Догматика/О Боге троичном в Лицах

Б

Бандеровка

Guest
О Боге Троичном в Лицах

христианство в главнейших своих догматах опирается на догмат о Святой Троице. Этот догмат есть краеугольный в христианском вероучении.

Догмат о Святой Троице в то же время есть и самый непостижимый, и не только для людей, но и для ангелов. В этом догмате все непонятно для человека: непонятно для него то, каким это образом три лица в Боге; непонятно, далее, как они, будучи различными, в то же время равны между собою; непонятно также, что такое в Боге рождение и исхождение и какое различие между ними; непонятно, как при рождении одного и нахождении другого лица сохраняется равенство между ними, когда по человеческим представлениям такое отношение между лицами есть признак подчиненности одного другому. Все это неведомо человеку и ведомо только Духу Божию: «Дух все испытывает, и глубины Божьи».
 
Краткая история догмата о Святой Троице
Важность догмата о Святой Троице побуждала углубляться в раскрытие этого догмата, а непостижимость его приводила к тому, что человеческий разум при понимании этого догмата часто уклонялся от чистоты откровенного учения и впадал в заблуждения. В истории догмата обычно различают три периода.

Первый период простирается до появления арианства и характеризуется тем, что в это время раскрывалось преимущественно учение об ипостасности божеских лиц (три лица) при единстве Божества;

второй период обнимает время борьбы с арианством и македонианством, когда раскрывалось учение о единосущии Божеских лиц (равенство, Бог един);

третий период характеризует состояние церковного учения о Святой Троице после окончательного его определения на II Вселенском Соборе

(ипостасные свойства).
 
Здесь я изменю последовательность подачи материала. Раскрытие заблуждений будет после усвоения основного материала.
----------------------------------------------------------------------------

Смысл церковного учения о троичности лиц в Боге

Когда Церковь учит, что Бог троичен в лицах, то этим выражает, что Отец, Сын и Святой Дух, не есть три свойства или силы, или явления одного и того же Божеского лица, а три самостоятельные ипостаси, имеющие каждая свои особые, личные свойства, которыми они различаются между собой. «Во Святой Троице, – говорит святитель Василий Великий, – иное есть общее, а иное особенное; общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица».

 
Ветхозаветные указания на таинства Пресвятой Троицы
Истина о том, что в Боге действительно, три Лица со всей ясностью открыта в Новом Завете. Однако, некоторые указания на нее были и в Ветхом Завете. Но, поскольку эти указания неясны и сокровенны, понять их надлежащим образом можно только в свете Нового Завета. Все указания Ветхого Завета на тайну троичности можно разделить на три класса.

I . Указания вообще на множественность лиц в Боге без определенного их числа. Сюда относятся:

а) начальные слова Бытописания: «В начале сотворил Бог (бара Елогим) небо и землю» (Быт. 1:1). «В сем месте еврейского текста, – говорит митр. Филарет, – слово Элогим, собственно – Боги, выражает некоторую множественность, между тем как изречение «сотворил» показывает единство Творца;

б) Слова Божии пред сотворением человека «по образу нашему и по подобию» (Быт. 1 : 26).

Перед изгнанием падших прародителей из рая: «И сказал Господь Бог:

Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22).

Перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении

сказал Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали желать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:6–7).

Если не признавать во всех этих выражениях прикровенного указания на троичность лиц в Боге, то трудно дать удовлетворительное их объяснение. Так нельзя объяснить их как остаток политеизма еврейской религии, потому что эта религия никогда не учила о бытии многих богов. Нельзя также видеть здесь изображение беседы Бога с ангелами, потому что лица, с которыми совещается Бог, представляются равными Ему, обладающими творческою силою, чего нельзя сказать об ангелах. Кроме того человек в Писании называется сотворенным именно по образу Божию, а не по какому-либо другому образу.
 
II. Вторую группу свидетельств составляют те изречения Святого Писания, в которых имеются указания на то, что в Боге именно три лица, но без наименования и различения их. Сюда относятся,прежде всего,

описания явления Бога Аврааму в виде трех странников, о чем читаем в книге Бытия (гл. 18:1–3). «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очим свои, свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, Он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего».

По толкованию блаженного Августина, Авраам встречает трех, а поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а, поклонившись как бы Единому, исповедал Единого Бога в трех лицах». В этом же смысле понимается данное Богоявление в «Православном Исповедании», в некоторых церковных песнопениях и иконографии Православной Церкви.

Другое общее указание на тайну Святой Троицы дается в троекратном воззвании серафимов к Богу: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3), которое слышал пророк Исайя при избрании его на пророческое служение. Само по себе троекратное «свят», конечно, не заключает в себе мысли о троичности Божией, но если рассмотреть эти слова в контексте речи и в особенности в сопоставлении с параллельными местами Нового Завета, то нельзя не увидеть в них указание на троичность Бога. Пророк Исайя говорит,

что он «слышал глас Господа, говорящий: кого пошлю и кто пойдет к людям сим» (с еврейского подлинника: «Кто пойдет к Нам или для Нас» – множ. число). Таким образом, Исайя видел и слышал глас Единого Бога, а идти ему надлежит от имени многих. Чем эти многие суть лица божественные, об этом свидетельствует апостол Иоанн, когда говорит: «Сие сказал Исайя, когда видел славу Его, и говорил о Нем » (Ин. 12 : 41), а апостол Павел свидетельствует, что Исайя слышал глас Духа Святого Духа, Который посылал его к народу израильскому (Деян. 28:25– 26). Отсюда ясно, что троекратное свят имеет внутреннее состояние с тремя лицами Божества.
 
III. Третью группу свидетельств составляет указание на личность и божество каждого из лиц Святой Троицы. О божестве Отца и Сына говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой ; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7) или еще в псалме 109: «Сказал Господь Господу моему: седиодесную Меня» (стих1-й), «из чрева прежде денницы рождение Твое» (стих 3-й). О личности и божестве Святого Духа свидетельствует, например,

пророк Исайя, взывая: « и ныне Господь послал Меня и Дух Его» (48:16); и еще: «и почиет на Нем (то есть на Мессии) Дух Божий (Дух Иеговы), Дух премудрости и разума, дух совета и крепости. Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия»(Ис. 11:2–3).
 
Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге
Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге можно разделить на два класса: в одних из них указывается действительность троичности Божией и личность всех трех лиц Божества вместе, в других – личность того или иного Божественного лица в частности.

I. К первой части относится, прежде всего, свидетельство о Святой Троице, явленное при крещении Иисуса Христа в Иордане. Здесь открылись миру: Отец, глаголивший с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16–17); Сын,крестившийся от Иоанна и свидетельствованный от Отца; Дух, снисшедший в виде голубя на Сына – свидетельство о трех лицах Божества ясное, что и исповедует Святая Церковь в тропаре на Богоявление («Во Иордане крещающуся...»).

Второе свидетельство о троичности лиц в Боге мы имеем в последней беседе Иисуса Христа с учениками пред крестными Его страданиями. Утешая учеников в предстоящей с Ним разлуке, Иисус Христос говорил им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Когда же придет Утешитель, Кото- рого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 14:16, 26, 27)Здесь еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы, как Лица: Сын, Который говорит о Себе – «Я умолю Отца», Дух Святой, который называется «иным Утешителем», следовательно, отличен от Отца, послан для того, чтобы заменить для апостолов Сына и научить их всему. Следовательно, Он есть такое же Божественное лицо, как и Сын.
 
Назад
Сверху