авторитетов, надменность
  • неумеренность в желаниях
  • стремление много и подробно рассказывать о себе
  • стремление казаться оригинальным, удивлять, острить
  • жажда интереса к своей персоне от других
  • старание пройти вне очереди, получить лучшее
  • перекладывание ответственности за свои страдания на других
  • трудность самому попросить прощения и простить кого-либо
  • стремление к непомерным подвигам
 
Признаки гордости душевной
прот. Сергий Филимонов
Борьба со страстями


Первый признак гордости – мерить другого своей меркой.
Когда мы поступаем так, это показывает, что в нас нет великодушия. А всего-то и нужно, что постараться не осудить другого человека, не раздражаться, а принять его таким, какой он есть.
Второй признак гордости – «само-»
Для борьбы с гордостью могу привести вам дивную молитву, которая помогает собственное «я» опустить на дно своего сердца, утопить в сочувствии другому. Вот эта молитва: «Господи, научи, чтобы не меня понимали, а чтобы я других понимал».

Вы жалуетесь: «Меня жена не понимает, дети не понимают, на работе не ценят, никто не слышит». Слышите? Вот оно, наше «я», «меня», «мне» – вот оно вылезает из души.

Эта вот приставка «само-» и есть второй признак гордости: самоублажение, саможаление, самолюбие, самоволие.

С этой приставки начинается действие в человеке гордости. Я самолюбив и ценю себя: «Другие-то и в церковь редко ходят, и молятся слабенько, не то, что я, добропорядочный христианин. Я полон саможаления, и потому не встаю на молитву – я устал. Я не хочу оказать помощь ближнему, ведь и сам я бедный, несчастный, мне так жалко себя. У меня все болит, я недавно переболел, зачем мне идти в церковь? Мне надобно лежать и восстанавливаться, пускай другие, дураки, по морозу в храм тащатся и там поклоны бьют, раз не понимают, какими тяжелыми заболеваниями будут впоследствии страдать, и не жалеют себя». Вот она, вторая ипостась гордости человеческой.


 
Третий признак гордости – своехотение
Кроме «само-» есть еще и «свое-»: своеволие, своечиние. Человек гордый проявляет себя тем, что не слушается начальства, не выполняет благословение духовника, вершит самочиние и своеволие. Это особенно характерно для новоначальных христиан. «Буду делать так, как считаю нужным, так, как хочу. Как я вижу, а не так, как меня учат, не так, как предписывает инструкция на работе, не так, как говорит начальник. Может, он дурак, не понимает ничего. А я умный, я понимаю. Я тут давно работаю, а его прислали из другого города…»

Гордый не желает учиться у Церкви, у духовника, у старших, у опытных и бывалых людей: «Я своей головой буду пробивать стену и изобретать велосипед, но не пойду к тому, кто уже двадцать лет живет в браке, кто с самого начала работает на этом производстве, кто давно поет на клиросе. Я буду сам, по своему разуму, по книжкам!» Вот признак горделивого человека. Он не советуется, он не обращается за помощью, он не старается понять, что, почему и где происходит.
 
Судя по текстам, что я заметил так то что гордость зачастую является и двигателем прогресса. Человек хочет идти новым, нестандартным , непринятым в социуме путём. Причём невтягивая в него никого, если ошибится . Думаю это ещё и показатель некой смелости, готовности идти на риски.
 
Гордится достигнутыми результатами на мой взгляд не так уж и плохо. Занял первое место на Олимпиаде после долгих годов треннировок. Результат который очень мало кто достигает. Почему бы и непогордиться собой ?

Думаю гордость осуждается именно другими из за зависти тому кто достиг тот результат, который неполучилось им достигнуть . Но признать свою зависть трудно, легче ведь обвинить в гордыне того кому завидуешь.
 
Гордыня всегда базируется на глубинной внутренней уязвлённости. Недаром, гордыню называют матерью всех грехов, она - благодатная почва для всех остальных. Гордыню и гордость всё же я бы разделил, отличия есть и они существенны. Гордыню выдаёт самость, бесконечное яканье, возведение себя на пьедестал и обожествление. Если гордость легко проецируется на других людей, страну, народ, достижения и тому подобное, то гордыня начинает все процессы через я. Гордость констатирует положение и достижения, отмечает сильные стороны и качества и не зацикливается больше на этом. Гордыня, человека же, не отпускает никогда. Ещё одно свойство гордыни - агрессивность, она не терпит конкурентов, выращивает зависть и искажённые амбиции, направленные не на достижения необходимых целей, а именно на доказывания себе и окружающим собственной исключительности.
Гордыня проявляется и очень контрастной самооценкой, это постоянные прыжки, от стадий "я ничтожество", до стадии "я бог". Гордыня является одним из самых сильных негативных мотиваций, двигателей, источников энергии, но, не сама по себе, как источник, а, как преобразователь. Самая близкая аналогия этому явлению - сущность паразит, питающаяся соками организма, но, защищая и продвигая себя, косвенно приносит "пользу" носителю. Это заблуждение, ничего дать она не может, кроме бешеной стимуляции, направленной на деструктив.
Любой "смертный грех" это глубинное искажение, он и называется так потому, что переносится сквозь жизнь и не покидает человека даже по ту сторону. Это не проступок и не ошибка, это болезнь, которую очень непросто излечить, хотя, вполне возможно. Правда, человек - существо коллективное, как по строению, так и по проецированию кармических проявлений. Поэтому, не исключено, что человек, ставший воплотителем этого изъяна, одновременно и шанс и надежда для окружающих по искоренению оного.
Ещё один момент, который отметил бы, любой смертный грех, это помрачение. Сознание и взор человека всегда искажён, реальность, взгляд на окружающих и самого себя неверен так же. Развитие человека, как рост и набор качеств, происходит очень неравномерно. Уровень гармоничности, это один из самых важных параметров человека, очень низок. Идёт перекос, что нивелирует результат общих достижений.
 

Чем гордость отличается от гордыни?

Ничем. И "гордость", и "гордыня" - самообольщение ничтожества - "человека". Хотя можно (при желании, от нечего делать) найти какие-то различия, "нюансы", "оттенки".
Гордость - за других. Гордыня - за себя.
Но при этом "за других" - за СВОЁ представление о других - о своей семье, стране. "За себя" - за СВОЁ представление о себе.

Таким образом, и гордость и гордыня - за СВОЁ представление (мнение), за СВОЮ точку зрения. А, значит, и гордость, и гордыня - за "СЕБЯ". Своё представление о других вы никак не можете отделить (разделить) от своего представления о себе. Представляя так или иначе других, вы представляете себя. Представляя так или иначе себя, вы представляете других ("по образу и подобию своему").

Гордость и гордыня - это, получается, две стороны одной медали (?).
 
Назад
Сверху