P
PS 0
Guest
Мне ближе Иммануил Кант, который связывал принцип нравственности с "практической" свободой воли...Совесть исходит от Морали, а Мораль это общий принцип взаимодействия. Если бы все было так как вы рассуждали, то мы бы уже давно нашли совершенное определение Морали. Но увы, до сих пор его ищем, и между прочим подобные рассуждения тоже имели место быть у Томаса Гоббса, но его философия договоров, тоже оказалась не совершенной.
Согласно Канту, только разумное существо имеет волю — причинность, благодаря которой оно способно совершать поступки из принципов. Воление действует по троякого рода принципам:
- правила умения: что нужно делать, чтобы достигнуть какой-то конкретной цели;
- советы благоразумия: определение средств для достижения собственного счастья;
- закон нравственности: определение формы поступка — принципа, независимого от содержания этого поступка и его результата[1]:249, 253—254.
Если же в правиле отвлечься от всякой материи, то остается только форма всеобщности закона. Таким образом, закон свободной воли состоит лишь в законодательной форме: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом. Это нравственный закон, который даёт нам чистый практический разум. В этом состоит автономия воли, то есть её способность быть самой для себя законом и вместе с тем всеобщим законом. Все же попытки найти принцип нравственности оказываются неудачными, если воля ищет закон для своего определения вне себя, так как тогда она оказывается зависимой от внешнего интереса (своего или чужого) и поэтому такой закон всегда как бы случайный.