Челубей VS Пересвет. Поединок, которого не было…

Ракса

киберэзотерик
Команда форума
Регистрация
5 Ноя 2019
Сообщения
6.133
Реакции
2.413
Баллы
113
Челубей VS Пересвет. Поединок, которого не было…

bp.webp


С места в карьер бросимся. Эпизод Великого Поединка двух богатырей перед Куликовской битвой — сверх-популярен, овеян какой только можно героикой, осенен святым почитанием и прочая-прочая… Сразу приношу извинения, если задену чьи-то глубокие патриотические чувства. Поскольку будем разбирать не философское и смысловое значения события. А суровую реальность. Ведь детей в школах этому же учат? Мол, было такое. В действительности… Увы, историю придется отделять от пропаганды.

Исходные данные...
Невелики.
Действительно, иногда перед средневековым сражением (по обычаю еще античных времен) из рядов противников выходили самые лучшие воины, в ритуальном поединке выяснявшие: на чьей сторонни боги, каково будет знамение на исход битвы. Иногда результат учитывался, сильно мог влиять на боевой дух сторон. Чаще — нет, свалка все-таки была неизбежна. Но сторона проигравшего ратоборца — вполне могла испытывать серьезный дискомфорт. До момента первой сшибки, там уже голова другим была занята.

Что мы имеем по конкретному эпизоду. Два описания. Первое — перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению:
«перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Вызов Челубея принял инок Пересвет, выступив из рядов, он сказал:
«Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия.
И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!».


«Сказание о Мамаевом побоище» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел. Тут же, на месте оба и скончались. Это литературный памятник XV нам дает информацию такую.

Однако, более древнее церковное предание из Кирилло-Белозерского летописного Списка — повествует о поединке иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое, куда длиннее обычного. До святого инока — были еще поединщики. Сходясь с ним, русские воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею одного удара. Тогда Пересвет решает снять воинский доспех. Замысел таков: копье печенега пробьет его насквозь, он проедет телом по нему — ближе к страшному ордынцу. Сможет нанести свой смертельный копейный удар. Так и случилось...

Налетев на острие Челубея, Пересвет сумел ударить так, что противник замертво рухнул на землю. Сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, удержался в седле. Неспешно вернулся к русскому войску и только там испустил дух, на руках товарищей. Хотя оба витязя погибли, воины восприняли результат однозначно: Челубей был выбит из седла, Пересвет — победителем вернулся к своим. На чьей стороне бог и удача — объяснять не нужно. Русские воспряли духом, монголо-татарва — стала размышлять о бренности бытия в самых черных красках…

bp.webp


Судебно-медицинская экспертиза
церковного варианта поединка будет краткой, поскольку из дальнейшего анализа снести хочется поскорее, дабы мозг не засоряла.

К тому же — это высокое литературное произведение. Много размышлять не придется. Если был такой поединок — то длина копья вообще не имела никакого значения. Конный воин-копейщик (что русский, что монгол-печенег) обязательно имеет …щит. На которое принимает удар врага. Считать лучших ратоборцев Руси и Золотой Орды суицидальными олигофренами — не стоит. Без щитов. Не буду подробно расписывать технику конной копейной сшибки — есть другие источники, где реконы всё подробно растолковали.

Но знать обязательно что: щит закрывает всадника, в момент контакта — находится под углом к острию противника, принимая удар вскользь. Или же — выполняется резкий сбив. Такой поединок — не рыцарский турнирный. Где задача, зажав оглоблю подмышкой, — выбить из седла оппонента. Реальный бой «один на один», он другой. Длинное копье — обуза. По законом физики. Проще отбить, легче от него увернуться, им труднее ворочать. Самый очевидный вариант поразить врага — попасть (с резким выбросом руки) в шлем над щитом, воткнуть своё острие — в ногу. Тут же избавившись от жердины, иначе попросту вылетишь из седла. Инерцию двух полутонных конских туш на встречных курсах просчитать (умозрительно) способны? О тож…

Взаимно нанизать друг друга на копья — мизерный шанс, чай не турнир за платочек немытой средневековой дамы. Для этого нужно полностью раскрыться. Или — пробить взаимное противодействие щитов. С опытными бойцами трюк — практически невозможный. Дело даже не в этом. Как попы бают — у Челубея копье было длиннее. Наш инок Пересвет снял доспехи, чтобы оно вошло поглубже в него. Для сокращения дистанции… Три раза… ага. Если нужно сократить разницу, хотя бы на локоть — челубейское копье должно не только войти, но и выйти. Насквозь.

bp.webp


Замечаете разницу на картинке?
Русское копье — длиннее и массивнее. Потому как — тактика таранного удара применялась на европские манеры. Золотоордынцы переходят в те времена — на более легкие древковые приблуды, полу-пики. Ну пусть, Челубей огромен, неимоверно силен. Выбирает себе под стать — немереной длинны оглоблю. В руку женскую толщиной. На конце — чуть тоньше. Сэмэ 40-45 наконечник плюсом. А теперь прикрываем глаза: лошади на встречных курсах, под сороковник разбег взяла каждая. Наш ратоборец получает первый удар в грудь или живот… Даже в плечо. Ну вот … и всё. Кто в физиках всяких силен — киньте в комментарии приблизительный импульс в момент поражения, что передался (незащищенному) телу русского богатыря.

Это не просто тяжелое ранение, несовместимое с жизнью. За долю секунды происходит чудовищное (глубокое) поражение всех внутренних органов, сосудов, нервных узлов. Кости взрываются десятками осколков — простите за натурализм, барышни. Мгновенный шок за сотые доли секунды. Понятно — смерть тут же не наступит. Через пару-тройку секунд, всего лишь. Но какую траекторию входа массивного предмета (на огромной скорости) не представляй… Такое ранение полностью лишает возможности нанести врагу ответный, тем более точный — смертельный удар. Хоть исфантазируйтесь — любой врач над вами грустно посмеется. Особенно — военный или скорой помощи. А бывалый конник (с опытом реконским) — телефон знакомого психиатра настоятельно попросит… в дар принять.

bp.webp


Так откуда
попы такую дичь на наши головы отловили и положили? Предлагаю пока оставить Поле Куликово — перенестись на секундочку много западнее донских степей. …Через 80 лет после поединка Челубея-Пересвета — в европах выходит жуть как популярный цикл о Короле Артуре. Писалось Томасом Мэлори долго, лет 15-20 (в пожизненной кутузке — времени навалом).

Но! Бывший рыцарь не придумал это — а просто скомпилировал-переложил на английский (с бретонского)… огромный массив романтической французской литературы за несколько веков. Так называемых — «рыцарских романов». Кой-чего придумал, приукрасил… Где-то древними легендами дополнил из родных мест. Вуаля…

Читаем эпизод гибели короля Артура. Его поединок с сыном (или племянником) Мордредом. Артур пронзил врага копьем. Жердина прошила того насквозь, вышла из спины. Тот сознательно нанизал себя на копье короля, проехал тушей по древку — до самого кольца хвата. Ну… и разрубил Артуру башку. Мечом. Само собой — оба преставились… ага. То есть — аминь. Авторы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище» не могли не знать героики сверх-популярных легенд об Артуре. Они ходили от Кадиса — до Багдада веками. Имена только разные были. Но сюжет одинаков: смерть обоих непобедимых противников в поединке — взаимоубиванием. Бородатый бродячий сюжет. Так что… простите. В таком изложении — поединок Пересвета и Челубея — красивый и талантливо скроенный миф. Легенда, поэтико-эпическая драматическая сцена.

bp.webp


Реалии — Пересвет.
Как могло быть. Поединок состоялся. Ратоборцы помчались друг на друга с копьями наперевес. Сшиблись — и оба упали замертво. Такой вариант приемлем для исторического реализма, палка раз в столетие стреляет. Это красиво. Возвышенно. Имеет символическую силу. Запоминается так, что впечататься способно в память поколений. Почти всегда — пробуждает гордость, здоровый патриотизм. Эффектно, трагично, безупречно красиво. Морально и эстетически — безупречно. Полностью разделяю, без шуток.

Но… как всегда… это настораживающее сочетание двух букв. Реалистичность будемо проверять, копать глубоко. Долг такой. Согласно кивая легенде — ее на достоверность историческую щупаем. Первое, пусть и неочевидное наблюдение. В атаку первыми пошли — мамаевцы. После поединка. Посчитали — что? Правильно, что победа за их Челубеем. Разумно используя психологический фактор. Как во всех легендах и «рыцарских романах» прописано. С точки зрения психологии — обоснованно… Но не суть.

Кто таков — инок Пересвет? Если пролистать самые непротиворечивые версии — боярин бывший. Родом — из Брянска. Был знатным рубакой, не раз участвовал в каких-то походах и сражениях. В каких — не спрашивайте, РПЦ еще архивы не раскрылао. Устав от кровавой и бесчеловечной работы душегуба по княжьей воле, принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Но, никаких сведений нет достоверных. В «Предании о ростовских князьях», такие поступки скрупулезно фиксировавшем, — никакого Александра Пересвета… Что уже само по себе — край как непонятно.

bp.webp


Согласно «Житию преподобного Сергия Радонежского», перед Куликовской битвой князь Дмитрий (в поисках духовной поддержки) отправился к нему в монастырь за благословением. Золотоордынцы в то время считались непобедимыми, имя преподобного Сергия, гремевшего на всю Русь (как праведника и чудотворца), — должно было вселить надежды во всех русских воинов. Святой благословил князя, согласно автору позднего «Сказания о Мамаевом побоище» — выдал (под роспись) двух иноков. Бывших военных: Александра Пересвета и брата его духовного — Андрея Ослябю.

Сразу хочется предупредить — эпизод с «благословением» является вымышленным, следующей статьей буду обосновывать. Кстати, в самом раннем, кратком летописном рассказе ο битве 1380 года «О побоище иже на Дону» — имя Сергия Радонежского не упоминается совсем… Что же касается Пересвета. Инока или послушника (разные по разному пишут). В любом раскладе — это начальная степень монашества. Да, он мог быть княжеского или боярского рода. Мог быть знаменитым воякой, не отрицаю. Но… Брать оружие в руки — категорически иноку не полагается. Только во время обороны монастыря, в пределах его стен.

Чтобы монах уходил воевать — таких случаев русская история не знает. Ни до, ни после Пересвета и Осляби. А вот знает …уже мировая история — других монахов-воинов. Из военно-духовных орденов Святой Земли и европ всяких. Они были благословлены Ватиканом, формально подчинялись… духовному лидеру, Папе Римскому. На Руси такого отродясь не водилось.

bp.webp


Челубей.
В некоторых источниках: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул. Не то монгол или татарин, не то — печенег. Кем он только не был в исторической беллетристике — знатным мурзой Темиром, наемником-поединщиком, каким-то ханчиком из улусов Золотой Орды. Даже нашим, доморощенным русаком. С именем — «Челом Бей». Без подробностей. То ли ему нужно лоб плющить — как увидишь, то ли сам это занятие прилюбливал… Ага.

Ладно, будем разбираться. «-Бей» — окончание характерное, означает титулование и статус. «Челу-» — имя получается… Именно в такой транскрипции — Челубеев не водилось. Во всей мировой истории. Хоть наизнанку все источники выверните. Но имечко — явно тюркского происхождения, есть созвучия близкие. Даже историчные — Челеби (-эмир), например. Сын турецкого султана Мурада I, взявший через дюжину лет после Куликовской битвы столицу Второго Болгарского Царства. Тырново.

Если встряхнуть именно события времен Поля Куликова — то есть Тулук-бей (Тулун-бей, Тулун-бек, Тулу-бей). Персонаж самых-самых ханских кровей, якобы, один из батуидов-чингизидов. Тёмник Мамай нашел его не пойми на какой помойке, объявил законным правителем Золотой Орды. Взамен прибитого восемнадцатилетнего Мухаммед-Булака. Тоже (якобы) потомка Чингисхана и Батыя. Формально, эта мамаева ширма должна была маячить на поле Куликовом, роль законного Великого Хана исполнять. После побоища — упоминаний о Тулук-бее не находится.

Самое очевидное — его настоящий потомок Чингисхана (Тохтамыш)… того. Прибил вместе с Мамаем. Как самозванца. Или пропал тот в Степи, в бега подавшись. Мог быть изрублен во время Куликовской битве. Хотя вряд ли — сбежавший Мамай своего «ручного легитимного хана» должен беречь, аки зеницу ока. Сотрудник полезный, видимость законности. Так может, Тулук-бей… и есть наш искомый Челубей?

bp.webp


Опять мимо. Место хана (бея, мурзы) — позади боевых порядков. Если вообще главнюк полный — в Ставке. С шатром приметным, в окружении отборной тысячи нукеров, под сенью бунчуков и знамен. Очень далеко от линии соприкосновения. Если всё… сливают воду — можно там погибнуть, конечно. Но чтобы в поединке… Категорически возражаю. Яса Субэдея и Чингиза подобные шалости строжайше запрещала. Полтора века как. Это было противоестественным поступком для монгола-золотоордынца 1380 года издания. Даже не пытайтесь в «исключения» такую дичь записать…

Хотя… Можно отмотать историю на три века назад. Вспомнить легенду о Мстиславе, князе Тмутараканском и Черниговском. Который «зарезал Редедю пред полки касожские». Слабовата аналогия, былина есть былина. Не монголы против Руси стояли, других таких поединков — больше не зафиксировано….

Выводы какие
делать будем? Самые очевидные — эпизод с поединком является вымышленным. Как Челубей, имя введено в оборот …только в 1680 году третьим изданием «Синопсиса». Иночество Пересвета — тоже художественная выдумка. В одном из текстов «Задонщины» этот бравый инок — жив-живехонек в разгар побоища:

«поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены».

Знаменитейший поединок следует относить — к жанру героико-патриотической литературы. И держать подальше от рамок истории.

А что это может означать тогда? Очевидное назначение и идеологическая функция Пересвета — в победном единстве русской Идеи и Православия. Роль Осляби тоже не мала — это подкрепляющий символизм. Инок Пересвет не одинок. Если он погибает (как это случилось) — за ним встанет другой Святой человек, его духовный брат.

Кстати, по некоторым преданиям — Ослябя оттаскивает «контуженного» князя Дмитрия Донского из круговерти схватки, подрубает березку, прячет бессознательное тело от глаз вражин. Сам потом погибает. Но иногда — выживает, даже куда-то в посольства ездит…

Ослябя — второй инок и ратоборец Веры. Благословлен святым Сергием Радонежским. Читать стоит так — «велика земля Русская и обильна людьми и верой». Сколько не бей — еще найдутся, ничуть не хуже. Пересвет с «братом» — это залог борьбы святой Руси — до победного конца. Оба — материалистический аспект главного духовного авторитета Руси — Сергия Радонежского.

bp.webp


Правильное прочтение
будет кратким, емким, возвышенным: Через благословление святого Сергия — являет себя воля Господня. Воплощена через персонификацию, духовный и ратоборческий подвиг Пересвета.

А еще… по легенде, — Святой старец Сергий Радонежский благословил на святую битву Великого князя Дмитрия Московского. Предрек победу. Наше дело правое. Победа будет за нами: Бог и Князь, вера и власть, церковь и меч воинский, карающий «поганых». Всё едино, подчинено священной цели. Ничуть не возражаю, если так будут писать учебники. История правильная, поучительная. В отличие от других, что Куликовскую Битву окружают. Но о них — в других статьях…


По материалам канала "Историчеике наперстки"
 
мне лично всегда было любопытно понять намерение развенчивающих мифы. Например, развенчать миф о чугунных котелках = избавить людей от неоправданных трат)) (хотя, для узбека, по-прежнему, готовить плов в алюминиевой кастрюле - кощунство). А в чем польза разоблачения легенд и мифов, которые веками восхищали человека? - вопрос, скорее, риторический..

Скажем, урок истории в школе, учительница рассказывает про куликовскую битву, а в головах учеников уже булькает инфобульон из сети.. Дальнейшее - от степени воспитанности учеников)))
 
развенчать миф о чугунных котелках
Ну так не миф же, а чистая физика!
Толстая стенка чугунного казана куда как более равномерно распределяет жар от открытого огня, да и при уменьшении степени горения аккумулирует/поддерживает температуру.

Подобным образом, кстати, работает и высокотехнологичный Цептер!

хотя, для узбека, по-прежнему, готовить плов в алюминиевой кастрюле - чудовищное варварство
А алюминиевая кастрюлька, на такое в принципе не способна!

А в чем польза разоблачения легенд и мифов, которые веками восхищали человека? - вопрос, скорее, риторический
Восхищали?
А может веками были инструментом манипулирования массами?!
Впрочем будем считать что это тоже был риторический вопрос...
 
Ну так не миф же, а чистая физика!
может быть.. но намерение развенчивающих миф чугунных котелков хотя бы понятно) Сегодня утварь из чугуна - эксклюзив, который может позволить себе далеко не каждый. А пловешник - супер блюдо, вкусное даже если приготовить в обыкновенной кастрюле) Тут всё как бы на весах: потеря во вкусе несопоставима с затратами
 
Восхищали?
А может веками были инструментом манипулирования массами?!
Впрочем будем считать что это тоже был риторический вопрос...
Это тот же клоун, который утверждал, что Иисус обманывал глупых людей, втихаря по льду выхаживая?
 
Это тот же клоун, который утверждал, что Иисус обманывал глупых людей, втихаря по льду выхаживая?
У всех свои недостатки - этому не хватает духу поверить в то что вектор гравитации может быть управляем, но тем не менее пытливый ум требует какого-то рационального, желательно научного объяснения.

@ЫМП, простим ему эту маленькую слабость...
 
(хотя, для узбека, по-прежнему, готовить плов в алюминиевой кастрюле - чудовищное варварство).
это ты сам придумал?
Наверное, это тебе сказал тот узбекский, для которого "трезвый русский не в лаптях и без балалайки" - нонсенс. )
 
@Ракса
я тебя не узнаю..
где восклицательные знаки?
где задор молодой богини, крушащей челюсти неопытных фриков?
 
это ты сам придумал?
Наверное, это тебе сказал тот узбекский, для которого "трезвый русский не в лаптях и без балалайки" - нонсенс. )
о, похоже на претензию на знание узбекской кухни и того, какое место она занимает в культуре этого народа).. бывал что-ли там? И что, видел узбека, варившего плов в кастрюле? Не узбечку, заметь, а узбека
 
о, похоже на претензию на знание узбекской кухни и того, какое место она занимает в культуре этого народа).. бывал что-ли там? И что, видел узбека, варившего плов в кастрюле? Не узбечку, заметь, а узбека
Служил в Самарканде срочную. при СССР
Один местный варил в армейском "бачке" (алюминиевая емкость на 3 литра) плов из докторской колбасы. )
Не отличишь от настоящего)
На костре - щель в земле, на ней этот "казан", жар от щепы, всё как положено деревенскому жителю.
 
Служил в Самарканде срочную. при СССР
ну, так то армия. А в домах бывал? Халат, казан и кухонный узбекский нож - обязательные атрибуты любого уважающего себя узбека. Ну, во всяком случае, если узбек из глубинки
 
ну, так то армия. А в домах бывал?
а как же, работал и ночевал
и угощался с их гостеприимного стола
хозяин дома, нас двое солдат, за одним столом, жена хозяина - отдельно в кухне за своим столом
но одновременно
 
сто грамм, шурпа, плов, сладости, чай, виноград...
 
и что, неужели плов варили в кастрюле?
не видел
думаю, что нет
традиционный казан - чугунный, очаг, центр вкуса у деревенских
А у городских...
Есть в нете видело и не одно, где в узбекских ресторанах плов, лагман варят в алюминиевой посуде.
Высокие кастрюли, умешающиеся на одной стандартной газовой конфорке обычной бытовой плиты.
 
легко экстраполируется на всю нацию
Ты с этим утверждением поаккуратней)
Вероятности - это не всамделишное состояние вещей.
А то моё видение алкогольной зависимости русских, демонстрируемое ими в общественных местах при моих нескольких визитах на их территорию в прошлом веке, тоже может случайно экстраполироваться на всю нацию )
Но я этого не сделаю, так как понимаю, что я видел долю процента и эта доля - ещё не самое худшее, что есть в действительности )
typewriter1
 
Вероятности - это не всамделишное состояние вещей.
Вероятность - это язык статистики, особый такой язык, который надо понимать, в частности для того, чтобы не тратить время на пустую болтовню. Тебе, допустим, говорят: для этой нации характерно особое отношение к кухне, что казаны и тандыры они не променяют на кастрюли и электропечи. А ты, допустим, не понимаешь это и упираешься рогом. А надо то всего лишь понимать язык статистики, хотя бы приблизительно, на уравне "есть правило и есть исключения из этого правила"... любопытная особенность, которую я впервые отметил у немцев. Они, например, не понимают выражения "100 раз". Если им сказать "я делал это уже 100 раз", они поймут буквально... и не поверят)).. Но ты вроде русский челевек, или?
 
Назад
Сверху