- Регистрация
- 5 Ноя 2019
- Сообщения
- 7.150
- Реакции
- 2.750
- Баллы
- 113
Ну что, будем расширять кругозор... по честному и без прикрас!!!
Битва Богов: как еврейский Яхве власть над миром захватывал…
И для начала будем колоть один принципиальный вопрос. Касается он малоизученной, оболганной, забытой и почти неизвестной религии. Которую тысячи лет исповедовал финикийский народ и великий Карфаген. Но проиграл. Даже не пантеонам античных олимпийцев. Он рухнул перед верованиями древних евреев. Потом — выросшими из этого компота — христианами. Причин поражения несколько, начнем с самых простых.
Краткое понимание ситуации таким будет...
О религии финикийцев мало известно по причине… страха. Они не желали произносить священных имён, заменяя почтительными прозваниями: «Эл» (собственно бог), «Баал» (господин), «Баалат» (госпожа). Но это очень спорный вопрос. Похожую привычку взяли родственные финикийцам семиты-евреи. Сделав табу произнесение имени Сущего Творца. Заменяя наречение Яхве «прозвищами» — Адонай или Саваоф.
По немногочисленным мифам и находкам археологов можно говорить: в каждом финикийском городе имелся свой собственный пантеон. Боги были разные, но главенствовал принцип: главный бог, его жена (богиня плодородия), их сын. Иногда возникали другие «триады». В Тире в VII века до н.э. «царили» повелитель небес Баал-Шамем, морской владыка Баал-Малаки и воитель Баал-Цафон. Недолго.
«Небесный царь» (Эль) был существом равнодушным. Вообще не интересовался земными делами, был номинальным правителем. Жертв, само собой, ему не приносили. Другое дело — морской повелитель. Кормилец родной! Этот защитник торгового народа постоянно нуждался в почитании и внимании. В Тире это был знаменитый Мелькарт (попутно исполнял функции бога плодородия). Иногда (по политическим мотивам, чтобы не дразнить новых завоевателей) эта роль переходила к «богу алтаря благовоний» Баал-Хаммону.
Но в любом случае, оба божества соперничали за любовь прекрасной Астарты. Единственной верховной богини, которой поклонялись абсолютно все финикийцы. Это было воплощение жизни и любви, несмотря на крайне непредсказуемый и коварный характер тётки. В городе Библе её супругом считали юного красавца Адониса, в Сидоне — бога-врачевателя Эшмуна.
Первые финикийские храмы представляли собой огороженную площадку со зданием внутри («домом бога» — бетиль). Точно так же называли священные камни, воплощающие высшие силы. Эти булыганы ставили в «доме бога» рядом со статуями и священными книгами. Во время великих богослужений (три-четыре раза в году) из них читали короткие отрывки и долго растолковывали смыслы. При храмах обязательно росли «священные деревья», били ключевой водой «священные» источники. Неприкосновенные.
А в путешествиях вечных ханаанеи обходились вообще без храмов, принося скромные жертвы в любых красивых рощах, на вершинах холмом и гор. Подносили богам крупный и мелкий скот, резали птиц, «дарили» зерно, вино, молочные продукты… всё, что под рукой было. Жертвы сжигались на каменном «алтаре» под пение длинных гимнов, в клубах благовоний.
Далее
Ступаем на скользкую дорожку сведений, что оставили нам яростные противники финикийцев. Самой ценной жертвой… считались люди. Под башнями и воротами возводимых городов (и домов) закапывали младенцев. После военных побед закалывали множество пленных. Когда приходила большая беда, не щадили собственных детей. Якобы, один из мудрецов финикийцев Санхуньятон, дошедший до нас в пересказе римлян и греков, так писал:
Диодор Сицилийский вообще стал прародителем мерзких стереотипов о карфагенянах, сообщив: было «медное божество», из рук которого обреченное дитя падало в огонь. Статую прозвали Молохом (в переводе — просто «царь»). Это породило лживую байку о финикийской религии. На самом деле никакого Молоха не было, жертва посвящалась высшим покровителям города.
Корни вопроса
придётся искать… в Библии. В Ветхом Завете. Завязано туго всё на персоне досточтимого Патриарха по имени Моисей. Все помнят, что престарелый (120 лет!) евреевожатый таскал народ по пустыне 40 лет. Мог постоянно наблюдать Землю Обетованную. Но не имел права туда ступить, ибо так повелел Господь.
Есть популярная точка зрения: покинувшие Египет евреи обязаны были скитаться по бесплодному Синаю. Неправда. Хронологически (и физически) они только несколько лет исполняли лютые по хитроумности «квесты». Путешествие к горе Синай, получение из высших рук Скрижалей, создание Ковчега Завета, обустройство походного Храма (Скинии), сбор многочисленной утвари для богослужений, длительные жертвоприношения в этой Скинии и т.д. … пара лет точно просматривается, если тексту следовать. И вот… они стоят у южных границ Земли Обетованной. Обязаны туда войти! Но…
Обычная трусость перед силой жителей тогдашней Иудеи, неверие в силу новообретённого Бога стоили евреям дополнительных тридцати восьми лет скитаний. Эти годы они не горе мыкали по пескам, само собой. Очень даже комфортно и сыто провели в речных долинах Иордании. Но пришло назначенное Господом время… Патриарху Моисею отправляться на тот свет. Он направил народ в последний поход. Близ упомянутой Творцом горы Нево испустил дух… так не войдя в Землю обетованную.
Можно даже поспорить, когда это было. Примерно в 1400 году до нашей эры, по некоторым источникам. По другим, самый край — на двести лет позже. Не суть, важно последнее важное обращение Моисея к своему народу. Как они должны вести себя, войдя в Землю Обетованную. Само собой, это не придумка древнего старца. Требование Бога:
Строго говоря… это прямой призыв к тотальному и безжалостному геноциду. Но избирательному, не буду постить версты текста. Дано было чёткое и ясное указание, кого просто завоевать, а кого вырезать до седьмого колена. Вся «вина» народов, которым надлежит быть истреблёнными, была в исповедании какой-то «мерзости».
Однако!
Итак, научный факт. Впервые в древней истории прозвучал призыв искоренения веры. В других богов. Вместе с конкретно названными адептами. Раньше в Ойкумене работал принцип «многобожия», завоеватели могли приносить своих идолов. Но не истребляли богов покоренных народов… Зачем? Принцип формулировался так: «Землю разделили между собой повелители Небес, не людям менять установленное». Евреи Моисея должны этот тысячелетний уклад разрушить. Кровью и смертью завоевать гегемонию своему Богу. Собственными руками, таков «квест».
Теперь включаем думалку, наполняем кружки и «напёрстки» крэпэньким и… пардон, охреневаем. Летим в те далёкие времена. Можно найти город или регион, где не поклонялись богам? Самым разным? Археологи вас за положительный ответ проклянут, не было такого. Важный момент: ритуалы и традиции поклонения везде были схожими или родственными. Во всяком случае — понятными.
Из какого бы «дальнего города» не приехал, сразу смекнёшь… в чью честь жертву приносят. Значит, новому еврейскому Богу не нравилось — что? Явно не внешняя ритуальная обрядовость, сам такое любил. Кровушки свежей попробовать. До пришествия Христа. В чём тогда «мерзость» проклятых народов?
Яхве — это первый монотеистический бог (эксперименты «солнечного Эхнатона» не в счет). Он первый небожитель, потребовавший поклонения только Себе. И даже… ни шага в сторону. Но какое-то разделение назначено. Одни «дальние города» с многобожием следует лишь подчинить. Но другие — на ноль умножить обязательно. Где зыбкая грань геноцида?
Ответ очевиден. Необходимо уничтожить какого-то прямого конкурента. Еврейский Яхве не борется с «многобожием» в широком смысле. Его ненависть вызывает религия конкретных, перечисленных Ветхим Заветом, народов. Которые живут в Земле Обетованной. Из известных науке… там обитал только один. По имени Баал. Самый ненавидимый до сих пор небожитель. Даже в христианской традиции, про иудейскую вообще молчим.
Кто таков?
Нужно искать того, кого до мокрого хитона боится новый еврейский Бог. Во-первых, а это читается в Ветхом Завете, — привлекательность «конкурента» велика. В его сторону регулярно посматривают «богоизбранные». Несмотря на гнев, ярость, чудеса и прочее волшебство их небесного покровителя. Но стадо раз за разом нарушает Заповеди. Поклоняются то другим богам, то конкретно Баалу. Яхве не просто так рефлексирует гневом, его противник крайне силен.
«Ваал». Искаженное имя бога Баала. Через «В» только на русском пишут, по невежеству, кстати. Идёт от неправильного прочтения с латиницы — «Baal». Ну… так прижилось. Традицией стало. И был выполнен завет Моисея. Культ Баала со временем уничтожили и забыли. Он сам стал страшным «демоном». Некоторые конфессии его напрямую называют Дьяволом.
Как его видели верующие? Нет картины. Приверженцы иудаизма, сторонники христианства, нетерпимые мусульмане очень старательно уничтожали наследие Баала. По пальцам одной руки профессионально пьющего работника пилорамы можно перечесть древние изображений этого бога. Найденные в городе Угарите на побережье Средиземного моря, в пограничье Сирии и Турции. Он был стёрт с лица земли «народами моря»(ветхозаветными филистимлянами) в 1180-1175 годах до нашей эры.
В ХХ веке город раскопали, изображения Баала нашли глубоко в земле. Никаких жутких и пугающих черт, обычный средиземноморский бог.
Большой удачей при раскопках Угарита стала библиотека главного жреца бога Баала. Глиняные таблички с множеством ритуальных текстов описывали некие предания, возвышенные «эпические тексты». Полностью давали понимание ритуала, его сакральное обоснование. Так археологи и историки получили возможность сформировать представление о религиозном мировоззрении горожан Угарита. Как они понимали главного бога Баала.
Суть верований…
Сведений в источниках о Баале крайне невелико, оставлены они врагами финикийцев и Карфагена, по большей части. В Земле Обетованной вообще не сохранились, культ целенаправленно выжигали более трех тысяч лет. Единственным источником сведений о мифологии Леванта были тексты греческих историков: Филона Библского (I-II вв. н.э.), Лукиана из Самосаты (II в. н.э.) и Нонна из Панополя (V в. н.э.).
Они были заняты пересказами легенд и преданий, каждый на свой авторский взгляд. Нагрузив религию… правильно, древнегреческой мифологией и её литературными мотивами. Тексты крайне поэтизированы, впритык подогнаны под религиозную точку зрения эллинов. Можно встретить даже греческие имена богов. Не стоит забывать и то, что все античные источники о культах Баала писались через тысячу лет после прихода евреев в Землю Обетованную. Найти истину можно только в «семи табличках с мифом о Баале» города Угарита. Они в крайне плачевном состоянии, не дают целостной картины вообще.
Тексты записаны без гласных, язык явно относится к семитской группе и крайне труден для понимания. Расшифровать удалось только крохи. В отношении правильности перевода кипят научные баталии. Попробуем дать взвешенную картину.
Главное в финикийских верованиях (в отличие от иудаизма) — это разделение функций божеств, их запутанные родственные связи. Победивший в истории верховный бог Яхве является создателем всего Мироздания. В ханаанской религии все куда сложнее. В табличках Угарита бог Баал является сыном некоего Дагана. Который брат Эля (Илу), якобы верховного и отстраненного от мирской суеты божества.
Как не странно, но у главного божества Эля был прародитель, Великое Небо. Очень неразборчивый в половых связях. Верность законной супруге Земле не хранил, понаделав от других богинь кучу детишек. Сварливая жена решила прекратить безобразия и устроила переворот династический. «Обратилась за помощью» к своему старшему сыну Элю. Этот бог знал некие «волшебные слова», которые воодушевили союзное ему небесное воинство. Бой против Неба закончился полной победой мятежников, Эль лишил отца трона, узурпировал всю власть над богами.
Папаша Небо не собирался гнить в изгнании, стал замышлять всякие пакости. Послал к Элю своих дочерей — Астарту, Баалат-Гебал и Рею, чтобы они хитростью лишили узурпатора власти. Заговор провалился, все богини раскаялись, стали женами Эля. Небо продолжил бузить, затеял войну с Морем. Эль пришёл на помощь союзнику, папу поймал и оскопил. Чтобы лишить мужской силы и полностью снять вопрос о возможном царствовании.
После этого новый владыка устроил террор в небесном курятнике. Низверг в подземный мир брата Атланта, собственного сына Садида убил, отрубил голову собственной дочери и т.д. … После проведённой «чистки» занялся вопросом господства на земле, в мире людей. Реальную власть раздал верным ему богам, наградив их городами, странами и народами.
Другой ключевой персонаж ханаанской мифологии, первенец Эля — бог моря Йамму (Йам). Который, по всем правилам жанра, решил папашу подвинуть и самому стать Верховным. Сначала чем-то запугал всех богов, обложил их непомерной данью. Потом выбрал себе жену — богиню любви Астарту, которая была непонятно чьей дочерью. Она успокоила жадность супруга, наступил мир. Дальше в табличках… провал. Продолжение истории можно собрать только по отрывочным египетским папирусам.
Эль стал «отдыхающим богом», бессильным, старым и дряхлым. Без всякой власти. Ритуальный «зиц-председатель». А центральным персонажем неожиданно выступает… Баал. Этот бог необыкновенной силы сговорился с богиней любви Астартой (своей сестрой), выступил против бога моря Йамму на курултае божеств. После нескольких битв, поражений и побед, при помощи волшебной палицы «Гонитель» — Йамму был сломлен. Силача Баала провозгласили царем Богов.
Но его власть… парадоксальна. Он не может полноценно править, не имея собственного дворца. Дряхлый пенсионер Эль должен дать разрешение на стройку. Потому как номинальный «верховный бог». Старик упрямится, Баал ничего не может с ним поделать. Наступает странное равновесие.
А вот и разгадка…
В этой мифологии кроется ненависть Моисея и его бога Яхве. В ханаанской традиции функции «царя богов» и «правителя мира» оказались разделены. Именно так жили и сами финикийцы, назначая номинальных правителей городов, но реальную власть передав коллегиальным Советам. Дряхлый и беспомощный Эль не признаёт власть Баала над богами, потому что не имеет права этого сделать. Нарушен механизм престолонаследия, не тот сын захватил трон. Не прямой наследник.
«Мерзость» Баала, в глазах Яхве, — это способность бороться за власть. Составлять союзы богов. Кого-то покупать, кого-то запугивать или (чаще) договариваться. Баал следует древней традиции, узурпирует трон. Как до него сделал его предшественник Эль, свергнув Небо. И бог моря Йамму. Ненависть Яхве… это ярость проигравшего бога, который затерялся в верованиях древних евреев на каких-то третьих ролях. Призывая Моисея устроить геноцид, он ничем не лучше Баала.
Плюс, есть смешной и пикантный момент в этой «божественной Санта-Барбаре». В некоторых арамейских текстах Анат (любимая богиня Баала — Астарта) считается… супругой Яхве. В найденных надписях VIII века до нашей эры (предгорья Иудеи) упоминаются «Яхве Шомрон (Самарийский) и его Ашера», «Яхве Теман и его Ашера», «Яхве и его Ашера». Ашера — это Анат, Асират, Астарта. Но её неудачник Яхве не становится верховным божеством, даже в этой брачной конфигурации. Царствует Баал, правит Эль.
Вот весьма явные признаки того, почему божок евреев Яхве так окрысился на могущественного Баала. Понятны реальные причины, мотивы и события, связывающие этот небесный и культовый антагонизм. Правда в Ветхом Завете старательно скрыта по идеологическим соображениям. Появляется монотеистический Яхве, подсмотренный в Египте. Который сначала «узурпирует» трон, берёт в жены главную богиню. А потом идет войной на «мерзость» Баала. Руками своих адептов устраивает геноцид.
Битва Богов: как еврейский Яхве власть над миром захватывал…
И для начала будем колоть один принципиальный вопрос. Касается он малоизученной, оболганной, забытой и почти неизвестной религии. Которую тысячи лет исповедовал финикийский народ и великий Карфаген. Но проиграл. Даже не пантеонам античных олимпийцев. Он рухнул перед верованиями древних евреев. Потом — выросшими из этого компота — христианами. Причин поражения несколько, начнем с самых простых.
Краткое понимание ситуации таким будет...
О религии финикийцев мало известно по причине… страха. Они не желали произносить священных имён, заменяя почтительными прозваниями: «Эл» (собственно бог), «Баал» (господин), «Баалат» (госпожа). Но это очень спорный вопрос. Похожую привычку взяли родственные финикийцам семиты-евреи. Сделав табу произнесение имени Сущего Творца. Заменяя наречение Яхве «прозвищами» — Адонай или Саваоф.
По немногочисленным мифам и находкам археологов можно говорить: в каждом финикийском городе имелся свой собственный пантеон. Боги были разные, но главенствовал принцип: главный бог, его жена (богиня плодородия), их сын. Иногда возникали другие «триады». В Тире в VII века до н.э. «царили» повелитель небес Баал-Шамем, морской владыка Баал-Малаки и воитель Баал-Цафон. Недолго.
«Небесный царь» (Эль) был существом равнодушным. Вообще не интересовался земными делами, был номинальным правителем. Жертв, само собой, ему не приносили. Другое дело — морской повелитель. Кормилец родной! Этот защитник торгового народа постоянно нуждался в почитании и внимании. В Тире это был знаменитый Мелькарт (попутно исполнял функции бога плодородия). Иногда (по политическим мотивам, чтобы не дразнить новых завоевателей) эта роль переходила к «богу алтаря благовоний» Баал-Хаммону.
Но в любом случае, оба божества соперничали за любовь прекрасной Астарты. Единственной верховной богини, которой поклонялись абсолютно все финикийцы. Это было воплощение жизни и любви, несмотря на крайне непредсказуемый и коварный характер тётки. В городе Библе её супругом считали юного красавца Адониса, в Сидоне — бога-врачевателя Эшмуна.
Первые финикийские храмы представляли собой огороженную площадку со зданием внутри («домом бога» — бетиль). Точно так же называли священные камни, воплощающие высшие силы. Эти булыганы ставили в «доме бога» рядом со статуями и священными книгами. Во время великих богослужений (три-четыре раза в году) из них читали короткие отрывки и долго растолковывали смыслы. При храмах обязательно росли «священные деревья», били ключевой водой «священные» источники. Неприкосновенные.
А в путешествиях вечных ханаанеи обходились вообще без храмов, принося скромные жертвы в любых красивых рощах, на вершинах холмом и гор. Подносили богам крупный и мелкий скот, резали птиц, «дарили» зерно, вино, молочные продукты… всё, что под рукой было. Жертвы сжигались на каменном «алтаре» под пение длинных гимнов, в клубах благовоний.
Далее
Ступаем на скользкую дорожку сведений, что оставили нам яростные противники финикийцев. Самой ценной жертвой… считались люди. Под башнями и воротами возводимых городов (и домов) закапывали младенцев. После военных побед закалывали множество пленных. Когда приходила большая беда, не щадили собственных детей. Якобы, один из мудрецов финикийцев Санхуньятон, дошедший до нас в пересказе римлян и греков, так писал:
«Во время великих бедствий финикийцы приносили в жертву кого-нибудь из самых дорогих людей».
Диодор Сицилийский вообще стал прародителем мерзких стереотипов о карфагенянах, сообщив: было «медное божество», из рук которого обреченное дитя падало в огонь. Статую прозвали Молохом (в переводе — просто «царь»). Это породило лживую байку о финикийской религии. На самом деле никакого Молоха не было, жертва посвящалась высшим покровителям города.
Корни вопроса
придётся искать… в Библии. В Ветхом Завете. Завязано туго всё на персоне досточтимого Патриарха по имени Моисей. Все помнят, что престарелый (120 лет!) евреевожатый таскал народ по пустыне 40 лет. Мог постоянно наблюдать Землю Обетованную. Но не имел права туда ступить, ибо так повелел Господь.
«И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её»;
Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдёшь».
Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдёшь».
Есть популярная точка зрения: покинувшие Египет евреи обязаны были скитаться по бесплодному Синаю. Неправда. Хронологически (и физически) они только несколько лет исполняли лютые по хитроумности «квесты». Путешествие к горе Синай, получение из высших рук Скрижалей, создание Ковчега Завета, обустройство походного Храма (Скинии), сбор многочисленной утвари для богослужений, длительные жертвоприношения в этой Скинии и т.д. … пара лет точно просматривается, если тексту следовать. И вот… они стоят у южных границ Земли Обетованной. Обязаны туда войти! Но…
Обычная трусость перед силой жителей тогдашней Иудеи, неверие в силу новообретённого Бога стоили евреям дополнительных тридцати восьми лет скитаний. Эти годы они не горе мыкали по пескам, само собой. Очень даже комфортно и сыто провели в речных долинах Иордании. Но пришло назначенное Господом время… Патриарху Моисею отправляться на тот свет. Он направил народ в последний поход. Близ упомянутой Творцом горы Нево испустил дух… так не войдя в Землю обетованную.
Можно даже поспорить, когда это было. Примерно в 1400 году до нашей эры, по некоторым источникам. По другим, самый край — на двести лет позже. Не суть, важно последнее важное обращение Моисея к своему народу. Как они должны вести себя, войдя в Землю Обетованную. Само собой, это не придумка древнего старца. Требование Бога:
«Когда введёт тебя Господь в землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их,
Тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня…
Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов (богов) их сожгите огнем…». (Второзаконие)
Тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня…
Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов (богов) их сожгите огнем…». (Второзаконие)
Строго говоря… это прямой призыв к тотальному и безжалостному геноциду. Но избирательному, не буду постить версты текста. Дано было чёткое и ясное указание, кого просто завоевать, а кого вырезать до седьмого колена. Вся «вина» народов, которым надлежит быть истреблёнными, была в исповедании какой-то «мерзости».
«…не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим». (Второзаконие)
Однако!
Итак, научный факт. Впервые в древней истории прозвучал призыв искоренения веры. В других богов. Вместе с конкретно названными адептами. Раньше в Ойкумене работал принцип «многобожия», завоеватели могли приносить своих идолов. Но не истребляли богов покоренных народов… Зачем? Принцип формулировался так: «Землю разделили между собой повелители Небес, не людям менять установленное». Евреи Моисея должны этот тысячелетний уклад разрушить. Кровью и смертью завоевать гегемонию своему Богу. Собственными руками, таков «квест».
Теперь включаем думалку, наполняем кружки и «напёрстки» крэпэньким и… пардон, охреневаем. Летим в те далёкие времена. Можно найти город или регион, где не поклонялись богам? Самым разным? Археологи вас за положительный ответ проклянут, не было такого. Важный момент: ритуалы и традиции поклонения везде были схожими или родственными. Во всяком случае — понятными.
Из какого бы «дальнего города» не приехал, сразу смекнёшь… в чью честь жертву приносят. Значит, новому еврейскому Богу не нравилось — что? Явно не внешняя ритуальная обрядовость, сам такое любил. Кровушки свежей попробовать. До пришествия Христа. В чём тогда «мерзость» проклятых народов?
Яхве — это первый монотеистический бог (эксперименты «солнечного Эхнатона» не в счет). Он первый небожитель, потребовавший поклонения только Себе. И даже… ни шага в сторону. Но какое-то разделение назначено. Одни «дальние города» с многобожием следует лишь подчинить. Но другие — на ноль умножить обязательно. Где зыбкая грань геноцида?
Ответ очевиден. Необходимо уничтожить какого-то прямого конкурента. Еврейский Яхве не борется с «многобожием» в широком смысле. Его ненависть вызывает религия конкретных, перечисленных Ветхим Заветом, народов. Которые живут в Земле Обетованной. Из известных науке… там обитал только один. По имени Баал. Самый ненавидимый до сих пор небожитель. Даже в христианской традиции, про иудейскую вообще молчим.
Кто таков?
Нужно искать того, кого до мокрого хитона боится новый еврейский Бог. Во-первых, а это читается в Ветхом Завете, — привлекательность «конкурента» велика. В его сторону регулярно посматривают «богоизбранные». Несмотря на гнев, ярость, чудеса и прочее волшебство их небесного покровителя. Но стадо раз за разом нарушает Заповеди. Поклоняются то другим богам, то конкретно Баалу. Яхве не просто так рефлексирует гневом, его противник крайне силен.
«Ваал». Искаженное имя бога Баала. Через «В» только на русском пишут, по невежеству, кстати. Идёт от неправильного прочтения с латиницы — «Baal». Ну… так прижилось. Традицией стало. И был выполнен завет Моисея. Культ Баала со временем уничтожили и забыли. Он сам стал страшным «демоном». Некоторые конфессии его напрямую называют Дьяволом.
Как его видели верующие? Нет картины. Приверженцы иудаизма, сторонники христианства, нетерпимые мусульмане очень старательно уничтожали наследие Баала. По пальцам одной руки профессионально пьющего работника пилорамы можно перечесть древние изображений этого бога. Найденные в городе Угарите на побережье Средиземного моря, в пограничье Сирии и Турции. Он был стёрт с лица земли «народами моря»(ветхозаветными филистимлянами) в 1180-1175 годах до нашей эры.
В ХХ веке город раскопали, изображения Баала нашли глубоко в земле. Никаких жутких и пугающих черт, обычный средиземноморский бог.
Большой удачей при раскопках Угарита стала библиотека главного жреца бога Баала. Глиняные таблички с множеством ритуальных текстов описывали некие предания, возвышенные «эпические тексты». Полностью давали понимание ритуала, его сакральное обоснование. Так археологи и историки получили возможность сформировать представление о религиозном мировоззрении горожан Угарита. Как они понимали главного бога Баала.
Суть верований…
Сведений в источниках о Баале крайне невелико, оставлены они врагами финикийцев и Карфагена, по большей части. В Земле Обетованной вообще не сохранились, культ целенаправленно выжигали более трех тысяч лет. Единственным источником сведений о мифологии Леванта были тексты греческих историков: Филона Библского (I-II вв. н.э.), Лукиана из Самосаты (II в. н.э.) и Нонна из Панополя (V в. н.э.).
Они были заняты пересказами легенд и преданий, каждый на свой авторский взгляд. Нагрузив религию… правильно, древнегреческой мифологией и её литературными мотивами. Тексты крайне поэтизированы, впритык подогнаны под религиозную точку зрения эллинов. Можно встретить даже греческие имена богов. Не стоит забывать и то, что все античные источники о культах Баала писались через тысячу лет после прихода евреев в Землю Обетованную. Найти истину можно только в «семи табличках с мифом о Баале» города Угарита. Они в крайне плачевном состоянии, не дают целостной картины вообще.
Тексты записаны без гласных, язык явно относится к семитской группе и крайне труден для понимания. Расшифровать удалось только крохи. В отношении правильности перевода кипят научные баталии. Попробуем дать взвешенную картину.
Главное в финикийских верованиях (в отличие от иудаизма) — это разделение функций божеств, их запутанные родственные связи. Победивший в истории верховный бог Яхве является создателем всего Мироздания. В ханаанской религии все куда сложнее. В табличках Угарита бог Баал является сыном некоего Дагана. Который брат Эля (Илу), якобы верховного и отстраненного от мирской суеты божества.
Как не странно, но у главного божества Эля был прародитель, Великое Небо. Очень неразборчивый в половых связях. Верность законной супруге Земле не хранил, понаделав от других богинь кучу детишек. Сварливая жена решила прекратить безобразия и устроила переворот династический. «Обратилась за помощью» к своему старшему сыну Элю. Этот бог знал некие «волшебные слова», которые воодушевили союзное ему небесное воинство. Бой против Неба закончился полной победой мятежников, Эль лишил отца трона, узурпировал всю власть над богами.
Папаша Небо не собирался гнить в изгнании, стал замышлять всякие пакости. Послал к Элю своих дочерей — Астарту, Баалат-Гебал и Рею, чтобы они хитростью лишили узурпатора власти. Заговор провалился, все богини раскаялись, стали женами Эля. Небо продолжил бузить, затеял войну с Морем. Эль пришёл на помощь союзнику, папу поймал и оскопил. Чтобы лишить мужской силы и полностью снять вопрос о возможном царствовании.
После этого новый владыка устроил террор в небесном курятнике. Низверг в подземный мир брата Атланта, собственного сына Садида убил, отрубил голову собственной дочери и т.д. … После проведённой «чистки» занялся вопросом господства на земле, в мире людей. Реальную власть раздал верным ему богам, наградив их городами, странами и народами.
Другой ключевой персонаж ханаанской мифологии, первенец Эля — бог моря Йамму (Йам). Который, по всем правилам жанра, решил папашу подвинуть и самому стать Верховным. Сначала чем-то запугал всех богов, обложил их непомерной данью. Потом выбрал себе жену — богиню любви Астарту, которая была непонятно чьей дочерью. Она успокоила жадность супруга, наступил мир. Дальше в табличках… провал. Продолжение истории можно собрать только по отрывочным египетским папирусам.
Эль стал «отдыхающим богом», бессильным, старым и дряхлым. Без всякой власти. Ритуальный «зиц-председатель». А центральным персонажем неожиданно выступает… Баал. Этот бог необыкновенной силы сговорился с богиней любви Астартой (своей сестрой), выступил против бога моря Йамму на курултае божеств. После нескольких битв, поражений и побед, при помощи волшебной палицы «Гонитель» — Йамму был сломлен. Силача Баала провозгласили царем Богов.
Но его власть… парадоксальна. Он не может полноценно править, не имея собственного дворца. Дряхлый пенсионер Эль должен дать разрешение на стройку. Потому как номинальный «верховный бог». Старик упрямится, Баал ничего не может с ним поделать. Наступает странное равновесие.
А вот и разгадка…
В этой мифологии кроется ненависть Моисея и его бога Яхве. В ханаанской традиции функции «царя богов» и «правителя мира» оказались разделены. Именно так жили и сами финикийцы, назначая номинальных правителей городов, но реальную власть передав коллегиальным Советам. Дряхлый и беспомощный Эль не признаёт власть Баала над богами, потому что не имеет права этого сделать. Нарушен механизм престолонаследия, не тот сын захватил трон. Не прямой наследник.
«Мерзость» Баала, в глазах Яхве, — это способность бороться за власть. Составлять союзы богов. Кого-то покупать, кого-то запугивать или (чаще) договариваться. Баал следует древней традиции, узурпирует трон. Как до него сделал его предшественник Эль, свергнув Небо. И бог моря Йамму. Ненависть Яхве… это ярость проигравшего бога, который затерялся в верованиях древних евреев на каких-то третьих ролях. Призывая Моисея устроить геноцид, он ничем не лучше Баала.
Плюс, есть смешной и пикантный момент в этой «божественной Санта-Барбаре». В некоторых арамейских текстах Анат (любимая богиня Баала — Астарта) считается… супругой Яхве. В найденных надписях VIII века до нашей эры (предгорья Иудеи) упоминаются «Яхве Шомрон (Самарийский) и его Ашера», «Яхве Теман и его Ашера», «Яхве и его Ашера». Ашера — это Анат, Асират, Астарта. Но её неудачник Яхве не становится верховным божеством, даже в этой брачной конфигурации. Царствует Баал, правит Эль.
Вот весьма явные признаки того, почему божок евреев Яхве так окрысился на могущественного Баала. Понятны реальные причины, мотивы и события, связывающие этот небесный и культовый антагонизм. Правда в Ветхом Завете старательно скрыта по идеологическим соображениям. Появляется монотеистический Яхве, подсмотренный в Египте. Который сначала «узурпирует» трон, берёт в жены главную богиню. А потом идет войной на «мерзость» Баала. Руками своих адептов устраивает геноцид.