Манихейство
Манихейство возникло в III веке по Р. X. в Вавилонии или Персии, и уходит своими корнями в Египет. Жил там араб по имени Скифан, был он образован и увлекался философией Пифагора, Эмпедокла, Аристотеля, а также заодно интересовался христианством. И вот он решил соединить античное философское учение с христианским богословием. И здесь же, в Египте, он типа нашел четыре книги: «Святое Евангелие», «Главное», «Таинство», «Сокровище жизни», в которых в извращенной форме, в духе персидского дуализма, было изложено христианское учение. По истечении некоторого времени Скифан переехал в Иудею и вскоре умер.
Труды и состояние Скифана унаследовал его ученик Терефинф, который, будучи изобличен в Иудее в нечестии, вынужден был бежать в Персию и там скрываться под именем, ни много ни мало, самого Будды. Здесь он успеха в распространении своего учения также не имел, так как встретил сильное сопротивление со стороны последователей Митры и Зороастра. Скрываясь от преследования, он поселился у одной бедной вдовы. И тут проявилась его оккультная сущность, он начал выдавать себя за искусного мага. Но недолго он волхвовал, однажды при очередном магическом сеансе вдруг погиб. Как сообщает Сократ: «Однажды делая вид, что совершает тайные посвящения, Будда низвержен был духом и таким образом погиб»... А Петр Сицилийский уточняет, что Будда, «поднявшись на крышу дома и позвав воздушных демонов, получил от Бога удар, упал с крыши на землю, и умер»...
Манихеи с самого начала стремились практиковать общение с духами, поэтому неудивительно, что манихейство стало родственно оккультизму. Кроме того, интерес представляет псевдоним Терефинфа – Будда, что может косвенно подтверждать связь манихейства с буддизмом и индуизмом. Еще убедительнее подтверждают это предположение жизнь и деятельность ученика Будды Манеса: Манес был знаком со многими верованиями: древнеперсидской религией, учениями гностиков, еврейской религией и, в известной степени, с христианством. Он много путешествовал и, говорят, был в Индии и Китае, где вел свою проповедь, так как у него сложилась особая синкретическая религиозно-философская концепция»... таким образом, манихейство предвосхитило идеи восточной ветви оккультизма – теософии почти на шестнадцать веков...
После смерти Будды его духовное и материальное наследие осталось вдове. Вдова распорядилась деньгами по своему усмотрению и купила себе мальчика, по имени Кубрик, и дала ему персидское воспитание. После смерти вдовы мальчик стал наследником ее достояния: денег и книг Будды. Чтобы скрыть свое рабское происхождение, Кубрик переименовал себя и стал называться Манесом, что на персидском означает «Собеседник», ибо ему казалось, что он искусный оратор... в своём учении он убеждал чтить многих богов, поклоняться солнцу, не допускал, что Христос был во плоти, называл его призраком, отвергал закон и пророков, а себя дерзал именовать Апостолом и великим магом...
В то время как Манес волхвовал, у персидского царя заболел ребенок. Правитель испробовал все средства, но болезнь прогрессировала. Услышав о великом чудотворце Манесе, царь пригласил его ко двору. Манес явился пред лицом царя с видом великого мага и объявил, что может вылечить мальчика. Вероятно, такое убеждение было у него не от пустой самоуверенности, а от реального общения с духами. Но духи на этот раз обманули Манеса, и, к его несчастью, мальчик умер у него на руках. Царь заключил Манеса в темницу, обвинив его в смерти ребенка. Но магу удалось вскоре бежать, и он поспешно удалился в Месопотамию. Здесь он продолжал свое начатое в Персии дело и будоражил умы своим волхованием и фокусами, старался опровергнуть христианство... он приобрел в Персии многочисленных последователей, создал свою школу и даже некую организацию, наподобие тайного общества. Когда персидский царь узнал, куда бежал Манес, он срочно послал туда своих воинов, они схватили того и привели к царю. Царь жестоко наказал кудесника: по персидскому обычаю он содрал с него кожу, сделал чучело, набил его соломой и повесил на городских воротах. Однако со смертью Манеса его учение не только не исчезло, но постепенно распространилось по всей Византийской империи. Очевидно, соблазн оккультизма был очень велик.
Особенно успешно манихейство развивалось в Армении. Здесь, в Самосате, его обновили и дополнили известные ересиархи, которые впоследствии были осуждены как еретики... Из Армении манихейство «в чистом виде и в виде своих производных распространилось на весь христианский мир, с востока до запада, по обоим берегам Средиземного моря»
Причиной такой живучести и популярности, как считают многие исследователи, была строгая, окутанная тайной и ритуалами организация манихейских общин. Будучи постоянно преследуемо, манихейство выработало особые правила поведения...
В целом манихейство разделялось на три степени посвящения. Каждая степень имела свои законы и уставы, но низшая степень не знала, чем занималась высшая. К высшей степени посвящения принадлежали только избранные. Руководитель, как правило, выдавал себя за великого чудотворца, духа утешителя, присваивал себе имя одного из учеников апостола Павла, и все остальные поклонялись и почитали его как апостола.
Манихейство постепенно приобрело черты политической организации. Оно часто пополняло ряды своих последователей за счёт государственных или церковных оппозиционеров, так как в основе своей содержало антигосударственные и антицерковные идеи.
Не зря же перед тем как казнить Манеса, персидский царь произнес ему следующий обвинительный приговор: «Твое учение разрушает государство, а потому ты сам должен быть разрушен»... по все вероятности, это и было основной причиной его казни, а не смерть царского сына, но последователи оккультизма часто фальсифицируют свою историю.
Таким образом, манихейство как учение превратилось в антигосударственную идеологию, а как организация – в подпольную повстанческую армию. Пополнение секты осуществлялась за счет пытливых, но необразованных и малограмотных христиан. Этот метод вербовки отличался лукавством и обманом... человек, согласно манихейскому учению, состоит из добра и зла. Душа – доброе начало, тело – зло, темница, рабовладелец души. Как же можно избавится от рабства тела? Первый путь – добровольно уничтожить тело физически, умертвить его – то есть путь самоубийства. Но инстинкт самосохранения не так-то легко преодолеть. Если человек и прибегнет к самоубийству, то он снова воплотится, поэтому манихеями был выбран иной путь умерщвления плоти. Он имел две практики: умерщвление аскетизмом и разложение пороками. Но как в первом, так и во втором случае плоть умерщвлялась грехом.
Манихеи под плотью подразумевали само тело, вещество, материю. И цель их была уничтожить, разложить, извратить это вещество. И таким орудием разложения они выбрали грех. В первом случае таким грехом была гордость, самолюбие, с их помощью тело приходило в расстройство. Но этот метод слишком тяжел, и на практике он почти не применялся, тем более не применяется в оккультизме в настоящее время. Если даже человек и начинает с аскетизма, то затем кончает самым разнузданным развратом. Оккультный аскетизм существует только в воображении и на бумаге.
Второй способ разложения тела осуществлялся с помощью попрания всех норм духовно-нравственных предписаний, в основном путем разврата и извращения. Этот способ неразрывно связан как с манихейством в частности, так и с оккультизмом в целом. Сексуальность и оккультизм – две неразрывно связанные силы, при этом сексуальность исключает рождение детей. Рождение детей у манихеев считалось особым злом. Поэтому у манихеев аскетизм рано или поздно превращался в разврат.
Возникнув в III веке, манихейство обрело «второе дыхание» в XII веке, когда создалась благоприятная почва для его возрождения. Духовный облик Европы в это время пришел в особый упадок, и манихейство в этот период играло роль оппозиции. Под покров манихейства собрались различные социальные и религиозные слои населения. Это были в основном угнетенные или обиженные светской и церковной властью, в их числе были попы-расстриги, нищие ремесленники и богатые купцы, крестьяне и бродяги – искатели приключений и, наконец, феодалы, без которых длительная и удачная война была в те времена невозможна...
В ХI-ХIII веках манихейство охватило всю Западную Европу. Против его адептов короли и папы вынуждены были вести вооруженную борьбу, уничтожая их физически.
В этот период манихейство выступало в виде сект катаров и альбигойцев. Они широко использовали манихейскую мораль, в частности, право на ложь и называли себя ткачами, чтобы удобно было переходить с места на место для распространения своего учения. Но на самом деле они были такими же ткачами, как масоны каменщиками...
В результате военного похода правительственных войск катары и альбигойцы были разогнаны, и манихейство как религиозно-политическое движение прекратило свое существование. Но его основы восприняли другие духовные течения. Дух противления, возникавший в условиях духовно-нравственного упадка католической церкви, искал новых форм воплощения. Таковым стал орден тамплиеров, который воспринял манихейское вероучение и манихейские принципы жизни. Кроме этого, в ордене нашли себе пристанище разогнанные остатки сект катаров и альбигойцев. Таким образом, манихейство растворилось политически, но оккультный дух его впитали в себя рыцарские католические ордена, которые и стали затем главным действующим началом в процессе возрождения оккультизма.
Манихейство оказало самое непосредственное влияние на формирование идеологии средневекового ордена тамплиеров. Структуру и организацию власти манихейских сект, психологическое воздействие на членов общины позаимствовали многие масонские ордена. От манихейства они восприняли не только учение, но и образ жизни.
=================================
Гностики. Под редакцией Еремеева С. И. Киев, 1996.
Сократ схоластик. Церковная история. М., 1996.
Тихомиров Л. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.