Гностицизм 2
Вообще считается, что первым гностиком был Симон Волхв. Он был родом из Самарии, не был ни философом, ни жрецом, ни ученым, а был чародеем и волхвом... славился тем, что творил всякие чудеса, приводя местный люд в большое изумление... нужно отдать ему должное, в этом факирском чародействе он достиг невероятных высот, во многом благодаря тому, что постоянно изучал науки, чтобы ещё больше удивлять народ своим искусством, а посредством этого иметь над ними власть – именно это побуждало Симона как гностика углубляться в тайные знания...
У Симона Волхва было несколько учеников, и самым способным оказался некий Валентин, который собственно и оформил концептуально гностическое учение... суть его такова ( бред конечно конкретный, хотя кому как, поэтому для целостности повествования опишу его поподробнее )...
... вначале был некий совершенный Эон – Первоначало (Первоотец, Глубина). Он необъятен и невидим, вечен и безначален. Ему соприсносущна Мысль (Благодать, Молчание). Эта мысль в одно время оплодотворила Глубину своим семенем, и Глубина, зачав, родила Ум. Ум равен и подобен своему отцу. Он единороден и начало всего. Вместе с умом родилась и истина.
Все зоны андрогинны, но они имеют творческое свойство и производят свое творение посредством совокупления друг с другом. Так, Слово и Жизнь произвели еще десять других эонов, каждый из которых получил свое собственное имя. Человек и Церковь, совокупившись, произвели двенадцать эонов. В итоге, во вселенной покоились тридцать эонов, все они пребывали в молчании и никому не были ведомы.
Один из самых младших эонов, произошедших от совокупления Человека и Церкви, – Премудрость, – воспылал страстью к Отцу-Первоначалу. Он вожделел постигнуть величие Отца, но не смог по причине его глубины. Тогда на пути Премудрости встал эон-Предел, он погасил страсть к Отцу и сам составил чету этому эону, предварительно очистив и украсив его. В этом отношении Предел еще называется Крестом. Премудрость и Предел, оставаясь в плероме, породили новый эон-Помышление, отягченный той же страстью, которую Премудрость имела до своего очищения. По этой причине он оказался вне плеромы и внес смуту в порядок эонов в плероме.
Для наведения порядка среди эонов и предупреждения дальнейших беспорядков и падений Единородный по предусмотрению Отца произвел еще одну чету, Христа и Духа Святаго, которыми и были приведены в порядок эоны. Они научили эоны особой премудрости и установили между ними равноправие. Эоны в знак благодарности произвели в честь Глубины совершенную красоту, звезду плеромы, которая называется Все (РАN). Этот эон есть спаситель, о котором в Евангелии сказано: «Всякий младенец мужского пола разверзающий ложесна» Помышление, которое вместе со страстью пало из плеромы, получило новое название Ахамоф. «Отделившись вместе со страстью от плеромы, говорят, по необходимости, сильнее вскипело в местах тьмы и пустоты: ибо оно стало вне света и плеромы, и подобно выкидышу, не имело образа и вида, потому что ничего не получило»
Помышление вне плеромы, согласно учению Валентина, страдало и искало выхода и света, но не могло его найти, так как на пути его стал Предел и произнес имя Иао. Помышление, страдая, породило Печаль, Страх, Недоумение, Неведение и, наконец, Обращение к тому, кто даровал жизнь. Эти эоны стали родоначальниками видимого мира. От Обращения получила происхождение всякая душа, как мира, так и Демиурга. От Страха и Печали получило название все остальное; от слез – влажная сущность, от смеха – светящееся и т. п., одним словом, от той или иной страсти Помышления получила начало та или иная сущность.
После того как Помышление освободилось от всех страстей, превратив их в сущности, оно обратилось к свету, покинувшему ее, т. е. ко Христу. Христос сам поленился выйти из плеромы, но послал ей Параклита, т. е. Спасителя. Помышление устремилось к нему и получило от него образ относительного знания и полное исцеление от страстей. Параклит отделил от нее страсти и сотворил из них неорганизованное вещество, а затем из этого вещества образовал некие сущности, которые имели способность входить в смешение с телесными составами.
Каждая вещь, по учению Валентина, имеет две сущности. Параклит пришел к Ахамоф с ангелами после того, как очистил ее от страстей, совокупился с ней, и от этого совокупления произошли духовные порождения. Таким образом, произошли три рода бытия: от страсти – вещество, от обращения – все душевное, непосредственно от Ахамоф – духовное. Далее Помышление при помощи Спасителя из душевной сущности образовало Демиурга, который стал образом Единородного. Демиург произвел архангелов и ангелов, которые были образами эонов. Таким образом, Демиург сделался отцом и богом сущего вне плеромы. Он стал образователем и зиждителем всего вещественного и душевного. Он устроил космос и семь небес, над которыми стал начальником. Но в действительности он создал все это не сам по себе, а при содействии Ахамоф. Сам же Демиург, будучи ниже и вне плеромы, не осознавал до конца всего творения и его предназначения, но подумал, что все это он сотворил сам. Демиург, неспособный к познанию духовного, «подумал, что сам он один Бог и сказал через пророков: Я Бог, и нет кроме Меня»
Кроме Демиурга, Ахамоф сотворила из печали духов злобы и диавола, миродержателя. При этом, по учению гностиков, диавол знает больше, чем Демиург, ибо он духовное существо, а Демиург – душевное.
Демиург является также и творцом человека. Взяв часть из невидимой сущности и вдохнув в нее человека душевного, обложил его кожаными ризами – плотью. Одновременно в душевного человека, тайно и невидимо для Демиурга, эоном Премудростью был всеян и духовный человек. Таким образом, человек состоит из трех сущностей: вещественной, душевной и духовной, и, в зависимости от преобладания в человеке той или иной сущности, род человеческий делится на три категории. Вещественные – это те люди, которые не способны были принять дуновение Демиурга, они обречены на вымирание. Душевные – те, которые приняли только дуновение Демиурга, они опираются на дела и простую веру и не имеют совершенного знания. Наконец, духовные люди (надо понимать – гностики) – те, которые носят в себе духовного человека и имеют истинное знание, они от вечности избраны и предопределены ко спасению. Таково, в сущности, гностическое учение Валентина, и оно является основой и образцом прочих гностических систем...
........................................
Ириней Лионский святой. Творения. СПб., 1900.
Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911.
История религий. Под ред проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. М., 1992.
Гностики. Под редакцией Еремеева С. И. Киев, 1996.