Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?

Ракса

киберэзотерик
Команда форума
Регистрация
5 Ноя 2019
Сообщения
7.150
Реакции
2.750
Баллы
113
Ну что, будем расширять кругозор... по честному и без прикрас!!!

Битва Богов: как еврейский Яхве власть над миром захватывал…


scale_1200


И для начала будем колоть один принципиальный вопрос. Касается он малоизученной, оболганной, забытой и почти неизвестной религии. Которую тысячи лет исповедовал финикийский народ и великий Карфаген. Но проиграл. Даже не пантеонам античных олимпийцев. Он рухнул перед верованиями древних евреев. Потом — выросшими из этого компота — христианами. Причин поражения несколько, начнем с самых простых.

Краткое понимание ситуации таким будет...

О религии финикийцев мало известно по причине… страха. Они не желали произносить священных имён, заменяя почтительными прозваниями: «Эл» (собственно бог), «Баал» (господин), «Баалат» (госпожа). Но это очень спорный вопрос. Похожую привычку взяли родственные финикийцам семиты-евреи. Сделав табу произнесение имени Сущего Творца. Заменяя наречение Яхве «прозвищами» — Адонай или Саваоф.

По немногочисленным мифам и находкам археологов можно говорить: в каждом финикийском городе имелся свой собственный пантеон. Боги были разные, но главенствовал принцип: главный бог, его жена (богиня плодородия), их сын. Иногда возникали другие «триады». В Тире в VII века до н.э. «царили» повелитель небес Баал-Шамем, морской владыка Баал-Малаки и воитель Баал-Цафон. Недолго.

«Небесный царь» (Эль) был существом равнодушным. Вообще не интересовался земными делами, был номинальным правителем. Жертв, само собой, ему не приносили. Другое дело — морской повелитель. Кормилец родной! Этот защитник торгового народа постоянно нуждался в почитании и внимании. В Тире это был знаменитый Мелькарт (попутно исполнял функции бога плодородия). Иногда (по политическим мотивам, чтобы не дразнить новых завоевателей) эта роль переходила к «богу алтаря благовоний» Баал-Хаммону.

scale_1200


Но в любом случае, оба божества соперничали за любовь прекрасной Астарты. Единственной верховной богини, которой поклонялись абсолютно все финикийцы. Это было воплощение жизни и любви, несмотря на крайне непредсказуемый и коварный характер тётки. В городе Библе её супругом считали юного красавца Адониса, в Сидоне — бога-врачевателя Эшмуна.

Первые финикийские храмы представляли собой огороженную площадку со зданием внутри («домом бога» — бетиль). Точно так же называли священные камни, воплощающие высшие силы. Эти булыганы ставили в «доме бога» рядом со статуями и священными книгами. Во время великих богослужений (три-четыре раза в году) из них читали короткие отрывки и долго растолковывали смыслы. При храмах обязательно росли «священные деревья», били ключевой водой «священные» источники. Неприкосновенные.

А в путешествиях вечных ханаанеи обходились вообще без храмов, принося скромные жертвы в любых красивых рощах, на вершинах холмом и гор. Подносили богам крупный и мелкий скот, резали птиц, «дарили» зерно, вино, молочные продукты… всё, что под рукой было. Жертвы сжигались на каменном «алтаре» под пение длинных гимнов, в клубах благовоний.


Далее

Ступаем на скользкую дорожку сведений, что оставили нам яростные противники финикийцев. Самой ценной жертвой… считались люди. Под башнями и воротами возводимых городов (и домов) закапывали младенцев. После военных побед закалывали множество пленных. Когда приходила большая беда, не щадили собственных детей. Якобы, один из мудрецов финикийцев Санхуньятон, дошедший до нас в пересказе римлян и греков, так писал:

«Во время великих бедствий финикийцы приносили в жертву кого-нибудь из самых дорогих людей».


scale_1200



Диодор Сицилийский вообще стал прародителем мерзких стереотипов о карфагенянах, сообщив: было «медное божество», из рук которого обреченное дитя падало в огонь. Статую прозвали Молохом (в переводе — просто «царь»). Это породило лживую байку о финикийской религии. На самом деле никакого Молоха не было, жертва посвящалась высшим покровителям города.


Корни вопроса

придётся искать… в Библии. В Ветхом Завете. Завязано туго всё на персоне досточтимого Патриарха по имени Моисей. Все помнят, что престарелый (120 лет!) евреевожатый таскал народ по пустыне 40 лет. Мог постоянно наблюдать Землю Обетованную. Но не имел права туда ступить, ибо так повелел Господь.

«И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её»;
Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдёшь».

Есть популярная точка зрения: покинувшие Египет евреи обязаны были скитаться по бесплодному Синаю. Неправда. Хронологически (и физически) они только несколько лет исполняли лютые по хитроумности «квесты». Путешествие к горе Синай, получение из высших рук Скрижалей, создание Ковчега Завета, обустройство походного Храма (Скинии), сбор многочисленной утвари для богослужений, длительные жертвоприношения в этой Скинии и т.д. … пара лет точно просматривается, если тексту следовать. И вот… они стоят у южных границ Земли Обетованной. Обязаны туда войти! Но…

scale_1200


Обычная трусость перед силой жителей тогдашней Иудеи, неверие в силу новообретённого Бога стоили евреям дополнительных тридцати восьми лет скитаний. Эти годы они не горе мыкали по пескам, само собой. Очень даже комфортно и сыто провели в речных долинах Иордании. Но пришло назначенное Господом время… Патриарху Моисею отправляться на тот свет. Он направил народ в последний поход. Близ упомянутой Творцом горы Нево испустил дух… так не войдя в Землю обетованную.

Можно даже поспорить, когда это было. Примерно в 1400 году до нашей эры, по некоторым источникам. По другим, самый край — на двести лет позже. Не суть, важно последнее важное обращение Моисея к своему народу. Как они должны вести себя, войдя в Землю Обетованную. Само собой, это не придумка древнего старца. Требование Бога:

«Когда введёт тебя Господь в землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их,
Тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня…
Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов (богов) их сожгите огнем…». (Второзаконие)

Строго говоря… это прямой призыв к тотальному и безжалостному геноциду. Но избирательному, не буду постить версты текста. Дано было чёткое и ясное указание, кого просто завоевать, а кого вырезать до седьмого колена. Вся «вина» народов, которым надлежит быть истреблёнными, была в исповедании какой-то «мерзости».

«…не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим». (Второзаконие)


scale_1200



Однако!
Итак, научный факт. Впервые в древней истории прозвучал призыв искоренения веры. В других богов. Вместе с конкретно названными адептами. Раньше в Ойкумене работал принцип «многобожия», завоеватели могли приносить своих идолов. Но не истребляли богов покоренных народов… Зачем? Принцип формулировался так: «Землю разделили между собой повелители Небес, не людям менять установленное». Евреи Моисея должны этот тысячелетний уклад разрушить. Кровью и смертью завоевать гегемонию своему Богу. Собственными руками, таков «квест».

Теперь включаем думалку, наполняем кружки и «напёрстки» крэпэньким и… пардон, охреневаем. Летим в те далёкие времена. Можно найти город или регион, где не поклонялись богам? Самым разным? Археологи вас за положительный ответ проклянут, не было такого. Важный момент: ритуалы и традиции поклонения везде были схожими или родственными. Во всяком случае — понятными.

Из какого бы «дальнего города» не приехал, сразу смекнёшь… в чью честь жертву приносят. Значит, новому еврейскому Богу не нравилось — что? Явно не внешняя ритуальная обрядовость, сам такое любил. Кровушки свежей попробовать. До пришествия Христа. В чём тогда «мерзость» проклятых народов?

Яхве — это первый монотеистический бог (эксперименты «солнечного Эхнатона» не в счет). Он первый небожитель, потребовавший поклонения только Себе. И даже… ни шага в сторону. Но какое-то разделение назначено. Одни «дальние города» с многобожием следует лишь подчинить. Но другие — на ноль умножить обязательно. Где зыбкая грань геноцида?

Ответ очевиден. Необходимо уничтожить какого-то прямого конкурента. Еврейский Яхве не борется с «многобожием» в широком смысле. Его ненависть вызывает религия конкретных, перечисленных Ветхим Заветом, народов. Которые живут в Земле Обетованной. Из известных науке… там обитал только один. По имени Баал. Самый ненавидимый до сих пор небожитель. Даже в христианской традиции, про иудейскую вообще молчим.

scale_1200



Кто таков?
Нужно искать того, кого до мокрого хитона боится новый еврейский Бог. Во-первых, а это читается в Ветхом Завете, — привлекательность «конкурента» велика. В его сторону регулярно посматривают «богоизбранные». Несмотря на гнев, ярость, чудеса и прочее волшебство их небесного покровителя. Но стадо раз за разом нарушает Заповеди. Поклоняются то другим богам, то конкретно Баалу. Яхве не просто так рефлексирует гневом, его противник крайне силен.

«Ваал». Искаженное имя бога Баала. Через «В» только на русском пишут, по невежеству, кстати. Идёт от неправильного прочтения с латиницы — «Baal». Ну… так прижилось. Традицией стало. И был выполнен завет Моисея. Культ Баала со временем уничтожили и забыли. Он сам стал страшным «демоном». Некоторые конфессии его напрямую называют Дьяволом.

Как его видели верующие? Нет картины. Приверженцы иудаизма, сторонники христианства, нетерпимые мусульмане очень старательно уничтожали наследие Баала. По пальцам одной руки профессионально пьющего работника пилорамы можно перечесть древние изображений этого бога. Найденные в городе Угарите на побережье Средиземного моря, в пограничье Сирии и Турции. Он был стёрт с лица земли «народами моря»(ветхозаветными филистимлянами) в 1180-1175 годах до нашей эры.

В ХХ веке город раскопали, изображения Баала нашли глубоко в земле. Никаких жутких и пугающих черт, обычный средиземноморский бог.

scale_1200


Большой удачей при раскопках Угарита стала библиотека главного жреца бога Баала. Глиняные таблички с множеством ритуальных текстов описывали некие предания, возвышенные «эпические тексты». Полностью давали понимание ритуала, его сакральное обоснование. Так археологи и историки получили возможность сформировать представление о религиозном мировоззрении горожан Угарита. Как они понимали главного бога Баала.


Суть верований…
Сведений в источниках о Баале крайне невелико, оставлены они врагами финикийцев и Карфагена, по большей части. В Земле Обетованной вообще не сохранились, культ целенаправленно выжигали более трех тысяч лет. Единственным источником сведений о мифологии Леванта были тексты греческих историков: Филона Библского (I-II вв. н.э.), Лукиана из Самосаты (II в. н.э.) и Нонна из Панополя (V в. н.э.).

Они были заняты пересказами легенд и преданий, каждый на свой авторский взгляд. Нагрузив религию… правильно, древнегреческой мифологией и её литературными мотивами. Тексты крайне поэтизированы, впритык подогнаны под религиозную точку зрения эллинов. Можно встретить даже греческие имена богов. Не стоит забывать и то, что все античные источники о культах Баала писались через тысячу лет после прихода евреев в Землю Обетованную. Найти истину можно только в «семи табличках с мифом о Баале» города Угарита. Они в крайне плачевном состоянии, не дают целостной картины вообще.

scale_1200


Тексты записаны без гласных, язык явно относится к семитской группе и крайне труден для понимания. Расшифровать удалось только крохи. В отношении правильности перевода кипят научные баталии. Попробуем дать взвешенную картину.


Главное в финикийских верованиях (в отличие от иудаизма) — это разделение функций божеств, их запутанные родственные связи. Победивший в истории верховный бог Яхве является создателем всего Мироздания. В ханаанской религии все куда сложнее. В табличках Угарита бог Баал является сыном некоего Дагана. Который брат Эля (Илу), якобы верховного и отстраненного от мирской суеты божества.

Как не странно, но у главного божества Эля был прародитель, Великое Небо. Очень неразборчивый в половых связях. Верность законной супруге Земле не хранил, понаделав от других богинь кучу детишек. Сварливая жена решила прекратить безобразия и устроила переворот династический. «Обратилась за помощью» к своему старшему сыну Элю. Этот бог знал некие «волшебные слова», которые воодушевили союзное ему небесное воинство. Бой против Неба закончился полной победой мятежников, Эль лишил отца трона, узурпировал всю власть над богами.

scale_1200


Папаша Небо не собирался гнить в изгнании, стал замышлять всякие пакости. Послал к Элю своих дочерей — Астарту, Баалат-Гебал и Рею, чтобы они хитростью лишили узурпатора власти. Заговор провалился, все богини раскаялись, стали женами Эля. Небо продолжил бузить, затеял войну с Морем. Эль пришёл на помощь союзнику, папу поймал и оскопил. Чтобы лишить мужской силы и полностью снять вопрос о возможном царствовании.

После этого новый владыка устроил террор в небесном курятнике. Низверг в подземный мир брата Атланта, собственного сына Садида убил, отрубил голову собственной дочери и т.д. … После проведённой «чистки» занялся вопросом господства на земле, в мире людей. Реальную власть раздал верным ему богам, наградив их городами, странами и народами.

Другой ключевой персонаж ханаанской мифологии, первенец Эля — бог моря Йамму (Йам). Который, по всем правилам жанра, решил папашу подвинуть и самому стать Верховным. Сначала чем-то запугал всех богов, обложил их непомерной данью. Потом выбрал себе жену — богиню любви Астарту, которая была непонятно чьей дочерью. Она успокоила жадность супруга, наступил мир. Дальше в табличках… провал. Продолжение истории можно собрать только по отрывочным египетским папирусам.

scale_1200


Эль стал «отдыхающим богом», бессильным, старым и дряхлым. Без всякой власти. Ритуальный «зиц-председатель». А центральным персонажем неожиданно выступает… Баал. Этот бог необыкновенной силы сговорился с богиней любви Астартой (своей сестрой), выступил против бога моря Йамму на курултае божеств. После нескольких битв, поражений и побед, при помощи волшебной палицы «Гонитель» — Йамму был сломлен. Силача Баала провозгласили царем Богов.

Но его власть… парадоксальна. Он не может полноценно править, не имея собственного дворца. Дряхлый пенсионер Эль должен дать разрешение на стройку. Потому как номинальный «верховный бог». Старик упрямится, Баал ничего не может с ним поделать. Наступает странное равновесие.


А вот и разгадка…
В этой мифологии кроется ненависть Моисея и его бога Яхве. В ханаанской традиции функции «царя богов» и «правителя мира» оказались разделены. Именно так жили и сами финикийцы, назначая номинальных правителей городов, но реальную власть передав коллегиальным Советам. Дряхлый и беспомощный Эль не признаёт власть Баала над богами, потому что не имеет права этого сделать. Нарушен механизм престолонаследия, не тот сын захватил трон. Не прямой наследник.

«Мерзость» Баала, в глазах Яхве, — это способность бороться за власть. Составлять союзы богов. Кого-то покупать, кого-то запугивать или (чаще) договариваться. Баал следует древней традиции, узурпирует трон. Как до него сделал его предшественник Эль, свергнув Небо. И бог моря Йамму. Ненависть Яхве… это ярость проигравшего бога, который затерялся в верованиях древних евреев на каких-то третьих ролях. Призывая Моисея устроить геноцид, он ничем не лучше Баала.

scale_1200


Плюс, есть смешной и пикантный момент в этой «божественной Санта-Барбаре». В некоторых арамейских текстах Анат (любимая богиня Баала — Астарта) считается… супругой Яхве. В найденных надписях VIII века до нашей эры (предгорья Иудеи) упоминаются «Яхве Шомрон (Самарийский) и его Ашера», «Яхве Теман и его Ашера», «Яхве и его Ашера». Ашера — это Анат, Асират, Астарта. Но её неудачник Яхве не становится верховным божеством, даже в этой брачной конфигурации. Царствует Баал, правит Эль.

Вот весьма явные признаки того, почему божок евреев Яхве так окрысился на могущественного Баала. Понятны реальные причины, мотивы и события, связывающие этот небесный и культовый антагонизм. Правда в Ветхом Завете старательно скрыта по идеологическим соображениям. Появляется монотеистический Яхве, подсмотренный в Египте. Который сначала «узурпирует» трон, берёт в жены главную богиню. А потом идет войной на «мерзость» Баала. Руками своих адептов устраивает геноцид.
 
Бог древних евреев Яхве: откуда такой появился?


scale_1200



Кто такой Яхве…
В 1974 году археологами был открыт древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии с середины IV тысячелетия до н.э. Назывался он — Эбла. В руинах царского дворца, скорее всего, разрушенного в XXIII веке до нашей эры, год спустя, был обнаружен огромный архив, который насчитывал около 16 тысяч клинописных глиняных табличек.

«Основная ценность царских архивов города, состоит в том, что они дали нам возможность узнать о великом государстве третьего тысячелетия до новой эры, его административном и социально-экономическом устройстве, религиозных верованиях. В более широком плане они открыли для нас совершенно новый, неизвестный мир — культуру, ставшую основой для последующих блестящих цивилизаций Сирии. Империя Эбла коренным образом изменяет наши представления о древней истории».
(археолог П. Маттие)

Итак, городская религия Эблы была симбиозом верований всего Ближнего Востока. Пантеон божеств был семитским, шумерским и хурритским, что для города-торгаша вполне было естественным явлением. Из интересующих нас богов (общесемитских) там обитали: Даган (главный, «господин»), Аштар, Баал, Рашап, Камиш, Сипиш, Адад. Был там поверженный Баалом — бог Йа (Йамму).

По версии многих исследователей, один из вариантов произношения слова «Яхве» — это «Йяхве» (позднее — Ягве). Как стало понятно из табличек Эблы, бог Йа был известен в Ханаане под именами Йева и Йамму. Этот тот самый, которого почти до смерти забил своей волшебной палицей Баал во время «дворцового переворота» на небесах.

Версия вкусная, хотя и является хоругвью альтернативной истории. Но поскольку академическая наука своих гипотез выдвигает мало, рассматривать придётся. Посылая евреев атаковать Землю Обетованную, Яхве (Йамму) с Патриархом Моисеем развязывают новую войну. Заявляют о реванше, хотят произвести рокировку главных божеств.

scale_1200


Один из многих…
Но проверим и другими методами версию. Итак, что понятно, если читать первоисточники Ветхого Завета с точки зрения историка-исследователя? То, что Яхве не всегда стоял во главе израильского пантеона божеств. Не появился (вдруг из ниоткуда) единственным и неповторимым монотеистическим Творцом. Есть прямые указания, что одно время он телепался среди других небожителей в некоем «Божественном Собрании». Был, как и все остальные ближневосточные обитатели неба, подчинён великому ханаанейскому Эль-Элиону.

Псалом 81. Там упоминается божество Элохим (Яхве), заседает в собрании Эла. Сообщает: все боги земель Леванта — сыновья Эла (Элиона).

Псалом 88 — Яхве всё ещё сын богов, но уже какой-то немыслимо великий.

«Второзаконие» — Бог Элион делит людей по числу сыновей Эл. Отрывок содержится в греческом тексте Библии (Септуагинта), перекликается с еврейскими записями из «рукописей Кумрана».

Есть ещё очень поздний «масоретский вариант» еврейской Библии, редакция одной из групп древних текстов. Что позволяет понять: во времена Моисея было семьдесят богов, каждый из них считался «божеством нации». Среди сыновей Эла, Яхве — личный Бог Иакова, третьего патриарха еврейского народа, библейский персонаж.

scale_1200

Битва Иакова с ангелом

Даже после принятия Израилем главенства Яхве, он продолжает сожительствовать с другими западно-семитскими божествами. Первая Книга Царств сообщает: Яхве стоит во главе божественного собрания каких-то низших божков. Эволюция прослеживается, когда религия стала полностью монотеистической, богословие переназначило других божеств — «безымянными» ангелами.

Но записи Угарита и Эблы говорят, раньше «помощники Яхве» имели вполне определённые имена. Обладали собственной волей. В услужении Яхве (Йамму) ходили только до момента свержения того с трона — Баалом. Ханаане жертвы ему не приносили, считали (как и «верховного Эля» — отошедшим от дел и проигравшим божком второго-третьего сорта).

Проверить это очень легко. Родственные религиозные традиции Ближнего Востока… не знают мифологию Еврейской Библии, где главным героем выступает Яхве. Нет его эпических подвигов, фактов руководства «Божественным Собранием». Тем более, Творцом Яхве нигде и никогда не выступал.

Циклы текстов Баала (Ваала) написаны во славу Баала. Или Энума Элиша — во славу Мардука. Ничем подобным Яхве не был удостоен. Но вот спёрли евреи у Баала много чего. Библейские повествования полностью повторяют мифологические темы и образы текстов города Угарита. В Ветхом Завете Яхве сражается с морскими чудовищами (это подвиг Баала перед лицом бога Ям). Потом еврейский бог борется с силами Хаоса, Левиафаном, Таннином-Рахабом. Это тоже свершения Баала.

scale_1200


Эль — наш Бог!
Другой вариант развития событий рассмотрим. Как Яхве «узурпировал» престол божеств Ханаана. Возьмём «пенсионера» Эля. Который был дряхлым, беспомощным, проигравшим свою власть над Пантеоном — Йамму. Которого потом отправил в низы пищевой цепочки — Баал. В Библии имя «Эль» встречается 230 раз. Понимание его функционала двояко: то он упоминается как «чужеземный бог», то — как одно из божеств Израиля.

По второй версии он почитался в Сихеме и Иерусалиме. Как «Эль-Берит» или «Эль-Элион». Яхве вполне мог унаследовать его титулы, стать сначала местечковыми господствующими формами бога Эля. В «Книге Исхода» Яхве отождествляется с «Эль-Шаадаем» (одно из имен Бога в иудаизме). На это намекаю предания Иакова, где Эль назначен «личным покровителем» Патриархов.

Теологи осторожно кивнут, признавая: некоторые черты личности Яхве скопированы с Эля. Пророк Исайя говорит об Яхве, как об очень пожилом божестве. Которое руководит «Божественным Советом». Участники курултая названы «кедошимами» (святыми). В монотеистической версии — они переназначены опять же — «ангелами».

Яхве занимает почётное место в «шатре» ('ōhel). Который — полная копия «дворца Эля» из ханаанских верований. Кстати, название балок походного Храма евреев (Скинии) построены на том же корне, что и термин «qrš» (павильон). А это — название резиденции Эля.

scale_1200



Пустынный бог?
Это самая старая версия научных миров, появилась еще в конце XIX века в среде немецких археологов. Они считали Яхве пустынным божеством, которому поклонялись мадианитяне. Полукочевой народ (потомки Аваама) Синайского полуострова, который «Книга Судей» назвала «измаильтянами». По этой гипотезе культ Яхве был экспортирован в Ханаан через Моисея. А обретен именно в пустыне, во время еврейских «скитаний».

Патриарх был якобы верховным жрецом мадианитян. В принципе, версия вкусная. Потому что Моисей сначала крайне благоволил этому племени. И слишком много совпадений встречается в Библии с землями этого народа (топография Южной Палестины). Более того, это находит подтверждение археологией кое-какой. Которая ставит Яхве вне западно-семитских божеств. Но находки немцев трактовать можно очень широко. А Библия говорит совсем другое.

Тесть Моисея (Иофодор) был вождем и жрецом мадианитян. Он приютил бежавшего из Египта будущего Патриарха, отдал за него свою дочь. Потом Яхве начал общение с мирным пастухом Моисеем, отправил его спасать евреев из «фараонова плена». Именно Иофор посоветовал Моисею поставить судей над выведенным народом:

«людей способных, боящихся Бога… тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками над народом, чтобы они судили народ в мирное время по малым делам, а о важных делах доносили Моисею». (Исход)

При появлении такого количества евреев, мадианитянские старейшины вняли испуганным голосам своего народа и «участвовали в призвании Валаама» (Баала), чтобы он их проклял. К тому же многие из «богоизбранных» стали в Ханаане сближаться с мадианитянами, поклоняться Баалу-Фегору, чьи праздники были крайне развратны. Это вызвало ярость Моисея, который постановил: «убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору». Яхве тоже принял участие в массовом истреблении, умертвив своим гневом 24 тысячи евреев. Потом наступил геноцид, первое истребление мадианитян.

scale_1200

Истребление мадианитян судьей Гедеоном

Мадианитяне объявили евреям войну, терзая набегами «землю Израильскую». Судья Гедеон избавил евреев от семилетнего «мадианского ига», лично убил последних упоминаемых мадианитянских царей Зевея и Салмана. Кстати, имя «Зевей» (на иврите — Зевах) переводится как «жертва». И является однокоренным с «алтарем» (на иврите — мизбеах). Имя «Салман» (ивр. Цалмунна) имеет прямую этимологическую связь со словом «тень».

Согласно «Книге Чисел», евреи уничтожили всех взрослых женщин, мужчин и детей мужского пола из народа мадианитян. Города и селения были сожжены. Награбленную добычу: скот, молодых женщин и детей мадианитян доставили к Моисею. Но он настолько разгневался, что распорядился уничтожить всех. Оставив только девственных девочек:

«И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? … Убейте всех детей мужского пола и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя». (Книга Чисел)

Дотошно подсчитана добыча евреев: 675 000 голов мелкого скота, 72 тысячи — крупного, 61 тысяча ослов и 32 тысячи девственниц. Часть была оставлена для Бога, в том числе 32 пленные девочки. Также были принесены жертвы Богу в виде золота и денег. Остальные девицы, оставленные в живых, были отданы для перевоспитания в общины…

scale_1200


Верить этому сюжету? Нет, конечно. Именно в таком изложении. Археология прямо говорит — никаких скитаний евреев по пустыням не было. Хотя библейские традиции представляют «блуждания Моисея» и исход из Египта основополагающими элементами политической и религиозной идентичности израильтян. Но наука прямо говорит: их появление является результатом внутренней эволюции ханаанского общества, начиная с самого зарождения бронзового века.

Больше сказать можно… израильтяне родом из Ханаана. Они не могли принести культ Яхве из-за пределов Палестины. Значит…

Правдоподобная версия
будет такой. В древнем мире Ханаана культ Яхве «поднялся из самых низов». Кровью и войнами утверждался несколькими племенами. Было даже время, когда Яхве и Баал почитались бок о бок. Особенно в Израильском Царстве («северном еврейском царстве»). В Самарийских «остраках» (черепки глиняного сосуда для записей) IX века до нашей эры найдены приставки к именам собственным. Как Яхве встречается, так и Баал (девять упоминаний против пяти).

Но уже заметно, культ Баала начинает проигрывать. Его имя встречается в нескольких собственных именах, Яхве же более распространен в израильской эпиграфии. В Библии царь Израиля Ахав и его финикийская жена Иезавель — почитатели культа Баала. Однако Яхве занимает очень великое место в их царствование.

scale_1200

Пророк Илия изобличает Ахава

Первого министра Ахава зовут Овадия («слуга Яхве»), сыновей — Азария («Яхве помогает») и Иехорам («Яхве вознесен»). Во второй «Книге Царей» повелитель Израиля Ииуй предстаёт защитником «дела Яхве» против Баала. Именно тогда оформляется окончательная победа одного божества над другим.

Выводы будут короткими. Чем же так не угодил Яхве его «начальник» Баал, почему евреи сделали выбор в пользу первого, устроив небесный переворот? Судя по отвращению богословскому и «разоблачению мерзостей» столкновение произошло в двух аспектах. Во-первых, это оргиастический характер культовых церемоний и храмовая проституция. Во-вторых — человеческие жертвоприношения. А вот с ними будем разбираться...
 
Победа христианской доктрины: как бесчеловечный Яхве заставил верить себе?


scale_1200


Продолжаем колупать проблему, которая спать спокойно мешает многим теологам и исследователям древних религий. Почему еврейский бог Яхве смог одолеть в мировой истории многобожие и прочие языческие культы. Подсказал идею христианства и ислама. Сделал монотеистические религии победителями в новое время. В наших широтах, во всяком случае, Восток пока оставим за скобками…

Справка.
Имеем: древнееврейские племена конца II тысячелетия до н.э. на территории Палестины. Это были примитивные сообщества родового строя, в стадии его разложения. К концу XI века до н.э. у древних евреев получается создать первое протогосударственное образование. Век спустя, при царях Давиде и Соломоне это уже почти государство, причем переживающее период расцвета. Не собственными талантами, кстати, результат был достигнут.

Еврейский народ приподнялся за счёт… упадка других цивилизаций. Их могущественные соседи (Египет, Ассирия, Вавилон и Хеттское царство) впали в кризисы, прекратили внешние экспансии, погрузились в изоляционизм и междоусобицы. Вскоре после смерти царя Соломона древнееврейское царство развалилось на два: Иуда (или Иудея) и Израиль. Ещё целый век они существовали вполне себе счастливо, то воюя друг с другом, то обнимаясь нежно в союзе.

Именно так древние евреи могли противостоять небольшим царствам, типа Моава, Эдома, Аммона и Дамаска. Но уже в конце IX века воспрянул Египет, на северо-востоке засверкали грозы нового взлета Ассирии. Которая неспешно, почти сотню лет, переварила все мелкие государства Сирии и Палестины. Борьба евреев была, но безуспешная. В 722 году до н.э. закатилась звезда независимости Израиля, северного Царства. Ассирийский царь Саргон II увёл всё население в плен, в Северную Месопотамию. Там бедолаги сгинули в ассимиляционных процессах.

scale_1200


Южное царство Иудея судьбу соседа должно было повторить, пав под натиском нового хозяина Ближнего Востока — Вавилона. Значительная часть населения была уведена в «вавилонский плен», где с 586 по 538 год горе мыкало. Получив «увольнительную» от персидского царя Кира, в благодарность за неоценимую помощь в завоевании Вавилона.


Классовая борьба?
Если послушать древнееврейского пророка Амоса, то именно в эти времена… назрела некая революционная ситуация в обществе. Непонятно, по каким именно границам произошло имущественное и классовое расслоение, но оно было великим. Падение Северного Царства (Израиля) было растолковано социальными проблемами.

«Марксист» Амос с яростью обрушивался на богачей, которые измываются над бедняками. За любое свое движение в общинах требуют хлеб, подарки, даже женщин в кратковременное пользование. В суды против бедняков ходят совершенно спокойно, уверенные в своей победе. Пророк Михей (еще один рЭволюционер) точно описал веком позже эти злодеяния:

«Пожелают полей и берут их силой, домов — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие».

Добавились проблемы внешней политики. Оба царства стали проигрывать одну войну за другой, тяжкая дань ассирийцам легла на простой люд. Богатые же становились ещё состоятельнее. Эти испытания как-то отразились на религии? Конечно. Если на ранних этапах истории, евреи поклонялись множеству духов и богов конкретных территорий («баалимам» — «владельцам»)… то закончилось всё безоговорочным авторитетом третьесортного божка по имени Яхве.

scale_1200


Как-то сформировалось представление о кровном родстве между Богом и «народом». Потом это развилось в идею «берита» (завета или союза между Израилем и Яхве). Вторую высокую договаривающуюся сторону представляли Патриархи еврейского народа, пророки. Удивительно, что речь сразу пошла о заключении полноценного Договора.

Обе стороны взяли на себя определенные обязательства. Яхве — оказывать волшебную помощь. Патриархи (через потомков) — считать Яхве единственным своим богом. С небывалыми преференциями в верности и поклонении. Был переходный этап «выделения» Яхве. Он поначалу равнодушно смотрел на других соперников. Назвав себя только «богом Израиля». Признавая право других народов кланяться «коллегам».

Кемош был богом соседних с евреями — моавитян, Милком — аммонитян, Ашшур — ассирийцев и т.д. … Но как-то появилась чёткая граница: те были «чужие боги». Яхве же… свой, собственный. Самый могущественный. Это трудно укладывается в логику древних верований. Когда беды народа отвращают его от божества-неудачника, заставляют посматривать в сторону более оборотистых небожителей.

Непонятно откуда в еврейских верованиях стал главенствовать искаженный и коллективный характер отношения к божеству. Ладно бы так… но ведь совершенно определённо наметился принцип «коллективной ответственности». За грех одного члена общины (малой группы) — перед строгим Яхве нёс ответственность весь народ. Первым доставалось близким родичам: родители — терпели за грехи детей, дети — за грехи родителей. И так «до третьего и четвертого рода».

scale_1200


С точки зрения родового строя и кровной мести — всё правильно, никаких вопросов. Однако Яхве всегда и всюду переходил привычные границы, делал это грубо и бесчеловечно. Многое невозможно объяснить этическими мотивами. С любой стороны — полная аморальщина. В извращенной форме иногда. Придавлено всё отсутствием причинно-следственных связей. Бог Яхве… непонятно за что мог горячо возлюбить неприметного человечишку, даже аморального типа. Осыпать его чудесами и благословениями.

Столь же беспричинно (или по тяжелому психиатрическому мотиву) — воспылать лютой злобой, ненавистью, разгневаться. Это, кстати, куда чаще случалось, чем «одобрительное поведение». Эпитеты соответствующие тоже присутствуют постоянно: «грозный», «гневный», «карающий», «ревнивый» и проч. Ладно, повод для гнева бывал иногда. Непослушание людей (Адам и Ева). Дерзновенная гордыня (Вавилонская Башня). Прямое нарушение бесчисленных запретов.

Но карающая длань Яхве слишком тяжка всегда. Несоразмерность наказания чудовищна. Наслать величайшие бедствия, даже совсем без вины со стороны людей? Нет проблем! Ладно бы чужаков гнобил, так своим больнее поддавал ведь. Чума на филистимлян, которые захватили святыню «ковчег Яхве», — это понятно. Но умертвить 50 070 израильтян за любопытство? За то, что в этот «ковчег» просто заглянули? Это что-то за гранью. Древних верований — тем более.

scale_1200



Против чего

тогда строилась столь странная религия? Это с учётом одного фактора, обязательного для всех верований тех тысячелетий. Ещё до «вавилонского плена», в его времена и возвращении из уютных концлагерей берегов Евфрата… еврейской религии был чужд дуализм иранского типа. Когда верховному доброму и светлому божеству (Ахурамазде) противостоит независимый верховный злой бог (Анхра-Майнью). Силы их уравновешены. Человеческий выбор может склонить чашу весов в любую сторону.

В древнееврейской религии очень поздно появляется идея о «Сатане». Это «противник и наветник». В IV веке до н.э. он один из ближников Яхве, его подчинённый «ангел». От всех остальных отличается лишь должностью обвинителя в небесном суде. Только I веке до нашей эры в апокрифических «Книге Юбилеев» и «Заветах двенадцати патриархов» — Сатана просто вырос неимоверно… Став главнокомандующим невидимых сил, враждебных Богу. Имея инструментарий Творца, способный устраивать природные катаклизмы. Повелевать душами «искушённых им людей».

В одном из первых преданий о царе Давиде сказано: Яхве сперва «возбудил Давида» произвести исчисление своих подданных, затем за этот «грех» наслал на евреев моровую язву, уничтожил семьдесят тысяч человек (2-ая Книга Царств). Давид и народ были явно озадачены… Они не в чём не провинились, лишь следовали «божьему промыслу и желанию». Не угадали с системой переписи? Ну-ну… И лишь в более позднем варианте сюжет рассказан иначе:

«И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».

Вот это понятно, это по-нашему. Сатана. Разве может добрый и милосердный Бог устроить такую дичь по своей прихоти? Нет. Вот почему поздний автор поправил своего древнего коллегу. Который явно «ошибся».

scale_1200



Загадка пророков.

Это не фигура речи, а действительно загадка ранней еврейской теологии. Где исключительную роль играют особые люди. Пророки Яхве. Сам институт пророческого движения — тайна тайн. Но его социальное и идеологическое влияние трудно осмысливать. Нет, с позиций рационализма и даже марксизма можно согласиться: пророки стали выразителями чаяний народных масс. Но тут проблема в полный рост. Быть уничтожаемыми раз за разом собственным «личным божеством»? Таково было тайное желание еврейского социума?

Или же происходили какие-то тектонические исторические события, которые заставляли целый народ вырабатывать новую систему религиозных идей? Странную со стороны, против всяких правил разума. Иначе, зачем с таким маниакальным упорством обосновывать позиции своего бога, в верованиях тех веков — слабосильного и второразрядного.

Проверим немного историей. Обстановка VIII-VII веков до н.э. была для евреев крайне неблагоприятной. Но появились пророки, которые стали покруче ещё кашу заваривать. Предрекать близкую и неотвратимую гибель Израиля. Тут не нужно было обладать сверхъестественной прозорливостью, катастрофа уже почти свершилась. Соседи в силу вошли, их рынки рабов требовали своего товара.

scale_1200


Пророки рисуют страшные бедствия в своих проповедях, предупреждают о нашествии иноземного народа. Ассирия или Вавилон — без разницы. Запылают города Израиля, храмы падут, многие люди погибнут, оставшихся ждет далекий плен и рабство. Но Яхве пообещал, что в неопределённом будущем… он сжалится над своим народом, вернёт на родину. Именно в этот день наступит Царствие Его. Мира, достатка, правды и счастья. Под дланью царя, отпрыска от корня Давидова.

Такова суть любой религии — давать верующему лучик надежды во мраке бедствий. Иначе как решить простейшую проблему: объяснить напуганному стаду, что шанс на их личное выживание — мизерный, но вот потомки заживут, как мыши в круге сыра.

Попутно обосновать нужно: бог Яхве обязательно допустит унижение и гибель своего народа. Невзирая на всякие заветы и договоры с Патриархами. Но потом… может быть… когда-нибудь… если звезды сойдутся… смилуется. Это так может работать? На себя примерьте.

scale_1200



Оправдание для Яхве.

Его нужно было придумать пророкам. Начиная с VIII века до н.э., древнееврейские государства оказались — как жаба под бороной. Египет и Ассирия (позже Вавилон и Персия) включают их в сферу своих не очень вегетарианских интересов. Потом загоняют насильственно в состав империй. Но своих богов не навязывают, в голову даже такое придти не может им.

Яхве в верованиях должен как-то трансформироваться, так ведь? Приобрести какие-то новые черты. Не узкие и сугубо национальные. А вот тут проблема главная кроется. Впрочем, как и отгадка может быть. Единственное, на чем Яхве мог выжить, — универсализм и нравственно-этическое совершенство. Только эти качества могут как-то возвысить его над пантеонами жуть как прагматичных и справедливых в мелочах богов.

Так в высказываниях пророка Амоса (VIII век до н.э.), Осии и Исайи (в VII век до н.э.) появляется тема … милосердия. За просто так. Не только евреям. Всем остальным народам тоже может перепасть милости Яхве. Пророк Амос предрекает Израилю страшные беды.

«Израиль непременно выведен будет (пленным) из земли своей».

Но Бог прав. Не правы те, кто сомневается в его могуществе, упрекает в неверности своему народу. По секрету он сообщает пророкам, что вполне так себе над всем миром властвует. Имеет попечение над другими народами.

«Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?
Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?».
(Книга пророка Амоса)

Яхве становится очень геополитически раздраженным и гневливым. Тиранить начинает не только свой народ. Беспокоится за любую несправедливость мировую. Да, есть грехи самого Израиля. Но злодеяния какого-то далекого Моава без внимания не останутся.

«За… преступления Моава… не пощажу его, потому что он пережёг кости царя Едомского в известь».

scale_1200


Какое дело Яхве до проделок чужого божка в отношении чужих народов? Ан, нет. Идея крайне революционная и необычная. Выходит за компетенцию племенного идола. Пророк Амос не отрицает исключительного положения «народа Израиля». Но переворачивает всё с ног на голову, вводя в теологию совсем незнакомое раньше понятие устами Яхве:

«Только вас признал Я из всех племён земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши».

Само собой, «беззакония» списком прилагаются. Израиль — неверная жена, изменяла Яхве с чужими богами. Это самый страшный грех. Потом пророки упирают на социальную несправедливость. Где богачи и знать покупают справедливость в судах.

«Не пощажу Израиль, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий».

Развитие доктрины можно увидеть в «Книге Исайи». Акценты там ещё раз смещаются. Яхве, уже в первом видении, предстаёт немыслимо важным небожителем. В окружении сонма придворных захребетников. Он суверенный владыка вообще всех племён и народов. Даже поработителям евреев (ассирийцам) дает поручение покрепче вразумлять неразумное свое стадо. Потому как они «жезл его гнева». Но ассирийского Ашшура он уничтожит только при условии, ежели тот «возгордится».

«...ибо Яхве награждает смиренных и посрамляет надменных. Израиль же оказался народом мятежным».


scale_1200



Выводы.

Книги пророков Иезекииля и Иеремии просто истекают отчаянием и упадком духа. Который поразил тех, кто попал в «плен вавилонский». Жизнь немногих, кто остался в Иудее, была как бы не хуже. Даже старейшины в глухом отчаянии: «Не видит нас Яхве, оставил землю сию».

Вот тут верю. Поскольку среди евреев начинает процветать полная безнадега и неверие в Яхве. Широко распространился месопотамский культ богини Неба Иштари и финикийского Таммуза-Адониса. К этой эпохе относится проповедь еще одного неизвестного пророка (Второ-Исайи). Именно он возвышает горький и наболевший вопрос: как Яхве допустил, чтобы его избранный народ лишился родины, был рассеян среди враждебных языческих народов?

Но ответ был получен. Опять в виде новой теологической идеи. «Вавилонское пленение» — это наказание за прошлые грехи… лишь отчасти. Главная причина совсем другая. Яхве (оказывается) возложил на Израиль особую и великую миссию: стать «светом для народов». Должен нести слово Его не знающим истинного Бога «до краёв земли».

Да, вот именно так, через великую и почётную миссию, которую тебе (рабу ничтожному) Яхве доверил... И не важно, что предал тебя не раз, назначил неведомо сколько ещё терпеть унижение... Чтобы когда-то потом неведомый Израиль получил великую награду!
 
Де-факто же, и с эзотерической точки зрения, всё из того же "Дневника демиурга" - экспедиция терраформаторов, внутри которой был тот самый Божественный совет... на предмет того какие ещё "лабиринты" следует ещё соорудить для дальнейшего развития популяции лабораторных мышей!!!
 
Назад
Сверху